ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-12218/19 от 17.02.2020 АС Пензенской области

Арбитражный суд Пензенской области

Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,

тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://penza.arbitr.ru/  

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Пенза                                                                                         

 17 февраля 2020 года                                                                                 Дело № А49-12218/2019

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Столяр Е.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карнишиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Навигатор» Д.У. Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом «Капитальные вложения» (ОГРН 1027725006638, ИНН 7725206241)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (ОГРН 1045802010132, ИНН 5834029976),

третье лицо – общество с ограниченной ответственностью «УК Управление инвестициями» (ОГРН 1037739222620, ИНН 7710288918),

об оспаривании отказа в возврате излишне уплаченной государственной пошлины,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Комиссаровой М.С.  – представителя (дов. от 15.07.2019 № 101), Навасардяна А.Ю. – представителя (дов. от 15.07.2019 № 103),

от ответчика – Гафарова Р.Г. – представителя (дов. от 18.10.2019 № 79),

от третьего лица – не явился,

      установил:

     Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Навигатор» Д.У. закрытым рентным паевым инвестиционным фондом «Капитальные вложения» (далее – ООО «УК «Навигатор») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее – Управление Росреестра по Пензенской области), в котором просило признать незаконным решение об отказе в возврате излишне уплаченной государственной пошлины от 29.08.2019 № 07296 как не соответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации, обязать ответчика возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в размере 21546000 руб. и процентов в сумме 41321 руб. 10 коп.  из расчета по состоянию на 26.09.2019 до фактического возврата на сумму 21546000 руб. за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования (ключевой ставке) Центрального банка Российской Федерации, а также расходы на уплату государственной пошлины. В качестве основания заявленных требований ООО «УК «Навигатор» сослалось на то, что в связи со сменой управляющей компании (доверительного управляющего) подлежат внесению изменения в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН), за что подлежит уплате государственная пошлина, размер которой установлен подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ.

     Учитывая, что государственная пошлина, решение об отказе которой оспаривает заявитель, была уплачена обществом с ограниченной ответственностью «УК Управление инвестициями» Д.У. закрытым рентным паевым инвестиционным фондом «Финам-Капитальные вложения», определением от 24.12.2019 арбитражный суд привлек к участию в качестве третьего лица данное общество.

     В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительным решение Управления Росреестра по Пензенской области об отказе в возврате государственной пошлины от 29.08.2019 № 07296, обязать Управление Росреестра по Пензенской области возвратить ООО «УК «Навигатор» излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 21546000 руб., а также взыскать с ответчика в пользу заявителя проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 571411 руб. 73 коп. из расчета по состоянию на 11.02.2020 и далее до дня фактического возврата на сумму 21546000 руб. за каждый календарный день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования (ключевой ставке) Центрального банка Российской Федерации, а также расходы по уплате государственной пошлины.

     Уточнение заявленных требований принято судом.      

     Ответчик – Управление Росреестра по Пензенской области с требованиями заявителя не согласился, поскольку при передаче управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании в ЕГРН не вносятся изменения в уже имеющуюся запись о государственной регистрации доверительного управления недвижимым имуществом, находящимся в составе паевого инвестиционного фонда, а регистрируется новое обременение, в связи с чем подлежит уплате государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 22.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ. 

     Надлежащим образом извещенный представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в материалы дела представил отзыв, в котором просил удовлетворить требования заявителя.

     Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к  следующему:

     16.08.2019 ООО «УК «Навигатор» обратилось в Управление Росреестра по Пензенской области с заявлением о возврате государственной пошлины в сумме 21546000 руб.

     Решением от 29.08.2019 № 07290 Управление Росреестра по Пензенской области отказало ООО «УК «Навигатор» в возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 21546000 руб. по причине ее отсутствия.

     В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

     Согласно пункту 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

     Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 2 статьи 78 Кодекса в редакции, действующей в момент обращения заявителя).

     Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

     Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ).

     В силу пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (в редакции, действующей в момент обращения заявителя).

     В соответствии с пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

     Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (в редакции, действующей в момент обращения заявителя).

     В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

     До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

     Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины регулируется нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

     Согласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

     В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса РФ плательщиками государственной пошлины  признаются организации.

     В силу подпункта 5.2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса РФ плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21-33 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, - до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению.

     Согласно подпункту 22.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения (обременения) этого права или сделок с данным имуществом – 22000 руб.

     В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33  Налогового кодекса РФ за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 настоящего пункта, уплачивается государственная пошлина в следующих размерах: для физических лиц – 350 руб., для организаций – 1000 руб.

