ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-4130/19 от 31.05.2019 АС Пензенской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 Кирова ул., д. 35/39, Пенза г.,  440000,

тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96,http://www.penza.arbitr.ru

                                          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

        город Пенза

        31 мая 2019 года                                                                          Дело № А49-4130/2019

        Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Петровой Н.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТНС Энерго Пенза» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к  Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

установил: общество с ограниченной ответственностью «ТНС Энерго Пенза» (далее – общество, ООО «ТНС Энерго Пенза») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее-  административный орган, Управление) о признании незаконными и отмене  постановления  о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № Ап 05-57-3-14.6 от 02.04.2019, на основании которого общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде предупреждения и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 02.04.2019.

        В обоснование заявленных требований общество сослалось на отсутствие в его действиях события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ. Примененный обществом при расчете платы ФИО1 за электроэнергию тариф  утвержден Приказом Управления № 174 от 29.12.2018, в связи с чем действия общества правомерны, а заявленные требования подлежат удовлетворению.

        В письменном отзыве по делу Управление возражало против удовлетворения заявленных требований, считая доказанным событие и состав административного правонарушения, вмененного обществу. Административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

        Заявитель и административный орган надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

        28.05.2019  в материалы дела  от заявителя поступило письменное ходатайство о  рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

       Согласно части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны (пункт 1); необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания (пункт 2); заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц (пункт 3).

        Изучив материалы дела, арбитражный суд считает, что при рассмотрении настоящего дела отсутствует необходимость рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства. Вынесенное Управлением  в адрес ООО «ТНС энерго Пенза»  предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства РФ в сфере регулируемых государством цен (тарифов) № 3-к/3 от 14.03.2019  не является основанием для привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ. Доказательства обратному обществом суду не представлены. 

        При таких обстоятельствах, рассмотрев указанное ходатайство, арбитражный суд определил: отказать в удовлетворении ходатайства ОО «ТНС энерго Пенза» о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства.  

        Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

        13.02.2019 в  административный орган  поступило обращение потребителя ФИО1 (вх. № 29-05)  по поводу правомерности применения ООО «ТНС Энерго Пенза» завышенного тарифа при расчете за электроэнергию, которое послужило основанием  для проведения в отношении общества  внеплановой документарной проверки (распоряжение № 3-к/3 от 22.02.2019).

        При проведении проверки должностным лицом Управления  установлено   при расчете ФИО2 (л/с <***>) платы за электроэнергию за январь 2019 года завышение  тарифа, установленного для населения, проживающего в сельских  населенных пунктах. Вместо тарифа в размере 2,41 руб/кВтч, применен тариф 3,44 руб/кВтч.

        По результатам проверки в отношении общества  в   присутствии  его уполномоченного представителя 21.03.2019 был составлен протокол об административном правонарушении № Ап05-57-3-14.6.

        Рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки и протокол об административном правонарушении, врио начальника Управления  в присутствии уполномоченного представителя общества ФИО3,  вынес в отношении общества постановление об административном правонарушении № Ап 05-57-3-14.6 от 02.04.2019, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ в виде предупреждения.

        Кроме того,  на основании статьи 29.13 КоАП РФ административным органом в адрес общества вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших, совершению административного правонарушения, от 02.04.2019..

       Считая вышеуказанные   постановление  и представление незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

       Согласно  статье  210  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при    рассмотрении    дела    об    оспаривании    решения     административного   органа  о привлечении    к     административной   ответственности    арбитражный     суд  в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий     административного      органа,   принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок   привлечения к ответственности,    не     истекли     ли    сроки  давности привлечения к административной ответственности,    а    также    иные    обстоятельства,    имеющие  значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного  органа арбитражный суд не  связан доводами,  содержащимися   в  заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. 

Арбитражный суд считает  заявленные требования подлежащими удовлетворению  на основании следующего.

        Согласно части 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ  государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

        В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в числе прочего, плату за электрическую энергию.

        В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

        В соответствии с пунктом 3.1 Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утв. Постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 № 440-пП, в пределах своих полномочий Управление устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных уровней цен (тарифов).

        29.12.2018 Управлением принят Приказ № 174 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Пензенской области на 2019 год».

        В Приложении № 1 к названному Приказу установлены цены (тарифы) на электрическую энергию.

        Так, для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, установлен одноставочный тариф на электроэнергию на 1 полугодие 2019 года в размере 2,41 руб/кВтч (пункт 3 Приложения № 1 к приказу).

        Для граждан – потребителей, ведущих садоводство и огородничество для собственных нужд, установлен одноставочный тариф на электроэнергию на 1 полугодие 2019 года в размере 3,44 руб/кВтч (пункт 3 Приложения № 1 к приказу).

        В соответствии с пунктом 8(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (в редакции, действовавшей до 01.01.2019, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем. В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию непосредственно гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, или иными лицами.

        Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.

        При этом садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение не вправе препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории этого объединения, и требовать за это плату.

