ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-3088/19 от 27.06.2019 АС Пензенской области

Арбитражный суд Пензенской области

Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,

тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://penza.arbitr.ru/ 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Пенза                                                                                         

 28 июня 2019 года                                                                                        Дело № А49-3088/2019

     Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27 июня 2019 года.

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Столяр Е.Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнишиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детской школы искусств № 8 г.Пензы (ОГРН 1025801112985; ИНН 5834020042)

к Финансовому управлению города Пензы (ОГРН 1025801357977; ИНН 5836011371),

о признании недействительным предписания в части,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Амельченко Л.В. – директора (паспорт), Юрьевой С.Г. – представителя (дов. от 05.06.2019), Кузякиной М.Г. – представителя (дов. от 30.04.2019),

от ответчика – Тамбовцевой Е.А. – представителя (дов. от 09.01.2019 № 29), Макаровой М.А. – представителя (дов. от 15.04.2019 № 1470),

      установил:

     Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств № 8 г.Пензы  (далее – МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Финансовому управлению города Пензы (далее – Финуправление г.Пензы), в котором просило признать недействительным предписание от 21.12.2018 № 8 в части требований по взысканию и перечислению денежных средств за оказание муниципальной услуги сверх муниципального задания в размере 990200 руб. и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

     В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования. По мнению заявителя, обжалуемое предписание вынесено при отсутствии нарушений бюджетного законодательства, поскольку все показатели муниципального задания выполнены и перевыполнены.

     Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

     Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к  следующему:

     Приказом Финуправления г.Пензы от 06.11.2018 № 138 о/д назначена выездная плановая проверка МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы по вопросам исполнения муниципального задания, а также использования субсидии на иные цели за 2017 год.

     Актом выездной плановой проверки Финуправления г.Пензы от 05.12.2018 установлено, что МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы необоснованно проводило занятия с 46 учащимися, то есть сверх муниципального задания, что привело к его невыполнению и недополучению от потребителей муниципальной услуги в сумме 990200 руб.

     По результатам проведения выездной проверки заявителя Финуправлением г.Пензы 21.12.2018 вынесено предписание № 8, в котором последнее потребовало от МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы денежные средства в сумме 990200 руб. перечислить на счет № 401018103000000100001, открытый в Управлении Федерального казначейства Пензенской области (КБК 974 11302994040000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городского округа»).

     Виды государственного (муниципального) финансового контроля определены в главе 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой такой контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.

     Согласно пункту 3 статьи 265 Бюджетного кодекса РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью, в том числе, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти местных администраций (далее – орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

     Объектами государственного (муниципального) контроля в силу пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса РФ являются, в том числе главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, а также государственные (муниципальные) учреждения.

     В соответствии с пунктом 1 статьи 267.1 Бюджетного кодекса РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

     Под проверкой в целях настоящего Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

     Согласно пункту 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

     В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требований о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (в редакции, действующей в 2017 году).

     Полномочия Финуправления г.Пензы закреплены в Положении о Финансовом  управлении города Пензы, утвержденного постановлением администрации г.Пензы от 03.06.2011 № 636, согласно которому данное управление является иным органом местного самоуправления, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в городе Пензе, осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль.

     Постановлением Администрации г.Пензы от 28.01.2014 № 58 утвержден Порядок осуществления Финансовым управлением города Пензы внутреннего муниципального финансового контроля  (далее – Порядок).

      Согласно пунктам 1.1 и 1.2 Порядка на Финуправление г.Пензы возложена задача по осуществлению, в пределах своей компетенции, внутреннего муниципального финансового контроля, который включает в себя, в том числе, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.

     В силу пункта 1.4.2 Порядка объектом муниципального финансового контроля являются, в том числе, муниципальные бюджетные учреждения г.Пензы.

     В соответствии с пунктом 1.16 Порядка должностные лица Финуправления г.Пензы, уполномоченные на проведение контрольных мероприятий, обязаны выдавать предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

     Согласно пункту 3.3 Порядка предписания в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения об их направлении вручаются под роспись (направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении) представителю объекта контроля.

     В силу пункта 3.5 Порядка отмена предписаний Финуправления г.Пензы осуществляется в судебном порядке.

     В соответствии с нормами статьи 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (далее – закон (решение) о бюджете), иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

     В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся:

     отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

     отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. 