     Согласно пункту 3 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

     Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

     Как установлено материалами дела, ООО «УК «Навигатор» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 25 по Южному административному округу г.Москвы 30.09.2002, в настоящее время запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за № 1027725006638. Основным видом деятельности ООО «УК «Навигатор» является деятельность по управлению фондами. ООО «УК «Навигатор» имеет лицензию по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами № 21-000-1-00102, выданную Центральным банком Российской Федерации 24.12.2002.  

     Материалами дела также установлено, что в период 2012-2018 Управлением Росреестра по Пензенской области осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее закрытый рентный паевой инвестиционный фонд, в ЕГРН внесены сведения о праве общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев закрытого рентного паевого инвестиционного фонда «Финам-Капитальные вложения» (далее – Фонд «Финам-Капитальные вложения») под управлением ООО «УК «Управляющая компания «БИН ФИНАМ Групп», которая впоследствии была переименована в ООО «УК «Управление инвестициями», в отношении 1026 земельных участков, расположенных в Пензенской области.

     24.08.2018 владельцами паев Фонда «Финам-Капитальные вложения» было принято решение передать права и обязанности по договору доверительного управления Фондом от ООО «УК «Управление инвестициями» к ООО «УК «Навигатор».

     06.09.2018 между ООО «УК «Управление инвестициями» и ООО «УК «Навигатор» был заключен договор о передаче прав и обязанностей управляющей компании по договору доверительного управления Фондом (далее – Договор о передаче прав).

     В соответствии с пунктом 1.3 Договора о передаче прав права и обязанности управляющей компании по договору доверительного управления Фондом «Финам-Капитальные вложения» считаются переданными ООО «УК «Навигатор» с даты вступления в силу (даты опубликования в информационном бюллетене «Приложение к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам» сообщения о регистрации Банком России изменений и дополнений в Правила Фонда «Финам-Капитальные вложения»).

     15.10.2018 Банком России зарегистрированы изменения № 31 в Правила доверительного управления Фондом «Финам-Капитальные вложения».

     26.10.2018 сообщение о регистрации изменений и дополнений в Правила доверительного управления Фондом «Финам-Капитальные вложения» было раскрыто в Приложении к Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам, и в соответствии с пунктом 128 Правил доверительного управления Фондом «Финам-Капитальные вложения» данные изменения вступили в силу 26.10.2018.

     В связи со сменой управляющей компании  Фондом «Финам-Капитальные вложения»  - ООО «УК Управление инвестициями» на ООО «УК «Навигатор» последнее в ноябре 2018 года обратилось в Управление Росреестра по Пензенской области с 11 заявлениями, в которых просило осуществить регистрацию сделки об изменении или расторжении ранее совершенной сделки, заключающейся во внесении изменений в записи реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества в отношении 1026 земельных участков, расположенных в Пензенской области, на основании договора о передаче прав и обязанностей управляющей компании от 06.09.2018. К заявлениям были приложены следующие платежные поручения ООО «УК Управление инвестициями» Д.У. закрытым рентным паевым инвестиционным фондом «Финам-Капитальные вложения»: от 17.10.2018 № 1961 на сумму 660000 руб.; от 17.10.2018 № 1964 на сумму 396000 руб.; от 17.10.2018 № 1960 на сумму 264000 руб.; от 17.10.2018 № 1962 на сумму 220000 руб.; от 17.10.2018 № 1957 на сумму 198000 руб.; от 17.10.2018 № 1956 на сумму 5434000 руб.; от 17.10.2018 № 1959 на сумму 10428000 руб.; от 17.10.2018 № 1955 на сумму 902000 руб.; от 17.10.2018 № 1939 на сумму 814000 руб.; от 17.10.2018 № 1963 на сумму 2398000 руб.; от 17.10.2018 № 1958 на сумму 858000 руб., а всего – 22572000 руб. Размер государственной пошлины рассчитан исходя из количества земельных участков (1026) и ставки государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 22.1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (22000 руб.).

     11.01.2019 владельцами паев Фонда «Финам-Капитальные вложения» принято решение о внесении изменений в Правила доверительного управления данным Фондом, касающиеся, в том числе, смены наименования Фонда на закрытый рентный паевой инвестиционный фонд «Капитальные вложения».

     13.02.2019 сообщение о регистрации изменений и дополнений в Правила доверительного управления Фондом «Капитальные вложения» было раскрыто в Приложении к «Вестнику Федеральной службы по финансовым рынкам», и в соответствии с пунктом 128 Правил доверительного управления Фондом данные изменения вступили в силу 13.02.2019.