        Как видно из материалов дела, 06.08.2018 ФИО1 обратилась в ООО «ТНС Энерго Пенза»  с заявлением об открытии лицевого счета, заключении договора энергоснабжения на объект энергоснабжения, расположенный по адресу: Пензенская область Пензенский район с. Малая Валяевка с/т Лесное участок 599. К заявлению приложены следующие документы: свидетельство о государственной регистрации права серия 58АА № 044377 от 06.03.2006 на  земельный участок для ведения садоводства, расположенный по адресу: Пензенская область Пензенский район с. Малая Валяевка с/т Лесное участок 599, ,  свидетельство о государственной регистрации права серия 58АБ № 845983 от 14.04.2015 на жилой дом, расположенный по адресу: Пензенская область Пензенский район с. Малая Валяевка с/т Лесное участок 599, договор на пользование инфраструктурой садоводческого некоммерческого товарищества при ведении садоводства в индивидуальном порядке, ТУ для присоединения к электрическим сетям (приложение № 1 к договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № КИСУ ИКАР 1740-004013 от 03.11.2017, заключенному между ФИО1 и ПАО «МРСК Волги»), акт об осуществлении технологического присоединения № ПЭ0001077 от 26.07.2018, справка СНТ «Лесное» от 27.06.2005 № 5.

        В соответствии с подпунктом «ц» пункта 6 части 1 статьи 7 Закона Пензенской области «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области» от 09.03.2005 № 774-ЗПО  село Малая Валяевка является сельским населенным пунктом, входящим в состав муниципального образования Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области.

        Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 № 217-ФЗ  садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гараже.

        В силу части 2 статьи 16 ЖК РФ  жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

        Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № КИСУ ИКАР 1740-004013 от 03.11.2017 заключен между ПАО «МРСК Волги» и ФИО1 Технические условия для присоединения к электрическим сетям  (Приложение № 1 к названному договору) разработаны для энергопринимающих устройств заявителя – электрооборудования жилого дома, предназначенного для бытового потребления электроэнергии. Жилой дом  заявителя расположен на территории сельского поселения – с. Малая Валяевка Пензенского района Пензенской области. ФИО1 согласно справке СНТ «Лесное» от 27.06.2005 № 5 не является членом садоводческого товарищества.

        Назначение земельного участка, находящегося в собственности ФИО1, (для ведения садоводства) не является основанием для  отнесения ФИО1 к категории  граждан, ведущих садоводство для собственных нужд.  На указанном земельном участке, расположенном в сельском населенном пункте (с. Малая Валяевка), находится жилой дом, используемый собственником для постоянного  фактического проживания.

        При таких обстоятельствах применение обществом при расчете платы ФИО1 за электроэнергию за январь 2019 года  тарифа в размере 3,44 руб/кВтч является неправомерным, поскольку  потребитель относится к населению, проживающему в сельских населенных пунктах (пункт 3 Приказа Управления № 174 от 29.12.2018).

Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ  завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

        Факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами. Административное наказание  назначено в виде предупреждения.

        Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

        При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

        Часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусматривает замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

        В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

        Из материалов дела видно, что ООО «ТНС Энерго Пенза» не является субъектом малого и среднего предпринимательства. Доказательства обратному в материалах дела отсутствуют. Кроме того,   неправильное применение при расчете платы за электроэнергию  более высокого тарифа, чем предусмотрено Приказом для соответствующей категории потребителей, влечет причинение последним имущественного ущерба (уплата за электроэнергию денежных средств в завышенных размерах).

        При таких обстоятельствах применение к обществу за совершенное административное правонарушение наказания в виде  предупреждения является неправомерным и необоснованным.

        На основании вышеизложенного оспариваемое  заявителем постановление  о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № Ап-05-57-3-14.6 от 02.04.2019 подлежит признанию судом незаконным.

        В соответствии с часть 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

        Поскольку материалами дела подтверждается наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ,  повлекшего нарушение ООО «ТНС Энерго Пенза» установленного порядка ценообразования, выразившегося в завышении в январе 2019 года тарифа на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах,  вынесенное в адрес общества представление об устранении причин и условий, способствовавших  совершению административного правонарушения от 02.04.2019, является законным и обоснованным, а требования заявителя в указанной части не подлежат удовлетворению.

        На основании вышеизложенного арбитражный суд считает требования заявителя  подлежащими удовлетворению частично.

        Руководствуясь статьями 211, 227, 228,  229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

        отказать в удовлетворении ходатайства ОО «ТНС энерго Пенза» о рассмотрении дела по правилам административного судопроизводства.  

    Заявленные требования удовлетворить частично.

       Признать   незаконным  как  не соответствующее нормам Кодекса Российской Федерации об  административных       правонарушениях      постановление  Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области № Ап 05-57-3-14.6 от 02.04.2019 о   привлечении  общества с ограниченной ответственностью «ТНС Энерго Пенза» (440039 <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>)    к    административной   ответственности   по  части 1 статьи 14.6    КоАП РФ    в     виде   предупреждения и отменить его полностью. 

        В удовлетворении остальной части требований отказать.

       Решение может  быть обжаловано в пятнадцатидневный срок со дня принятия  в апелляционном порядке в  Одиннадцатый  арбитражный  апелляционный суд (г. Самара).

       Судья                                                                                                            Н.Н. Петрова