Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,
тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://www.penza.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Пенза
7 июля 2021 года Дело №А49-1847/2020
Резолютивная часть решения оглашена 6 июля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 7 июля 2021 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Колдомасовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смолик Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению Министерства образования Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), третье лицо: ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
об оспаривании представления,
при участии в заседании: от заявителя консультанта управления бухгалтерского учета, отчетности, контроля, имущественных отношений, капитального ремонта и государственных закупок ФИО1 (доверенность от 01.03.2021 № 612ин/01-17, диплом) и начальника управления бухгалтерского учета, отчетности, контроля, имущественных отношений, капитального ремонта и государственных закупок – главного бухгалтера ФИО2 (доверенность от 18.05.2021 № 1684ин/01-15, диплом),
от ответчика главного специалиста-эксперта юридического отдела ФИО3 (доверенность от 13.05.2021, диплом) и заместителя начальника контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере ФИО4 (доверенность от 17.03.3021),
установил:
Министерство образования Пензенской области (далее – Министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (далее – Управление) о признании недействительным его представления от 10.02.2021 № 55-21-42/20ДСП и требования по перечислению в федеральный бюджет средств в размере 71 542,85 руб. и 21 605,94 тыс.руб.
В обоснование заявленных требований Министерство сослалось на недопущение нецелевого использования бюджетных средств. По мнению заявителя, выплата поощрения 7 государственным служащим в сумме 71 542,85 руб. и начисление на данные выплаты страховых взносов в ФСС, ФОМС и ПФ РФ в общей сумме 21 605,94 руб. осуществлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 164 и постановлением губернатора Пензенской области от 19.12.2019 № 162. Средства межбюджетного трансфера на поощрение за содействие достижений (уровней) показателей деятельности органов исполнительной власти, доведенные Министерству в соответствии с Законом Пензенской области от 24.12.2018 № 3283-ЗПО, направлены на выплату поощрения государственным гражданским служащим Министерства и использованы в соответствии с целями их предоставления. Подробно доводы Министерства приведены в заявлении (т.1 л.д.3-9).
Управление в письменном отзыве по делу просило в удовлетворении заявленных требований отказать, считая, что условием предоставления иных межбюджетных трансфертов являлось достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности в соответствии с пунктом 10 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1614, и достижение значения (уровня) показателя эффективности деятельности для Министерства - показателя «Уровень образования» в 2018 году относительно его установленного значения (уровня) на 2018 год. По мнению Управления, Министерством допущено нецелевое использование средств иных межбюджетных трансфертов в общей сумме 71 542,85 руб., выразившееся в выплате денежного поощрения государственным гражданским служащим, которые в 2018 году не замещали соответствующие должности и не участвовали в достижении Министерством показателя «Уровень образования» в Пензенской области в 2018 году относительно его установленного значения на 2018 год, а также в сумме 21 605,94 руб. начислений в ФФС, ФОМС и ПФ РФ, осуществленных на выплаты данным работникам. Управление полагает, что, если гражданский служащий был принят на работу позднее 2018 года, то он не осуществлял деятельность, которая способствовала достижению Министерством в 2018 году значений (уровней) показателей эффективности деятельности. Подробно доводы Управления приведены в отзыве по делу (т.2 л.д.1-3).
Определением от 13.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» (далее – Учреждение), осуществляющее начисление и выплату заработной платы работникам Министерства на основании договора оказания услуг по ведению бюджетного учета органов исполнительной власти Пензенской области от 02.03.2015 № 6 (т.2 л.д.141-142).
В письменном отзыве по делу Учреждение просило удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в нем (т.3 л.д.17-19).
До судебного заседания, 17.06.2021, от Министерства поступили письменные уточнения заявленных требований, в соответствии с которыми оно просило признать недействительными пункты 1, 2 описательной части представление Управления от 10.02.2021 № 55-21-42/30ДСП.
Третье лицо для участия в деле не явилось. О времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
В судебном заседании представители сторон не возражали против рассмотрения дела в отсутствие третьего лица.
