Арбитражный суд Пензенской области
440000, г.Пенза, ул.Кирова, д.35/39, тел.: (8412) 52-99-09, факс: 55-36-96, 52-70-42, 52-99-48, Email: info@penza.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
«25» июня 2013 года Дело № А49-2885/2013
г.Пенза
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Колдомасовой Л.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства без участия сторон дело по заявлению Межрегионального УГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН – <***>, ОГРН - <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН – <***>, ОГРН - <***>) о привлечении к административной ответственности,
установил:
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – Предприниматель) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на основании свидетельства о государственной регистрации от 20.12.04 серии 58 № 001100124, выданного Межрайонной ИМНС РФ № 2 по Пензенской области, и лицензии от 03.02.10 регистрационный номер АСС 58 75091, выданной Управлением (л.д.59, 58).
Должностными лицами Управления на основании распоряжения (приказа) его руководителя от 22.03.13 № 152 (л.д.62-63) в период с 03.04.13 по 22.04.13 проведена плановая выездная проверка по вопросу соблюдения Предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В ходе проверки выявлен ряд нарушений установленных лицензионных требований и условий, которые зафиксированы в акте проверки от 22.04.13 № 152 (л.д.14-26) и протоколе об административном правонарушении от 22.04.13 № 022429 серии ПЗО (л.д.11-13), в котором деяния Предпринимателя квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. При проведении проверки, составлении акта и протокола Предприниматель присутствовал. Какие-либо замечания или возражения со стороны проверяемого лица при проведении проверки и составлении процессуальных документов по ее результатам не поступили. В объяснениях к протоколу об административном правонарушении Предприниматель сообщил, что с выявленными нарушениями согласен.
В соответствии с положениями статьи 23.1 КоАП РФ на основании названного выше протокола об административном правонарушении Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования (часть 2 статьи 8 Закона о лицензировании).
Лицензионные требования к деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.04.12 № 280 (далее - Положение о лицензировании).
В силу пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к перевозке пассажиров автомобильным транспортом являются, в том числе соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (подпункт «з»), соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подпункт «и»).
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 № 196-ФЗ (далее - Закон 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств, а также обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения (абзацы соответственно 6 и 3 пункта 1 статьи 20).
Порядок учета дорожно-транспортных происшествий установлен Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.06.95 № 647 (далее – Правила учета дорожно-транспортных происшествий).
Пункт 15 Правил учета дорожно-транспортных происшествий устанавливает, что владельцы транспортных средств учитывают дорожно-транспортные происшествия с участием принадлежащих им транспортных средств независимо от места их совершения.
В соответствии с пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
В соответствие с подпунктом 2.3.2 пункта 2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.94 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.
Несоблюдение Предпринимателем приведенных выше лицензионных требований подтверждается материалами дела. Так, Предпринимателем не зафиксированы в личных карточках водителей сведения о 6-ти дорожно-транспортных происшествиях, имевших место в период с 04.11.11 по 10.08.12, и о принятых по ним мерам (л.д.29, 32-39). Не представлены ни Управлению, ни суду доказательства проведения ежемесячной сверки с органами ГИБДД сведений о дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП) с участием транспортных средств Предпринимателя, а также осуществления планирования мероприятий по предупреждению ДТП и прохождения стажировки водителем ФИО2 (л.д.30, 31).
При таких обстоятельствах административный орган обоснованно зафиксировал выявленные нарушения в пунктах 1-4 протокола об административном правонарушении и вменил их в вину Предпринимателю. Однако по нарушениям, описанным в пунктах 1 и 4 протокола об административном правонарушении, истек срок давности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ. В связи с этим основания для привлечения Предпринимателя к административной ответственности по данным эпизодам отсутствуют.
Лицензионные требования к режиму труда и отдыха водителей определены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса России от 20.08.04 № 15 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха).
Согласно пункту 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
В силу пункта 10 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (пункт 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха).
