ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-6474/2011 от 16.02.2012 АС Пензенской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

440000, г. Пенза, ул. Кирова, 35/39, тел.: (8412) 52-99-09

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Пенза Дело № А49-6474/2011

24 февраля 2012г. Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2012г.

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2012г.

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Дудоровой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дунаевым А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Колтовское» (442832, Пензенская область, Колышлейский район, с. Колтовское; (442310, <...>; ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (440000, <...>; ОГРН <***>)

о признании ненормативного правового акта недействительным,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 – представителя по доверенности от 08.02.11,

от ответчика – ФИО2 – ведущего специалиста – эксперта по доверенности № 53 от 11.11.11,

установил  :

закрытое акционерное общество «Колтовское» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее – ответчик, Управление Росреестра по Пензенской области) о признании недействительными уведомлений о приостановлении государственной регистрации от 18.08.11, а также сообщений от 17.09.11 об отказе в государственной регистрации договоров аренды. Заявитель также просит суд обязать уполномоченный орган устранить допущенные нарушения и зарегистрировать договоры аренды от 01.01.2000.

В ходе судебного разбирательства наделенный соответствующими полномочиями представитель Общества в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет заявленных требований, просил признать недействительными три сообщения Управления Росреестра по Пензенской области от 17.09.11 об отказе в государственной регистрации договоров аренды, обязать ответчика зарегистрировать договоры аренды от 01.01.2000.

Представитель Общества поддержал заявленные требования по основаниям, приведенным в заявлении (том 1 л.д. 9-10), дополнении к нему (том 1 л.д. 116-117).

Ответчик требования заявителя отклонил, полагая, что заявителю обоснованно и правомерно отказано в государственной регистрации представленных договоров, просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление (том 1 л.д. 62-68, 127-128).

Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, 19.07.11 в Управление Росреестра по Пензенской области обратилась ФИО3, действующая от имени Общества с заявлениями о государственной регистрации договоров аренды, обременений на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 83860000 кв. метров, расположенный по адресу: Пензенская область, Колышлейский район, СПК «Октябрьская революция», кадастровый номер 58:12:000000:0062. На государственную регистрацию были представлены три договора аренды земельного пая, заключенные соответственно между арендатором ЗАО «Колтовское» и арендодателями ФИО4, ФИО5, ФИО6 (том 1 л.д. 73-75).

Указанные договоры не содержат даты их заключения. По условиям данных договоров арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный пай общей площадью 9 гектаров, в том числе 9 гектаров пашни. Договоры действуют до 31 декабря 2025 года, действие их автоматически продлевается на каждый последующий год до тех пор, пока одна из сторон не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока его действия не уведомит другую сторону о его расторжении.

В договорах также согласовано условие об арендной плате за земельный пай, а также определено, что отношения, возникающие в связи с настоящим договором, регулируются Гражданским кодексом и законодательством Российской Федерации.

Управление уведомило Общество о приостановлении 18.08.11 государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по причине возникновения сомнений у государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации (том 1 л.д. 76-81). Обществу было сообщено, что для возобновления государственной регистрации необходимо представить договор аренды, соответствующий установленным требованиям действующего законодательства (с указанием даты договора аренды, адреса объекта аренды, полного наименования юридического лица); подлинник договора аренды; документ на земельный участок, подтверждающий выдел земельной доли (земельного пая) из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности СПК «Октябрьская революция».

Сообщениями от 17.09.11 №№ 27-871/исх., 27-869/исх., 27-867/исх. Обществу отказано в государственной регистрации (том 1 л.д. 26-37) на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.97 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон о государственной регистрации прав): документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

В качестве оснований для отказа в государственной регистрации договоров ответчиком приведены следующие доводы.

Предметом представленных на государственную регистрацию договоров аренды являются земельные паи площадью по 9 гектаров, границы которых не определены, поэтому земельная доля не может быть признана земельным участком, а, следовательно, объектом недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации.