Руководствуясь статьями 156 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Представители заявителя уточнили заявленные требования и просили по основаниям, приведенным в заявлении, признать недействительным представление Управления от 10.02.2021 № 55-21-42/30ДСП в части нарушений, описанных в пунктах 1 и 2 описательной части, и требований, изложенных в его резолютивной части и обязывающих Министерство по пунктам 1 и 2 представления в срок до 01.06.2021 осуществить возврат иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в общей сумме 93 148,79 руб., использованных по нецелевому назначению
Представители ответчика не возражали против принятия заявленных уточнений, но возражали против их удовлетворения, поддержав доводы, приведенные в отзыве и предыдущем судебном заседании.
Принимая во внимание, что уточнение заявленных требований не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, сделано полномочным лицом, арбитражный суд на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным его принять.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующему.
Должностным лицом Управления на основании приказа его руководителя от 06.10.2020 № 354 (т.2 л.д.37-38) в период с 20.10.2020 по 17.12.2020 проведена в Министерстве плановая камеральная проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В ходе проверки выявлено, в частности, 7 фактов выплаты поощрения должностным лицам Министерства, которые в 2018 году не являлись должностными лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и не участвовали в достижении субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности (приняты на работу в 2019 году), а именно: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, так как их трудовая деятельность не повлияла на выполнение Министерством показателя «Уровень образования» в Пензенской области в 2018 году относительно его установленного значения (уровня) на 2018 год. По мнению Управления, данные выплаты произведены с нарушением статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 №1614, и привели к нецелевому использованию средств иных межбюджетных трансфертов в общей сумме 93 148,79 руб., в том числе 71 542,85 руб. – выплата денежного поощрения 7-ми работникам и 21 605,94 руб. – страховые взносы, начисление на указанные поощрения и перечисление в ФСС, ФОМС и ПФ РФ. Выявленные нарушения зафиксированы на страницах 13-22 акта камеральной проверки от 25.12.2020 (т.2 л.д.9-27).
По результатам проверки 10.02.2021 Министерству выдано Представление № 55-21-42/30ДСП (далее – Представление), в пунктах 1 и 2 описательной части которого отражены указанные выше нарушения. Согласно пункту 1 резолютивной части Представления на Министерство возложена обязанность по пунктам 1 и 2 Представления в срок до 01.06.2021 по реквизитам, указанным в данном пункте, осуществить возврат иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в общей сумме 93 148,79 руб., использованных по нецелевому назначению, а также принять меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений (т.1 л.д.29-33; т.2 л.д.4-8).
Считая Представление в указанной выше части незаконным и нарушающим интересы в сфере экономической деятельности, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Исходя из положений статьи 129 Бюджетного кодекса межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1614 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – Правила), которые устанавливают порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», и (или) предоставлением иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на поощрение муниципальных управленческих команд ( пункт 1).
В силу пункта 4 Правил условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и достижение значений (уровней) показателей эффективности деятельности «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики», «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей», «Уровень реальной среднемесячной заработной платы», «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» (далее - показатели экономического блока), показателей эффективности деятельности «Уровень бедности», «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», «Естественный прирост населения», «Уровень образования» (далее - показатели социального блока) и показателя эффективности деятельности «Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)» (далее - показатель внутриполитического блока) по отдельности в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Согласно пункту 7 Правил при распределении иных межбюджетных трансфертов учитывается сводная оценка достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока, а также отдельно по указанным блокам.
Пункт 8 Правил устанавливает, что распределение иных межбюджетных трансфертов осуществляется между субъектами Российской Федерации с учетом предложений Администрации Президента Российской Федерации на основе рейтинга субъектов Российской Федерации по сводному значению оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей, достижения значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока оценки эффективности деятельности, а также определяемого Администрацией Президента Российской Федерации порогового значения показателя внутриполитического блока.
Исходя из пункта 9 Правил предоставление иных межбюджетных трансфертов в 2019 году осуществляется на поощрение региональных и муниципальных управленческих команд на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности и за достижение субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока в равных пропорциях, а также за достижение субъектом Российской Федерации значений (уровней) по указанным блокам в равных пропорциях.