     Понятие бюджетного нарушения приведено в пункте 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому бюджетным правонарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

     Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, указаны в главе 30 Бюджетного кодекса РФ, к числу которых относятся следующие: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; нарушение условий предоставления бюджетного кредита; нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

     В силу частей 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, суд осуществляет проверку оспариваемого акта, решений и действий и устанавливает их соответствие закону, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

     При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта, законности принятия оспариваемых решений и совершения действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения действий, возлагается на орган, который принял этот акт, решение или совершил действия.

     Согласно оспариваемому предписанию содержание вменяемого заявителю нарушения заключается в том, что МБУДО ДШИ № 8 по муниципальной услуге «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» фактический объем выполнения муниципального задания превысил показатель, отраженный в Отчете об исполнении муниципального задания за 2017 год (ф. 0506001) на 7394, 5 человеко-часов.

     Сумма нарушения в денежном выражении определена в предписании в размере 990200 руб.

     В качестве нарушений в оспариваемом предписании Финуправление г.Пензы указало на пункт 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, пункт 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункт 3 постановления администрации г.Пензы от 14.12.2015 № 2147 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», пункт 2.13 Устава школы.

     Понятие государственного (муниципального) задания дано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому под таким заданием понимается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ).

     Согласно статье 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

     В силу статьи 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям отнесено, в том числе, оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

     Согласно статье 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования, в том числе, на предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения или государственного (муниципального) задания.

     Требования к государственному (муниципальному) заданию сформулированы в статье 69.2 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой государственное (муниципальное) задание должно содержать, в том числе, показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).

     Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (пункт 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ).

     В соответствии с пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе формировать государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ муниципальными учреждениями.

     Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

     Согласно пункту 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется, в том числе, за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном местной администрацией.

     Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренным абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

     По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.

     В силу пункта 5 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания должны содержать:

1)правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного

(муниципального) задания, отчета о его выполнении;

2)правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения

государственного (муниципального) задания, включая:

     расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ;

     сроки и объемы перечисления субсидии на финансирование обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания;

     возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты;

3)правила осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального)

задания государственным (муниципальным) учреждением органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя (в редакции, действующей в 2017 году). 

     Постановлением Администрации г.Пензы от 14.12.2015 № 2147 утверждено Положение о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений г.Пензы и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания (далее – Положение о порядке формирования муниципального задания).

     Согласно пункту 2 Положения о порядке формирования муниципального задания муниципальное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами муниципального задания учреждения г.Пензы, с учетом предложений муниципального учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей муниципального учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения муниципальным учреждением муниципального задания в отчетном финансовом году.

     В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке формирования муниципального задания муниципальное задание содержит показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) муниципальной услуги (работы), определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими и юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, порядки оказания соответствующих муниципальных услуг и контроля за исполнением муниципального задания, требования к отчетности о выполнении муниципального задания (в редакции, действующей в 2017 году).

     В силу пункта 4 Положения о порядке формирования муниципального задания муниципальное задание формируется в процессе формирования бюджета г.Пензы на очередной финансовый год и плановый период.

     Согласно пункту 5 Положения о порядке формирования муниципального задания муниципальное задание утверждается на срок, соответствующий установленному бюджетным законодательством Российской Федерации сроку формирования бюджета г.Пензы.

     В случае внесения изменений в показатели муниципального задания формируется новое муниципальное задание (с учетом внесенных изменений) в соответствии с положениями настоящего раздела.

     Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных муниципальному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее – имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (пункт 9 Положения о порядке формирования муниципального задания).

     Нормативные затраты на оказание муниципальной услуги рассчитываются на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в муниципальном задании, на основе определяемых в соответствии с настоящим Положением базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат (далее – корректирующие коэффициенты), с соблюдением общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением в соответствующих сферах деятельности (далее – общие требования), утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (пункт 11 Положения о порядке формирования муниципального задания).

     Согласно пункту 12 Положения о порядке формирования муниципального задания значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги утверждается в отношении бюджетных учреждений органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

     Базовый норматив затрат на оказание муниципальной услуги (далее – базовый норматив затрат) состоит из базового норматива:

     а) затрат, непосредственно связанных с оказанием муниципальной услуги;

     б) затрат на общехозяйственные нужды на оказание муниципальной услуги (пункт 13 Положения о порядке формирования муниципального задания).

