ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-12437/19 от 23.12.2019 АС Пензенской области

Арбитражный суд Пензенской области

Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,

тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://www.penza.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Пенза                                                                                            Дело № А49-12437/2019

23 декабря 2019г.

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Дудоровой Н.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению акционерного общества «Пензадизельмаш» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении и представления,

установил:

акционерное общество «Пензадизельмаш» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области от 08.10.2019 по делу об административном правонарушении №08.1-72/26.09-1орг-ст/2-наука(ИНВ)/2019, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере 20000руб., а также о признании недействительным представления органа государственной статистики от 08.10.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Определением от 24.10.2019 заявление принято к производству суда и к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонам установлены сроки для представления истребованных судом доказательств – не позднее 18.11.2019, для представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражения в обоснование своей позиции – не позднее 09.12.2019.

В материалах дела имеются надлежащие доказательства вручения указанного определения сторонам по делу. Возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, каких-либо ходатайств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, сторонами не заявлено.

В обоснование заявленных требований Обществом приведен довод об отсутствии его вины во вмененном административном правонарушении: органом государственной статистики своевременно не была доведена до Общества форма статистического наблюдения и указания по ее заполнению, вследствие чего Общество было лишено возможности представить сведения в установленный срок. Заявитель указал, что форма статистического наблюдения 2-наука (ИНВ) с требованиями по ее заполнению поступила в канцелярию предприятия по почте 13.09.2019, в пятницу, представляет собой документ на 55 листах, объективно не могла быть представлена в орган статистики в установленный срок – 16.09.2019. Заполненная форма была сдана 19.09.2019, в этой связи заявитель считает, что у административного органа отсутствовали законные основания для выдачи 08.10.2019 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Административный орган в письменном отзыве на заявление полагал законными и обоснованными оспариваемые постановление и представление, просил отказать в удовлетворении заявленных требований. В отзыве указано, что по сведениям сайта Почта России, почтовое отправление, содержащее форму статистического наблюдения 2-наука (ИНВ) с указаниями по ее заполнению, было выдано сотруднику Общества 13.09.2019 в 12:42. Административный орган полагает, что заполнение отчета по форме 2-наука (ИНВ) не должно было занять много времени, так как в Обществе научно-исследовательской деятельностью занимаются примерно 0,1% от общей численности сотрудников предприятия, что требовало заполнения трех страниц отчета из 29  представленных. Кроме того,  в отзыве указано, что Общество могло сообщить о невозможности представления отчета в срок, но не сделало этого.

Также административным органом было заявлено ходатайство о направлении дела для рассмотрения в суд общей юрисдикции по подведомственности. Ходатайство было мотивировано тем, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку заявитель привлечен к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а за нарушение норм публичного права, а именно правил, регулирующих общественные отношения по поводу соблюдения требований действующего законодательства о статистическом учете, выполнение которых не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность. Кроме того, административный орган полагал, что норма пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусматривает возможность обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Определением суда от 18.11.2019 (в виде резолютивной части от 07.11.2019) ходатайство административного органа оставлено без удовлетворения на том основании, что вмененное Обществу административное правонарушение связано с осуществлением заявителем предпринимательской или иной экономической деятельности, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, вынесено в связи с нарушением срока представления акционерным обществом «Пензадизельмаш» формы федерального статистического наблюдения 2-наука (ИНВ) «Сведения об организации сектора исследований и разработок по состоянию на 01.01.2019» в рамках осуществления экономической деятельности (том 2 л.д. 119-121).

Ссылку административного органа на положения пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ суд отклонил как ошибочную, поскольку в рассматриваемом случае подлежит применению часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Федеральной службы государственной статистики №112 от 28.02.2019 утверждена форма федерального статистического наблюдения №2-наука (ИНВ) «Сведения об организации сектора исследований и разработок по состоянию на 1 января 2019 года», а также указания по ее заполнению. Форма утверждена для организации Министерством наука и высшего образования Российской Федерации статистического наблюдения за деятельностью организаций сектора исследований и разработок.

Согласно данному приказу информацию по форме 2-наука (ИНВ) предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, выполнявшие в отчетном году научные исследования и разработки, всех видов экономической деятельности, которые должны направлять в органы государственной статистики форму федерального статистического наблюдения №2-наука «Сведения о выполнении научных исследований и разработок», утвержденную приказом Росстата №487 от 06.08.2018.

Срок предоставления сведений по форме 2-наука (ИНВ) – не позднее 16 сентября после отчетного периода, то есть сведения по состоянию на 01.01.2019 должны быть предоставлены не позднее 16.09.2019.

Установив 17.09.2019, что сведения по форме 2-наука (ИНВ) Обществом не представлены, административный орган направил в адрес Общества уведомление о необходимости прибыть в административный орган 26.09.2019 для составления протокола об административном правонарушении (том 2 л.д. 112).

26.09.2019 в отношении Общества с участием его представителя был составлен протокол №227/07.0 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ (том 1 л.д. 24-25); по результатам рассмотрения протокола должностным лицом административного органа 08.10.2019 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №08.1-72/26.09-1орг-ст/2-наука(ИНВ)/2019, которым Общество привлечено к ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000руб., также в адрес Общества вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (том 1 л.д. 26-28).

Ссылаясь на отсутствие вины Общества во вмененном ему правонарушении, а также не отсутствие оснований для выдачи представления, Общество оспорило постановление и представление в суде.

Проанализировав материалы и обстоятельства дела, подлежащие применению правовые нормы, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).