В соответствии с пунктом 24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
Из представленных в материалы дела путевых листов на автобус марки «Луидор-225000» (р/з О174ЕТ/58) от 29.03.13 № 29 и от 30.03.13 № 30 следует, что водитель ФИО2 начал рабочую смену 29.03.13 и 30.03.12 в 8 час., а закончил в 16 час. 30 мин. При продолжительности обеденного перерыва в 2 часа продолжительность его рабочей смены в эти дни составила 6 час. 30 мин. Последний маршрут движения: Каменка-Могилейка (л.д.56, 57).
Между тем согласно выпискам из системы мониторинга ГЛОНАСС спорное транспортное средство 29.03.12 в 16 час. 30 мин. находилось в г.Каменка, а 30.03.13 в указанное время – в г.Пензе (л.д.40-45).
Поскольку местом постоянной стоянки спорного транспортного средства является <...>, то рабочая смена водителя, находящегося во время окончания рабочей смены в иных населенных пунктах, не может считаться завершенной.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что сведения, содержащиеся в путевых листах №№ 29, 30 о времени окончания рабочей смены водителя, не соответствуют действительности.
По данным системы ГЛОНАСС фактически спорное транспортное средство на место постоянной стоянки поставлено по итогам рабочей смены 29.03.13 в 22 час. 25 мин., а по итогам рабочей смены 30.03.13 – в 00 час.17 мин. На основании сопоставления сведений, содержащихся в путевых листах № 29 от 29.03.13, № 30 от 30.03.13, и сведений системы мониторинга ГЛОНАСС, по мнению Управления, реальная продолжительность рабочей смены водителя ФИО2 29 и 30 марта 2013 года составила соответственно 12 час. 43 мин. и 14 час. 12 мин.
Предприниматель с выявленными нарушениями согласился. Доказательства, представленные Управлением, не опроверг.
При таких обстоятельствах суд признает доказанным нарушение Предпринимателем лицензионных требований в области соблюдения режима труда и отдыха водителей (пункт 5 протокола об административном правонарушении).
Обоснованным суд находит и вменение Предпринимателю в вину нарушение лицензионных требований, выразившихся в неорганизации послерейсовых медицинских осмотров водителей (пункт 6 протокола об административном правонарушении).
В силу абзаца 5 пункта 4 статьи 20 Закона 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны организовывать и проводить, в том числе предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Подпункт «з» пункта 4 Положения о лицензировании относит к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Закона № 196-ФЗ.
Согласно журналу регистрации предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, представленному Предпринимателем в ходе проведения проверки, водитель ФИО2 прошел послерейсовый медицинский осмотр 30.03.13 в 17 час. 30 мин. (л.д.47). Однако по данным системы ГЛОНАСС транспортное средство, которым управлял данный водитель по путевому листу № 30 от 30.03.13, в указанное время находилось в г.Пензе (л.д.41).
Материалами дела подтверждается и обратное не доказано Предпринимателем, что при осуществлении лицензируемой деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом им не соблюдены лицензионные требований к порядку оформления путевой документации и оборудованию транспортных средств, используемых для регулярных перевозок пассажиров (пункты 7, 8 протокола об административном правонарушении).
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 08.11.07 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. При этом путевой лист должен соответствовать Обязательным реквизитам и порядку заполнения путевых листов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 6).
Согласно пункту 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.08 № 152 (далее – Обязательные реквизиты), путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
Согласно подпункту 2 пункта 5 Обязательных реквизитов сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают в себя, в том числе для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона.
В силу подпунктов 3 и 4 пункта 6 Обязательных реквизитов сведения о транспортном средстве включают, в том числе показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо), а также дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Сведения о водителе включают: фамилию, имя, отчество водителя, дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (пункт 7 Обязательных реквизитов).
Пункт 13 Обязательных реквизитов предусматривает, что даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16 Обязательных реквизитов).
Лицензионные требования к оборудованию транспортных средств определены в Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.09 № 112 (далее – Правила перевозок пассажиров и багажа).
Согласно пункту 29 Правил перевозки пассажиров и багажа транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются, в том числе на заднем окне транспортного средства.
В силу пункта 33 Правил перевозки пассажиров и багажа на указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок.