     Таким образом, с 13.02.2019 ООО «УК «Навигатор» является управляющей компанией Д.У. Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом «Капитальные вложения».

     16.08.2019 ООО «УК «Навигатор» обратилось в Управление Росреестра по Пензенской  области с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 21546000 руб. – разницы между суммой, уплаченной государственной пошлины (22572000 руб.), и суммой, рассчитанной исходя из количества земельных участков (1026) и ставки государственной пошлины, рассчитанной исходя из ставки государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ (1000 руб.), то есть 1026000 руб.

     Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости).

     Согласно пункту 6 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости в случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

     Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 утверждено Положение «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», согласно которому в полномочия данной службы входит организация и ведение кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимого имущества (далее – Положение № 457).

     В силу пунктам 5.13 и 5.14 Положения № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции главного администратора доходов бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принимает решение о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) средств от платежей в федеральный бюджет, администрирование которых возложено на Службу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

     Согласно пункту 4 Положения № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

     Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.04.2018 № П/013 «О наделении и порядке осуществления территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии полномочиями администраторов доходов федерального бюджета» территориальные органы Росреестра в качестве администратора доходов федерального бюджета осуществляют бюджетные полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, в том числе пеней и штрафов, также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и представление в территориальный орган Федерального казначейства соответствующих документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В перечень территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, осуществляющих полномочия администраторов доходов федерального бюджета, включено Управление Росреестра по Пензенской области.

     Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический факт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав).

     Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 4 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости).

     Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (пункт 6 статьи 1 Закона о регистрации недвижимости).

     В силу пункта 1 статьи 9 Закона о регистрации недвижимости в реестр прав вносятся изменения о правах, об ограничениях и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

     Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о регистрации недвижимости в реестр прав вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.

     Таким образом, вышеуказанные правовые нормы исходят из того, что государственной регистрации подлежит определенное право, а также его ограничение (обременение).

     В соответствии с пунктом 6 статьи 72 Закона о регистрации недвижимости со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть с 01.01.2017) сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и сведения государственного кадастра недвижимости (ГКН) считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и не требующими дополнительного подтверждения.

     Особенности государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним, содержатся в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции Российской Федерации от 25.07.2007 № 157 (согласно письму Минюста России от 24.08.2007 № 01/8403-АА не нуждается в государственной регистрации) (далее – Методические рекомендации № 157).

     Правовые основы деятельности инвестиционных фондов отражены в Федеральном законе от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее – Закон об инвестиционных фондах).

     Инвестиционный фонд – находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления (абзац 2 статьи 1 Закона об инвестиционных фондах).

     Паевой инвестиционный фонд – обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией (абзац 1 пункта 1 статьи 10 Закона об инвестиционных фондах).

     Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 10 Закона об инвестиционных фондах паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

     В соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса РФ основанием возникновения доверительного управления является договор доверительного управления имуществом.

     Согласно пункту 35 Методических рекомендаций № 157 при передаче управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании осуществляется на основании заявления от управляющей компании, которая передает права по договору доверительного управления, и от управляющей компании, к которой перешли права по договору доверительного управления, о внесении соответствующей записи в ЕГРП.

     В пункте 36 Методических рекомендацией № 157 Федеральная регистрационная служба рекомендовала в целях внесения в ЕГРП записей о передаче управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании, которой были переданы права и обязанности доверительного управления, под тем же номером регистрации вносить запись о  доверительном управлении паевым инвестиционным фондом управляющей компании, которой были переданы права и обязанности по договору доверительного управления.

     Как установлено материалами дела, 21.12.2012 было зарегистрировано право общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество Закрытого рентного паевого инвестиционного фонда «Финам-Капитальные вложения» (далее - ЗРПИФ «ФИНАМ-Капитальные вложения») на земельный участок для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1664530 кв.м, кадастровый номер 58:12:6801001:7, участок находится примерно в 1300 м по направлению на северо-запад от ориентира здание школы, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, Колышлейский район, с.Халтурино, ул.Садовая, 31. Одновременно в ЕГРП были внесены записи о праве общей долевой собственности владельцев паев Фонда, а также ограничение (обременение) данного права в виде доверительного управления имуществом в пользу ООО «Управляющая компания «БИН ФИНАМ Групп» (далее – ООО «УК «БИН ФИНАМ»).

     Впоследствии в период 2012-2018 г.г. Управление Росреестра по Пензенской области произвело регистрацию право общей долевой собственности ЗРПИФ «ФИНАМ-Капитальные вложения» в отношении иных участков земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Пензенской области, и одновременно была внесена запись в ЕГРП о доверительном управлении в пользу ООО «УК «БИН ФИНАМ».