В пункте 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области предоставления статистической информации.

Объективная сторона правонарушения заключается в непредоставлении  статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно предоставление недостоверной статистической информации. Нарушение порядка предоставления вышеуказанной информации может выражаться либо в непредоставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их предоставления.

Субъектами ответственности за данное правонарушение признаются лица, в обязанности которых входит предоставление статистической информации.

Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета, регулируются положениями Федерального закона №282-ФЗ от 29.11.2007 «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 282-ФЗ), которые распространяют свое действие на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией (пункты 2, 3 статьи 1 Федерального закона № 282-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона №282-ФЗ целью данного Федерального закона является создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, направленной на обеспечение информационных потребностей государства и общества в полной, достоверной, научно обоснованной и своевременно предоставляемой официальной статистической информации о социальных, об экономических, о демографических, об экологических и о других общественных процессах в Российской Федерации.

Одним из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность официальной статистической информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами) (пункт 1 статьи 4 Федерального закона №282-ФЗ).

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона №282-ФЗ респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 названной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения (пункт 7 статьи 2 Федерального закона №282-ФЗ).

По правилам статьи 6 Федерального закона №282-ФЗ сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации (часть 3).

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (часть 4).

Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона №282-ФЗ условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации №620 от 18.08.2008 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее – Положение №620).

В соответствии с пунктом 3 названного Положения первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.

Согласно пункту 4 Положения №620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 данного Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

В силу пункта 14 Положения №620 непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстата №112 от 28.02.2019 утверждена форма федерального статистического наблюдения №2-наука (ИНВ); данный приказ опубликован не был.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения №620 предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением, в том числе, условия о доведении субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 Положения.

В пункте 4 Положения №620 установлено, что субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.

Субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.

Бланки утвержденных в установленном порядке форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению предоставляются субъектами официального статистического учета по запросу респондентов безвозмездно.

Административным органом не оспаривается тот факт, что на официальном сайте Пензастата statreg.gsk.ruформа 2-наука (ИНВ) отсутствовала в перечне форм статистического наблюдения, подлежащих обязательному предоставлению Обществом.

Бланк названной формы с указаниями по порядку ее заполнения направлены в адрес Общества заказным почтовым отправлением 11.09.2019 с сопроводительным письмом от 26.08.2019, поступили к заявителю 13.09.2019.

Учитывая большой объем формы и указаний по ее заполнению, тот факт, что 14 и 15 сентября 2019г. – выходные дни, суд находит обоснованным довод заявителя о том, что объективно у него отсутствовала реальная возможность предоставить информацию по форме 2-наука (ИНВ) в установленный срок 16.09.2019.

Суд отклоняет изложенный в отзыве довод административного органа о том, что Общество имело возможность предоставить сведения в срок, поскольку от него требовалось заполнить лишь три страницы из 29  представленных.

Форма статистического наблюдения 2-наука (ИНВ) является вновь утвержденной формой. Сама форма и указания по ее заполнению впервые стали известны заявителю лишь 13.09.2019. Даже если осуществляемая Обществом деятельность требует заполнения лишь трех страниц формы, прежде чем приступить к заполнению формы, необходимы ознакомление с требованиями, сбор сведений и их анализ, ведь статьей 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность также и за предоставление недостоверных первичных статистических данных.

При этом следует учитывать, что формирование и предоставление форм статистического наблюдения является не единственной обязанностью должностных лиц предприятия. Несмотря на то, что безвозмездное предоставление субъектам официального статистического учета первичных статистических данных является обязанностью юридических лиц, исполнение этой обязанности не должно препятствовать или иным образом негативно отражаться на обычном процессе хозяйственной деятельности юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Проанализировав фактические обстоятельства дела, суд полагает, что у Общества не имелось возможности предоставления сведений по форме 2-наука (ИНВ) в установленный срок, поскольку форма статистического наблюдения и указания по ее заполнению не были предоставлены Обществу в разумный, необходимый для формирования сведений, срок. Фактически сведения по форме 2-наука (ИНВ) предоставлены Обществом 19.09.2019. Административным органом в оспариваемом постановлении не дана оценка данному обстоятельству. Суд считает, что с учетом даты получения статистической формы необходимые сведения сформированы и предоставлены Обществом в разумный срок.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии вины Общества во вмененном ему административном правонарушении, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Следовательно, у административного органа отсутствовали законные основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии у административного органа оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ, на основании части 2 статьи 211 АПК РФ суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления в полном объеме.

По смыслу статьи 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вносятся в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам для принятия последними мер, направленных на устранение обстоятельств, способствовавших совершению выявленного правонарушения, в целях недопущения новых нарушений.

Поскольку судом установлено отсутствие вины Общества во вмененном ему административном правонарушении, у административного органа не имелось законных оснований для внесения представления, предусмотренного статьей 29.13 КоАП РФ.

На основании изложенного суд принимает решение о признании недействительным представления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области от 08.10.2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 211, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

            Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области от 08.10.2019 по делу об административном правонарушении №08.1-72/26.09-1орг-ст/2-наука(ИНВ)/2019 в отношении акционерного общества «Пензадизельмаш» (ОГРН <***>).

            Признать недействительным представление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области от 08.10.2019, внесенное в адрес акционерного общества «Пензадизельмаш» (ОГРН <***>) по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении №08.1-72/26.09-1орг-ст/2-наука(ИНВ)/2019 по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области в течение пятнадцати дней со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                                                Н.В. Дудорова