Права собственности на арендуемые объекты не зарегистрированы за арендодателями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Представленные на государственную регистрацию договоры аренды не соответствуют требованиям статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации прав: не указаны адреса объектов аренды, договоры содержат сокращенное наименование юридического лица, договоры представлены в виде одного подлинного экземпляра. Обществу также указано на то, что к договорам аренды должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка.

Считая данные отказы незаконными, Общество оспаривает их в арбитражном суде. При этом заявитель полагает, что представил на государственную регистрацию все необходимые документы, в том числе, подлинные экземпляры договоров аренды, в которых указано полное наименование юридического лица: ЗАО «Колтовское». Адреса объектов аренды в договорах не указаны по той причине, что на момент заключения договоров адреса каждой выделенной доле их общего земельного участка не присваивались.

Заявитель также считает, что обстоятельство регистрации права собственности арендодателей на земельные участки подтверждает кадастровая выписка о земельном участке от 26.08.10 № 5812/201/10-1686. В соответствии с действующим на момент заключения договоров аренды законодательством установление границ земельного участка в счет земельной доли предусматривалось при необходимости. В случае заключения договора аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей границы земельных участков каждому арендодателю в натуре не устанавливались.

Заявитель также полагает, что в силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» к таким договорам, как представленные им на государственную регистрацию, должны применяться правила договоров доверительного управления имуществом. Право на государственную регистрацию таких договоров вытекает из положений пункта 1 статьи 4 Федерального закона о государственной регистрации прав.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что тот факт, что нормы пункта 2 статьи 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» утратили силу с 31.12.10, не имеет значения для рассматриваемых правоотношений, поскольку спорные договоры перешли в категорию договоров доверительного управления имуществом в период действия отмененной нормы.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего спора судом не установлено совокупности таких обстоятельств.

Частью 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и Федеральным законом о государственной регистрации прав. В соответствии с пунктом 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно статье 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, она является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 и пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. При этом указанные документы должны соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц – без сокращения, с указанием их мест нахождения (пункт 2 статьи 18).

Необходимые для государственной регистрации прав документы, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах – подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй – помещается в дело правоустанавливающих документов (пункт 5 статьи 18).

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона о государственной регистрации прав при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.

Представленные на государственную регистрацию договоры аренды земельных паев были заключены сторонами в 2000 году.

При совершении сделок между владельцами земельных долей и имущественных паев с земельными долями до вступления в законную силу Земельного кодекса Российской Федерации применялись Рекомендации о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренные Постановлением Правительства Российской Федерации № 96 от 01.02.95.

Данными Рекомендациями было установлено, что собственник земельной доли имеет право сдать ее в краткосрочную аренду для целей сельскохозяйственного производства другим собственникам земельных долей, получившим их в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также сельскохозяйственным коммерческим организациям, образованным этими собственниками (пункт 1 Рекомендаций).

Арендодатель и арендатор заключают договор аренды земельной доли согласно Приложению № 1, который подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Договор аренды земельной доли по желанию сторон может быть заверен нотариально. В качестве арендодателя может выступать как отдельный собственник земельной доли, так и группа собственников земельных долей. В последнем случае заключается многосторонний договор аренды земельных долей. К договору аренды прилагается план арендуемого земельного участка, выполненный в масштабе имеющегося планово-картографического материала, который выдается арендодателю (одному из арендодателей) и арендатору (пункт 2 Рекомендаций).

В свидетельство на право собственности на земельную долю каждого арендодателя вносится соответствующая запись о передаче доли в аренду. В случае заключения многостороннего договора аренды земельные участки в натуре каждому арендодателю могут не выделяться (пункт 5 Рекомендаций).

В целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю до принятия Земельного кодекса Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации № 337 от 07.03.96 «О реализации конституционных прав граждан на землю» было постановлено следующее.

Собственник земельной доли без согласия других участников долевой собственности вправе, в том числе, передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 4 Указа).

Пунктом 5 Указа установлено, что передача земельных долей в аренду сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также передача земельных долей или права пользования ими в уставный капитал сельскохозяйственных организаций осуществляются на основании договоров между собственниками долей и сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Правительству Российской Федерации предписано обеспечить в месячный срок утверждение примерных форм соответствующих договоров.