Порядок определения размера иного межбюджетного трансферта за сводное значение оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности установлен пунктом 10 Правил, а размера иного межбюджетного трансферта за достижение субъектом Российской Федерации показателей экономического, социального и внутриполитического блока – пунктом 13 Правил.
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации до 15 января 2020 г. представляет в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации, в том числе акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, а также правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд.
Таким образом, согласно Правилам иные межбюджетные трансферы в 2019 году предоставляются и распределяются в целях поощрения региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации установленных значений (уровней) показателей эффективности деятельности как высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, так и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Размер иного межбюджетного трансферта определяется расчетным путем на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значения показателей эффективности в соответствии пунктом 10 Правил и за достижение субъектом Российской Федерации значений показателей эффективности по отдельности блокам в соответствии с пунктом 13 Правил. Установление порядка поощрения управленческих команд отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Пензенской области от 18.12.2019 года № 161 (далее – Постановление Губернатора № 161) определены группы должностных лиц, способствовавших достижению Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок выплаты поощрения за достижения Пензенской области в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержден постановлением Губернатора Пензенской области от 19.12.2019 № 162 (далее – Порядок).
Согласно пункту 1 Порядок определяет правила выплаты поощрения за достижение Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Размер ассигнований на выплату поощрения определяется по формуле в соответствии с пунктом 3 Порядка исходя из действующих штатных расписаний исполнительного органа государственной власти Пензенской области по состоянию на 01.12.2019.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается участниками процесса, что в пределах выделенных Министерству на поощрение управленческих команд средств на основании приказа от 24.12.2020 № 314/к-оп 7-ми работникам, указанным в акте проверки, выплачено поощрение в общей сумме 71 542,85 руб. Кроме этого, на произведенные выплаты Министерством в соответствии с требованиями НК РФ произведены начисления в ФСС, ФФОМС и ПФ РФ в общей сумме 21 605,94 руб. Указанные средства перечислены в соответствующие фонды.
Все спорные работники входят в группы должностных лиц, способствовавших достижению Пензенской областью в 2019 году значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, утвержденные Постановлением Губернатора № 161. Данные должностные лица приняты на работу в 2019 году и своей работой фактически способствовали достижению Пензенской областью показателей, явившихся основанием предоставления и распределения Пензенской области иного межбюджетного трансферта в 2019 году.
Довод Управления о том, что право на поощрение имеют только работники, принятые на работу в 2018 году, не основан на нормах Правил и Порядка.
Ссылка Управления на то, что трудовая деятельность спорных работников не повлияла на выполнение Министерством показателя «Уровень образования» в Пензенской области в 2018 году отклоняется судом, поскольку данное условие не является необходимым для выплаты вознаграждения работникам в 2019 году.
Доказательств того, что иной межбюджетный трансфер выделен для поощрения работников за достижения Пензенской области показателей эффективности в 2018 году, материалы дела не содержат.
«Уровень образования» является одним из показателей социального блока, учитываемый при распределении и предоставлении иных межбюджетных трансферов субъектам Российской Федерации и в силу пунктов 4, 9, 13 Правил влиет на его размер. При этом, исходя из Правил, достижение установленного значения (уровня) показателя экономического, социального или внутриполитического блока связано с 2018 - 2019 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что выделенные Министерству бюджетные средства использованы в соответствии с условиями их предоставления и нецелевого использования иных межбюджетных трансферов не допущено.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд находит заявителя законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации стороны от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины не разрешается судом.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным проверенное на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации представление Управления Федерального казначейства по Пензенской области от 10.02.2021 № 55-21-42/30ДСП в части нарушений, описанных в пунктах 1 и 2 описательной части, и требований, обязывающих Министерство образования Пензенской области по пунктам 1 и 2 представления в срок до 01.06.2021 осуществить возврат иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в общей сумме 93 148,79 руб., использованных по нецелевому назначению.
Обязать Управление Федерального казначейства по Пензенской области устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.