     Передача прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании не изменяет право общей долевой собственности и ограничение (обременение) данного права.

     Таким образом, поскольку в данном случае отсутствуют основания для государственной регистрации права и его ограничении (обременении), следовательно, в ЕГРН подлежат внесению изменения, касающиеся смены управляющей компании, за что подлежит уплате государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, то есть в размере 1000 руб.

     Ссылку ответчика на пункт 142 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943 (далее – Порядок № 943), в котором указано, что при передаче управляющей компанией прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании формируется новая запись об ограничениях (обременении) о доверительном управлении паевым инвестиционным фондом управляющей компании, которой были переданы права и обязанности по договору доверительного управления, а предыдущая запись об ограничении (обременении) присваивается статус «погашенная», суд не принимает, поскольку данный Порядок не создает новые нормы права, а лишь устанавливает правила внесения сведений в кадастр недвижимости и реестр прав на недвижимость, то есть технических действий, связанных с оформлением указанных операций.

     Исходя из положений пункта 13 Порядка № 943 статус «погашенная» присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи, содержащей сведения о ранее зарегистрированном праве, ограничении права и обременении объекта недвижимости, сделке.

     Следовательно, «погашенная» запись также не свидетельствует о прекращении определенного права.

     Суд также не принимает ссылку ответчика на письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.02.2019 № 04-02281/19, поскольку данное разъяснение не носит нормативного характера, а содержит разъяснение, направленное в адрес ответчика.

     Более того, нормы Налогового кодекса РФ, устанавливающие размеры государственной пошлины, не связывают определение ее размера с формированием новой записи либо присвоением ей статуса «погашенная».

     Пункт 10 статьи 78 Налогового кодекса РФ обязывает налоговый орган (в данном случае – орган, полномочный на принятие решения о возврате излишне уплаченного налога) начислять проценты на суммы излишне уплаченного налога, своевременно не возвращенные налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

     Проценты подлежат начислению за весь период пользования чужими средствами в виде налоговых платежей, включая день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке, поскольку в этот день имеются как незаконное удержание налоговым органом этих средств, так и исполнение им обязанности по их возврату, а начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия этих средств у налогоплательщика.

     Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23.06.2009 № 832-О-О, положения пункта 10 статьи 78 Налогового кодекса РФ по своему характеру являются компенсационно-восстановительными, поскольку данные выплаты производятся в случаях, когда государственный орган не исполнил возложенные на него законом обязанности.  

     Исчисление процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога по день его фактического возврата соответствует позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.04.2017 № 302-КГ17-3745.

     Заявитель произвел расчет процентов за период с 17.09.2019 по 11.02.2020, исходя из количества дней просрочки и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, размер которых составляет 571411 руб. 73 коп.

     Данный расчет проверен судом, является верным, ответчиком не оспорен.

     При таких обстоятельствах арбитражный суд находит заявленные требования о признании незаконным решения Управления Росреестра по Пензенской области от 29.08.2019 № 07296 об отказе в возврате излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 21546000 руб. и обязании возвратить ООО УК «Навигатор» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 21546000 руб. и процентов в сумме 571411 руб. 73 коп. обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению на основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Налогового кодекса РФ.

     В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

     Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

     В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

     В связи с удовлетворением заявленных требований уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 5000 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя, поскольку с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.11.2008 № 7959/08, в случае признания обоснованными полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном объеме.

     Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                                           решил:

     Признать незаконным как противоречащее нормам Налогового кодекса Российской Федерации решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от 29.08.2019 № 07296 об отказе в возврате излишне уплаченной государственной пошлины в размере 21546000 руб. обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Навигатор» Д.У. Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом «Капитальные вложения» и обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем возврата обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Навигатор» Д.У. Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом «Капитальные вложения» излишне уплаченной государственной пошлины в размере 21546000 руб.,  процентов в сумме 571411 руб. 73 коп. из расчета по состоянию на 11.02.2020 и далее до дня фактического возврата на сумму 21546000 руб. за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования (ключевой ставке) Центрального банка Российской Федерации.

    Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (г.Пенза, ул.Суворова, 39а) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Навигатор» Д.У. Закрытым рентным паевым инвестиционным фондом «Капитальные вложения» (г.Москва, ул.Гиляровского, д. 39, стр.3, эт.8, ком.4) расходы по уплате государственной пошлины в размере 5000 руб.

     Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) в течение 1 месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пензенской области.

     Судья                                                                                                                             Е.Л. Столяр