Договоры аренды земельных долей заключаются на срок не менее трех лет. Арендодателями могут выступать как отдельный собственник, так и группа собственников земельных долей.

Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей для образования крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, иных сельскохозяйственных организаций и личного подсобного хозяйства или выкупа земельных долей органами местного самоуправления, определяется в месячный срок по соглашению между собственниками земельных долей (пункт 10 Указа).

Порядок оформления договоров передачи земельной доли в аренду был определен Указаниями о порядке оформления договоров передачи земельной доли в аренду, утвержденными Первым заместителем Председателя Роскомзема 16.05.96, зарегистрированными в Минюсте РФ 27.05.96 № 1092.

Согласно пунктам 3, 4 названных Указаний в качестве арендодателя может выступать как отдельный собственник земельной доли, так и группа собственников земельных долей. В последнем случае заключается договор аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей.

В случае заключения договора аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей неотъемлемой его частью является Список арендодателей, в котором указываются фамилии, имена, отчества (полностью) арендодателей, паспортные данные или данные документов его заменяющих; серия, номер и дата выдачи свидетельства на право собственности на землю, площадь доли в гектарах. Правильность внесения в список указанных записей удостоверяется подписью каждого арендодателя.

В соответствии с пунктом 8 названных Указаний границы земельного участка в счет земельной доли устанавливаются в натуре при необходимости. В случае заключения договора аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей, границы договора аренды земельных участков каждому арендодателю в натуре не устанавливаются.

В случае, если границы арендуемого участка (массива) не установлены в натуре или в установлении нет необходимости, к договору аренды прилагается план арендуемого земельного участка (массива), изготовленный с имеющегося планово-картографического материала.

При необходимости установления в натуре границ арендуемого участка к договору аренды прикладывается план границ, изготовленный по данным полевых геодезических измерений на местности (пункт 9 Указаний).

Договор аренды регистрируется в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству в установленном порядке (пункт 12 Указаний).

Как видно, приведенное законодательство предусматривало возможность не устанавливать в натуре границы земельного участка в счет земельной доли в случае заключения договора аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей. Заявителем же представлено на государственную регистрацию три самостоятельных договора аренды земельного пая, с тремя арендодателями.

Федеральным законом № 137-ФЗ от 25.10.01 введен в действие Земельный кодекс Российской Федерации. Согласно статье 8 названного Федерального закона до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 6, 22 ЗК РФ объектом земельных правоотношений, в том числе аренды, является земельный участок.

В силу пункта 5 статьи 79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.02 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель сельхозназначения) к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона.

То есть, со дня вступления в силу Закона об обороте земель сельхозназначения в аренду может быть передан участок, выделенный в счет доли в порядке статей 13 и 14 названного Закона, но не доля.

Согласно пункту 1 статьи 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

В силу пункта 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона об обороте земель сельхозназначения в аренду могут быть переданы участки, прошедшие кадастровый учет.

Пунктом 1 статьи 16 Закона об обороте земель сельхозназначения установлено, что договоры аренды земельных долей, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона в течение восьми лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Закон об обороте земель сельхозназначения вступил в силу с 27 января 2003г. (через шесть месяцев после его первого официального опубликования в «Российской газете»).

В первоначальной редакции статья 16 Закона об обороте земель сельхозназначения предусматривала двухлетний срок для приведения договоров аренды долей в соответствие с его нормами. Впоследствии этот срок неоднократно продлевался, в последней редакции закона составляет восемь лет со дня вступления закона в силу, истек 27.01.11.

Таким образом, согласно приведенным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона об обороте земель сельхозназначения в аренду может быть передан только земельный участок, границы которого определены на местности и удостоверены в установленном порядке в результате землеустройства (межевания), кадастрового учета и государственной регистрации, но не доля и не совокупность долей.

Для государственной регистрации договора аренды в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона о государственной регистрации прав к договору аренды прилагается кадастровый паспорт земельного участка.

