440000, г. Пенза, ул.Кирова,35/39, д. 2, тел.: (8412) 52-99-09, факс: 55-36-96,Email: info@penza.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
г. Пенза Дело № А49-3680/2013
30 сентября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2013 года, в полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2013 года
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Головановой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивахиной А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Заместителя прокурора Пензенской области (440601, <...>) к Администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области (442895, <...>; ИНН – <***>; ОГРН – <***>), третье лицо - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пензенской области (440008, <...>) о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании от заявителя - помощника прокурора Пензенской области Нефедовой А.В. (удостоверение), от ответчика – представителя – ФИО1 (доверенность от 26.02.2013)- до перерыва,
установил:
Заместитель прокурора Пензенской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области по неисполнению Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и постановления Правительства РФ «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», выразившегося в непредставлении в установленные законом сроки ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пензенской области сведений об установлении следующих территориальных зон: зона многоэтажной жилой застройки, зона административно – делового назначения, зона социально-бытового назначения, зона торгового назначения, зона учебно-производственного назначения, зона культурно-досугового назначения, зона спортивного назначения, зона коммунально-складского хозяйства, зона энергообеспечения, зона связи, зона внешнего транспорта, зона городского транспорта, зона индивидуального транспорта, зона улично - дорожной сети, зона мест отдыха общего пользования, зона городских природных территорий, зона учреждений отдыха и туризма, зона ритуального назначения, зона оборонного назначения, зона режимных территорий, зона государственных акваторий, а также координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден и обязании ответчика представить ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пензенской области указанные сведения.
Заявитель полагает, что оспариваемое бездействие не соответствует нормам Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» и нарушает права субъектов предпринимательской деятельности и всех граждан, проживающих на территории муниципального образования.
Ответчик в письменном отзыве на заявление указал, что бюджет г.Сердобска на 2013 год не позволяет профинансировать территориальное зонирование в должных объемах (т. 2 л.д. 101).
Третье лицо в письменном отзыве на заявление не возражало против удовлетворения заявленных требований ( т. 2 л.д. 90-91).
Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось. В материалах дела имеется ходатайство третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.
В судебном заседании 18.09.2013 объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 25.09.2013. После перерыва судебное разбирательство продолжено. Представитель ответчика в судебное заседание после перерыва не явился, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. В силу статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд продолжает рассмотрение дела в отсутствие ответчика и третьего лица.
Заявитель поддержал имеющееся в материалах дела ходатайство об уточнении заявленных требований от 24.09.2013 и просил суд признать незаконным бездействие Администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области по неисполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пензенской области сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден и обязать Администрацию города Сердобска Сердобского района Пензенской области представить ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пензенской области вышеуказанные сведения.
Рассмотрев заявленное ходатайство об уточнении заявленных требований, суд определил: удовлетворить ходатайство заявителя на основании статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 4 Устава городского поселения город Сердобск Сердобского района Пензенской области, принятого решением Собрания представителей города Сердобска Сердобского района Пензенской области №305-36/2 от 20.05.2011, к вопросам местного значения города Сердобска относится утверждение генерального плана города Сердобска, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Сердобска документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Сердобска, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Сердобска, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Сердобска для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Сердобска.
В силу положений статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Как следует из материалов дела, решением Собрания представителей города Сердобска Сердобского района Пензенской области №426-53/2 от 23.03.2012 были утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения город Сердобск Сердобского района Пензенской области в новой редакции, статьей 22 которых на карте градостроительного зонирования территории выделены территориальные зоны. Названные Правила разработаны на основе Генерального плана города Сердобска Сердобского района Пензенской области. Согласно пункту 4 решения Собрания представителей города Сердобска Сердобского района Пензенской области №426-53/2 от 23.03.2012 Правила вступают в силу после их официального опубликования.
Материалами дела подтверждается, что Правила землепользования и застройки городского поселения город Сердобск Сердобского района Пензенской области и карта градостроительного зонирования были опубликованы 23.03.2012 в информационном бюллетене города Сердобска Сердобского района Пензенской области, издании официальных документов «Вестник города Сердобска» №15 и соответственно 23.03.2012 вступили в законную силу.
В силу статьи 22 Правил на карте градостроительного зонирования города Сердобска Сердобского района Пензенской области выделяются следующие виды территориальных зон: жилые зоны (зона многоэтажной жилой застройки; зона жилой застройки средней этажности; зона индивидуальной жилой застройки постоянного проживания; зона индивидуальной жилой застройки сезонного проживания); общественно-деловые зоны (зона административно-делового назначения; зона социально – бытового назначения; зона торгового назначения; зона учебно – производственного назначения; зона культурно-досугового назначения; зона спортивного назначения; зона здравоохранения; зона соцобеспечения); производственные зоны (зона промышленности; зона коммунально-складского хозяйства); зоны инженерной инфраструктуры (зона энергообеспечения; зона водоснабжения и очистки стоков; зона связи); зона транспортной инфраструктуры (зона внешнего транспорта; зона городского транспорта; зона индивидуального транспорта); рекреационные зона (зона мест отдыха общего пользования; зона городских природных территорий; зона учреждений отдыха и туризма); зона специального назначения (зона ритуального назначения); зона военных объектов и режимных территорий (зона оборонного назначения; зона режимных территорий); зоны акваторий (зона государственных акваторий).
В силу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном законом порядке.
Статьей 7 Земельного Кодекса Российской Федерации определен состав земель в Российской Федерации и предусмотрено, что их правовой режим устанавливается исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
В соответствии с положениями норм данного закона, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим ФЗ недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона № 221-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объектах недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального Закона №221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
Состав сведений кадастра о зонах определен статьей 10 названного закона и к ним относятся: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон; реквизиты и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 6 статьи 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органа, в частности, местного самоуправления, в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представлять в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст.10 настоящего Федерального закона сведений.
Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 №618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» утверждено «Положение об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», в соответствии с пунктом 11 которого орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
- выписку из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);
- выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Согласно п.13 Положения орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Материалами дела подтверждается, что ответчик располагает необходимой информацией о территориальных зонах, видах разрешенного использования и в соответствии с нормами вышеперечисленного законодательства был обязан в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу Правил землепользования и застройки городского поселения город Сердобск Сердобского района Пензенской областиПензенской области представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости по всем территориальным зонам.
Как следует из представленного третьим лицом отзыва на заявление (т. 2 л.д. 90-91), в государственный кадастр недвижимости сведения о территориальных зонах внесены частично.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждено, что Администрацией города Сердобска Сердобского района Пензенской области допущено бездействие, противоречащее нормам Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» и нарушающее права и законные интересы неограниченного круга лиц. Непредставление ответчиком необходимых сведений в орган кадастрового учета не позволяет заинтересованным лицам определить соответствует ли выбранный ими вид разрешенного использования установленным видам разрешенного использования земельного участка, установить возможность использования его в выбранных целях.
С учетом изложенного, требования Заместителя прокурора Пензенской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Сердобска Сердобского района Пензенской области по неисполнению Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 618 «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости», выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пензенской области сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден.
Обязать Администрацию города Сердобска Сердобского района Пензенской области в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу представить ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пензенской области вышеуказанные сведения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья Н.В. Голованова