ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-5631/10 от 30.09.2010 АС Пензенской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 

  440026, г. Пенза, ул. Белинского, д. 2, тел.: (8412) 52-99-09, факс: 55-36-96,  Email: info@penza.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

РЕШЕНИЕ

г. Пенза Дело № А49-5631/2010

1 октября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2010.

Мотивированное решение изготовлено 1 октября 2010 года

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Земцовой М.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Н.Мещеряковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Алиева Азизага Азиз оглы

к Управлению Федеральной миграционной службы по Пензенской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

при участии в заседании до перерыва:

от заявителя – не явились,

от административного органа – ведущего специалиста-эксперта Желонкиной Н.В. (доверенность от 30.12.2009г. № 1/15878),

установил:

Индивидуальный предприниматель Алиев Азизага Азиз оглы (далее – заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной миграционной службы по Пензенской области (далее – УФМС России по Пензенской области, административного органа) по делу об административном правонарушении от 26.07.2010 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа в сумме 400000 руб. по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В заявлении заявитель сослался на малозначительность совершенного административного правонарушения. При этом указал, что бланк уведомления о прибытии находился у самого иностранного гражданина, а предприниматель устно уведомил административный орган об их убытии. С учетом этих обстоятельств, правонарушение не повлекло какого-либо ущерба для государства, общества и граждан.

В судебное заседание представитель заявителя не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 13, частью 3 статьи 156, частью 3 стати 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.

Представитель административного органа в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился, считая, что постановление является законным и обоснованным. Пояснил суду, что заявитель, будучи принимающей стороной, не сообщил в административный орган об убытии иностранных граждан. Правонарушение не может быть признано малозначительным, так как предпринимателю хорошо известно о его обязанностях принимающей стороны, поскольку приемом иностранных граждан он занимается постоянно с 2006 года.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил, что Алиев Азизага Азиз оглы 11.10.2000 зарегистрирован администрацией Октябрьского района г.Пензы в качестве индивидуального предпринимателя.

Судом установлено, что должностным лицом УФМС по Пензенской области по итогам проведенной проверки режима пребывания иностранного гражданина Аджалова Н.Н. (гражданин Республики Узбекистан), состоявшего на миграционном учете с 24.09.2009 по 09.02.2010 по адресу: г.Пенза, Проспект Строителей, 146-2, было установлено, что названный иностранный гражданин убыл из места пребывания 09.02.2010, а индивидуальный предприниматель Алиев Азизага Азиз оглы, выступавший принимающей стороной, в установленный срок не представил в ОУФМС по Пензенской области в Октябрьском районе г. Пензы отрывную часть бланка уведомления о прибытии в отношении указанных иностранных граждан.

По факту неисполнения заявителем обязанностей принимающей стороны в сфере миграционного учета по поводу представления отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина Аджалова Н.Н. должностное лицо УФМС по Пензенской области 23.07.2010 составило в отношении предпринимателя Алиева Азизага Азиз оглы в его присутствии протокол АА №030352 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.

26.07.2010 заместителем начальника административного органа в присутствии Алиева А.А.О. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400000 руб.

Считая данное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Нарушение правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации влечет за собой применение мер административной ответственности, установленных статьей 18.9 КоАП РФ.

В силу положений части 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. При этом согласно примечанию к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица.

Порядок осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определен Федеральным законом от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 109-ФЗ), а также Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 (далее – Правила осуществления миграционного учета).

В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ под стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, понимается гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.

Понятие места пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации дано в пункте 4 части 1 статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ, согласно которому таковым считается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 109-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющимся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

В силу статьи 22 Федерального закона № 109-ФЗ постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых принимающей стороной непосредственно в такой орган либо путем направления этих уведомлений почтовым отправлением.

Статья 23 Федерального закона № 109-ФЗ к числу оснований снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания относит, в частности, убытие иностранного гражданина из места пребывания.

Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания (часть 2 статьи 23 Федерального закона № 109-ФЗ).

Аналогичные требования предусмотрены в Правилах осуществления миграционного учета, согласно пункту 39 которых при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.

Как видно из материалов дела, предприниматель Алиев Азизага Азиз оглы в качестве работодателя заключил с иностранным гражданином Аджаловым Н.Н. трудовой договор от 24.04.2009 и выступил для него принимающей стороной.

Согласно данным УФМС по Пензенской области по окончании срока пребывания 09.02.2010 указанный иностранный гражданин убыл с территории Российской Федерации, в связи с чем, предприниматель в силу приведенных норм должен был своевременно представить в территориальный орган миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии в отношении названного иностранного гражданина.

Вместе с тем, отрывная часть бланка уведомления о прибытии Аджалова Н.Н. не была представлена предпринимателем в административный орган. Данный факт предпринимателем не оспаривается.

Ссылка заявителя на то, что он устно уведомил должностное лицо административного органа Булушеву Н.Г. об убытии иностранного гражданина, судом не принимается.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.07.2010 № 934-О-О, принимающая сторона в целях исполнения обязанности, возложенной на нее пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, должна заблаговременно предпринять все возможные усилия для получения от иностранного гражданина отрывной части бланка уведомления, а в случае его убытия без возврата данного документа – проинформировать об этом территориальный орган миграционного учета в любой доступной форме, обеспечивающей адекватное и своевременное доведение до него соответствующих сведений.

Из этого исходит и Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации (утвержден Приказом Федеральной миграционной службы от 06.07.2009 № 159), который, закрепляя административную процедуру снятия иностранных граждан с миграционного учета, фактически обязывает территориальные органы миграционной службы, в случае, если иностранный гражданин убыл из места пребывания, не передав принимающей стороне отрывную часть бланка уведомления, не препятствовать ей в исполнении соответствующей обязанности посредством подачи мотивированного заявления в произвольной форме о снятии такого иностранного гражданина с учета по месту пребывания (пункт 63.1).

Доказательства обращения заявителя в территориальный орган миграционной службы с мотивированными заявлениями об убытии иностранного гражданина Аджалова Н.Н. индивидуальным предпринимателем суду не представлены. Факт соответствующего обращения в административный орган материалами дела не подтверждается.

Довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения судом также не принимается.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. При этом малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

В данном случае суд учитывает, что допущенное заявителем административное правонарушение существенно посягает на установленный законодательством порядок общественных отношений в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, создает угрозу нарушения политических интересов государства, что исключает его квалификацию в качестве малозначительного.

Ссылка заявителя на отсутствие материального ущерба, негативных последствий и реальной угрозы охраняемым законом общественным отношениям арбитражным судом отклоняется. Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным.

Из материалов дела видно, что Алиев Азизага Азиз Оглы оказывает услуги принимающей стороны иностранным гражданам систематически, начиная с 2006 года. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям проявляется в его пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей в данной сфере, то есть к формальным требованиям норм публичного права.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что факт административного правонарушения и вина заявителя подтверждены материалами дела. Протокол составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным органом. Процессуальных нарушений при привлечении лица к административной ответственности судом не выявлено. Годичный срок давности привлечения к ответственности за нарушение правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства соблюден.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Алиева Азизага Азиз Оглы отказать.

На настоящее решение в десятидневный срок со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Пензенской области.

Судья М.В. Земцова