Пункт 37 Правил перевозки пассажиров и багажа определяет, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается, в том числе, следующая информация: фамилия водителя (подпункт «а») наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (подпункт «б»), стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа (подпункт «г»), указатели мест расположения огнетушителей (подпункт «е»).
Из материалов дела видно, что в путевых листах № 21 от 21.03.13 (л.д.55), № 13 от 13.03.13 (л.д.51), № 10 от 10.03.13 (л.д.48), № 12 от 12.03.13 (л.д.50), № 11 от 11.03.13 (л.д.49), № 17 от 17.03.13 (л.д.54), № 16 от 16.03.13 (л.д.53), № 15 от 15.03.13 (л.д.52), №30 от 30.03.14 (л.д.57), №29 от 29.03.13 (л.д.56) не указаны: имя, отчество владельца транспортного средства (полностью), его почтовый адрес; показания одометра при выезде транспортного средства из гаража и его заезда в гараж; дата (число, месяц, год) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку; имя, отчество водителя (полностью), время (часы, минуты) проведения предрейсового медицинского осмотра водителей; дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения послересового осмотра водителя; инициалы и фамилия уполномоченного лица, ответственного за снятие показаний одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезд на постоянную стоянку; имя, отчество медицинского работника (полностью), проводившего предрейсовый медицинский осмотр водителя; штамп и подпись с указанием фамилии, имени, отчества медицинского работника, проводившего послерейсовый медицинский осмотр водителей.
Следовательно, вывод Управления о несоблюдении Предпринимателем лицензионных требований к оформлению путевой документации соответствует материалам дела. Однако на день рассмотрения настоящего дела истек трехмесячный срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, за нарушения, допущенные Предпринимателем при оформлении путевых листов, датированных до 25.03.13. В связи с этим основания для привлечения ответчика к административной ответственности за нарушения, допущенные до указанной даты, отсутствуют.
Согласно акту осмотра автотранспортных средств от 11.04.13 № 152/1 в автобусе марки «Луидор-225000» , р/з О174ЕТ/58 отсутствуют: задний указатель номера маршрута на заднем окне транспортного средства; информация о водителе (фамилия) в салоне транспортного средства; информация, содержащая наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа; информация, содержащая стоимость проезда, провоза ручной клади, перевозки багажа; указатели мест расположения огнетушителей (л.д.27-28).
Следовательно, административный орган обоснованно вменил Предпринимателю несоблюдение лицензионных требований к оформлению транспортных средств в качестве объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта осуществления Предпринимателем деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий лицензии. Ответственность за выявленные нарушения предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Перечисленные в акте и протоколе нарушения правильно квалифицированы Управлением по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен полномочным должностным лицом (часть 3 статьи 28.3 Кодекса). Срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек, за исключением нарушений порядка оформления путевых листов, датированных до 25.03.13. Истечение срока давности за данные нарушения не влияет на законность и обоснованность заявленных требований. Зафиксированных в протоколе об административном правонарушении иных нарушений лицензионных требований достаточно для привлечения ответчика к административной ответственности, поскольку каждое из данных нарушений является самостоятельным основанием для привлечения лица к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд находит требования заявителя законными и подлежащими удовлетворению. При назначении наказания суд учитывает характер допущенного правонарушения и считает возможным наложить на ответчика административный штраф в размере минимального размера санкций, предусмотренного кодексом, а именно: трех тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (место жительства: <...>; свидетельство о государственной регистрации серии 58 № 001100124 от 20.12.04 выдано Межрайонной ИМНС РФ № 2 по Пензенской области; ИНН – <***>, ОГРН - <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и взыскать административный штраф в размере 3000 руб.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель – УФК по Пензенской области (Межрегиональное УГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия), ИНН <***>, КПП 583601001, р/счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Пензенской области г.Пенза, БИК 045655001, КБК 10611690040046000140, ОКАТО 56401000000 - с представлением доказательств уплаты штрафа арбитражному суду и заявителю в указанный выше срок.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья Л.А.Колдомасова