     В силу пункта 14 Положения о порядке формирования муниципального задания базовый норматив затрат рассчитывается исходя из затрат, необходимых для оказания муниципальной услуги, с соблюдением показателей качества оказания муниципальной услуги, а также показателей, отражающих отраслевую специфику муниципальной услуги (содержание, условия (формы) оказания муниципальной услуги), установленных в базовом (отраслевом) перечне (далее – показатели отраслевой специфики), отраслевой корректирующий коэффициент при которых принимает значение, равное «1» (в редакции, действующей в 2017 году).

     В соответствии с пунктом 15 Положения о порядке формирования муниципального задания при определении базового норматива затрат применяются нормы материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере (далее – стандарты услуги) (в редакции, действующей в 2017 году).

     Общие требования к определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнению работ) в сфере культуры, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Управление культуры города Пензы, утверждены приказом Управления культуры города Пензы от 15.07.2016 № 58. 

     Таким образом, вышеуказанные правовые нормы исходят из того, что муниципальное задание формируется с учетом показателей, характеризующих качество и (или) объем муниципальной услуги, исходя из нормативных затрат на ее оказание.

     Как установлено материалами дела, МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Железнодорожного района г.Пензы 17.04.1995 № 1237, в настоящее время запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц № 1025801112985. Основным видом деятельности МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы является дополнительная образовательная деятельность в области искусств. Учредителем МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы является муниципальное образование город Пенза, функции которого осуществляет Управление культуры г.Пензы.

     МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 11757, выданной Министерством образования Пензенской области 17.12.2015.

     Согласно Уставу МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы является муниципальным бюджетным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета. Предметом деятельности МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы является образовательная деятельность по реализации дополнительных образовательных программ. Одним из источников финансового обеспечения МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы являются субсидии, предоставляемые из бюджета города Пензы на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием образовательных услуг в соответствии с муниципальным заданием услуг (выполнением работ).

     10.01.2017 Управление культуры г.Пензы утвердило для МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы муниципальное задание № 1 на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в котором определены на 2017 год показатели объема муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» для физических лиц, измеряемой в человеко-часах, - 49344.

     12.07.2017 Управление культуры г.Пензы утвердило для МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы муниципальное задание № 2 на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, в котором определены на 2017 год показатели объема муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» для физических лиц, измеряемой в человеко-часах, - 51357.

     10.01.2017 между учредителем - Управлением культуры г.Пензы и МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы заключено соглашение о предоставлении субсидии МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы, рассчитанной с учетом нормативных затрат на оказание им муниципальной услуги физическим и (или) юридическим лицам, и затрат на содержание муниципального имущества № 9 (далее – Соглашение № 9).

     В соответствии с Соглашением № 9 Управление культуры г.Пензы обязалось предоставить МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), и расходов на уплату налогов, в соответствии с приказом Управления культуры г.Пензы от 21.07.2016 № 58 «Об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнения работ) в сфере культуры, применяемых при расчете объема финансового обеспечения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Управление культуры города Пензы».

     Учредитель вправе: изменять размер предоставляемой в соответствии с настоящим соглашением субсидии в течение срока выполнения муниципального задания в случае внесения соответствующих изменений в муниципальное задание; сократить размер субсидии и (или) потребовать частичного или полного возврата предоставленной учреждению субсидии, если фактически исполненное учреждением задание меньше по объему, чем это предусмотрено заданием, или не соответствует качеству услуги (выполнению работ), определенному в задании.

     В приложении к Соглашению № 9 указан график перечисления субсидии МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, рассчитанной с учетом нормативных затрат на оказание им муниципальной услуги физическим и (или) юридическим лицам и затрат на содержание муниципального имущества, согласно которому размер субсидии составил 7142200 руб.

     В соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению № 9 стороны изменили размер субсидии на 2017 год на 7191958 руб.

     По итогам проведенной проверки Финуправление г.Пензы установило, что фактически МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы выполнило муниципальную услугу «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в объеме 58751,5 человеко-часов, то есть на 7394,5 человеко-часов больше, чем было запланировано в муниципальном задании (51357 человеко-часов).

     При этом размер предоставленной субсидии на выполнение данного муниципального задания не изменился.

     Также необходимо отметить, что хотя требования к качеству оказываемых услуг и не были указаны в муниципальном задании на 2017 год, они все же были соблюдены, поскольку обучение большего количества детей было произведено заявителем с учетом санитарных норм и правил, предусмотренных в СанПиН 2.4.43172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей»: на площади помещений, в котором проводились занятия по хореографии, – 100 кв.м  и 81,8 кв.м фактически обучалось 10 чел., при плановом количестве – 7 чел. и нормативе 3 кв.м на 1 обучающегося.  

     Финуправление г.Пензы, сопоставив фактическое количество обучающихся и количество преподавателей, пришло к выводу о том, что преподаватели необоснованно проводили занятия с 46 обучающимся, то есть сверх объема муниципального задания, следовательно, по мнению ответчика, МБУДО ДШИ № 8 г.Пензы не выполнило муниципальное задание, а денежные средства в сумме 990,2 тыс. руб. подлежат возврату в бюджет.

     Согласно пункта 38 вышеуказанного Положения о порядке формирования муниципального задания, если на основании отчета о выполнении муниципального задания показатели объема, указанные в отчете о выполнении муниципального задания, меньше показателей, установленных в отчете о выполнении муниципального задания (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в бюджет города Пензы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной муниципальной услуги (невыполненной работы).

     Постановлением Администрации г.Пензы от 22.09.2017 № 1764 в пункт 38 вышеуказанного Положения о порядке формирования муниципального задания введен абзац следующего содержания:

     Муниципальное задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей муниципального задания, характеризующих объем оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ), а также показателей муниципального задания, характеризующих качество оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в муниципальном задании.

     Последствия невыполнения муниципального задания изложены в пункте 39 Положения о порядке формирования муниципального задания, согласно которому в случае невыполнения муниципального задания по результатам анализа отчетов об исполнении муниципального задания на отчетный финансовый год объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в текущем финансовом году подлежит пересмотру с учетом остатков, не использованных по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

     Таким образом, вышеуказанные нормы исходят из того, что муниципальное задание является невыполненным в случае невыполнения объема оказываемых муниципальных услуг. При этом превышение объема оказываемых муниципальных услуг не свидетельствует о недостижении показателей муниципального задания, и, соответственно, невыполнении муниципального задания.

      Более того, пункт 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ и пункт 3 Положения о порядке формирования муниципального задания, нарушение которых вменяется заявителю, в 2017 году не действовали, поскольку вступили в силу с 01.01.2018.

     Кроме того, необходимо отметить, что пункт 6 статьи 69.2 и пункт 3 Положения о порядке формирования муниципального задания вводят такое понятие как «превышение допустимого (возможного) отклонения» показателей объема муниципального задания, поскольку объем муниципальной услуги, заложенный в муниципальном задании, является величиной предполагаемой (плановой), а точный объем данной услуги можно определить лишь по итогам отчетного финансового периода.

     Рассматриваемое в рамках данного дела муниципальное задание МБДОУ «ДШИ № 8 г.Пензы» на 2017 год не содержало сведений о допустимых (возможных) отклонениях.

     Ответчик в рамках данного дела не доказал, что МБДОУ «ДШИ № 8 г.Пензы» не выполнило муниципальное задание, при этом перевыполнение показателей муниципального задания в пределах неизмененного объема бюджетного финансирования не может свидетельствовать о его невыполнении и необоснованном использовании бюджетных средств.

     При таких обстоятельствах арбитражный суд находит заявленные требования о признании недействительным предписания Финуправления г.Пензы от 21.12.2018 № 8 в части требований по взысканию и перечислению в бюджет города Пензы денежных средств за оказание муниципальной услуги сверх муниципального задания в размере 990200 руб. подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению на основании статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

      Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

     В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. Заявителем при обращении в суд уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб., которая по результатам рассмотрения дела подлежит взысканию с ответчика в его пользу.  

     Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                                           решил:

     Признать недействительным как не соответствующее нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации предписание Финансового управления города Пензы от 21.12.2018 № 8 в части требований по взысканию и перечислению в бюджет города Пензы денежных средств за оказание муниципальной услуги сверх муниципального задания в размере 990200 руб. и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 8 г.Пензы».

     Взыскать с Финансового управления города Пензы (г.Пенза, площадь Маршала Жукова, 4) в пользу муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 8 г.Пензы» (г.Пенза, ул.Конструкторская, 2) расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.

     Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) в течение 1 месяца со дня его принятия.

 Судья                                                                                                                      Е.Л.Столяр