В нарушение приведенных правовых норм Обществом были представлены на государственную регистрацию три самостоятельных договора аренды земельных паев (не договор аренды с множественностью лиц на стороне арендодателей), а не земельных участков, индивидуализированных в установленном порядке; к договорам не были приложены ни план земельного участка, ни кадастровый паспорт земельного участка; договоры не были зарегистрированы в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Пунктом 2 статьи 16 Закона об обороте земель сельхозназначения в редакции, действовавшей до 31.12.10, было установлено, что в случае, если указанные в пункте 1 названной статьи договоры аренды земельных долей в течение восьми лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона не приведены в соответствие с правилами Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, к таким договорам применяются правила договоров доверительного управления имуществом. Регистрация таких договоров не требуется.

Таким образом, данная норма предусматривала автоматическое изменение договоров аренды долей на договоры доверительного управления ими же с определенной законом даты – по истечении восьми лет со дня вступления в силу Закона об обороте земель сельхозназначения.

В силу прямого указания в законе регистрация договоров доверительного управления, возникающих вместо договоров аренды долей, не требовалась. Закон об обороте земель сельхозназначения вводил исключение из общего правила о регистрации договора доверительного управления: статьей 1017 ГК РФ установлено, что передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество; несоблюдение этого требования влечет недействительность договора.

Исходя из пункта 1 статьи 16 Закона об обороте земель сельхозназначения договоры аренды земельных долей должны были быть приведены в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и названного Закона в срок до 27.01.11. На момент истечения указанного срока правовая норма, распространяющая на названные договоры правила договоров доверительного управления имуществом, не действовала.

Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям между заявителем и ответчиком не могут быть применены положения пункта 2 статьи 16 Закона об обороте земель сельхозназначения, к представленным на государственную регистрацию договорам аренды земельных паев не могут быть применены правила, применяемые к договорам доверительного управления. А если бы и могли быть применены, то такие договоры государственной регистрации не подлежали.

С учетом изложенного арбитражный суд считает соответствующим положениям приведенных правовых норм и не нарушающим права и охраняемые законом интересы заявителя вывод Управления Росреестра по Пензенской области о том, что объект аренды представленных на государственную регистрацию договоров не соответствует требованиям статьи 607 ГК РФ, договоры аренды земельного пая не подлежат государственной регистрации.

Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации прав основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Следовательно, ответчик при проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов правильно проверял их на соответствие действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона о государственной регистрации прав права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 18 Закона об обороте земель сельхозназначения свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако, представленные на государственную регистрацию договоры аренды не содержат сведений о том, на каком праве принадлежат спорные земельные паи арендодателям. Свидетельства на землю, на которые имеются ссылки в договорах, кадастровая выписка о земельном участке с указанием правообладателей, на которую ссылался в судебном заседании представитель Общества как на доказательство наличия права собственности на доли у арендодателей, с заявлением на государственную регистрацию не представлялись, что видно из расписки в получении документов на государственную регистрацию.

При проведении правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию договоров аренды ответчиком было установлено наличие несоответствие требованиям Федерального закона о государственной регистрации прав: договоры аренды представлены в виде одного подлинного экземпляра, а не двух экземпляров, как этого требует закон; в договорах аренды не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче в качестве объекта аренды; не указано место нахождения юридического лица – арендатора; к договорам не приложен кадастровый паспорт на земельный участок. Данные выводы ответчика суд находит обоснованными и правомерными.

При этом суд считает, что указание в договорах аренды предусмотренного учредительными документами сокращенного наименования юридического лица – ЗАО «Колтовское» не противоречит требованиям пункта 2 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации прав.

Таким образом, представленные на государственную регистрацию договоры аренды земельного пая не соответствуют ни требованиям законодательства, действовавшего в 2000г. (договоры касаются земельного пая, границы которого не установлены в натуре, не зарегистрированы в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству, не содержат приложения в виде плана земельного участка, не содержат указания местонахождения объекта), ни требованиям законодательства, действовавшего на момент обращения заявителя в регистрирующий орган: договоры не приведены в соответствие с нормами ГК РФ и ЗК РФ, земельные доли не выделены, границы их как земельных участков, как объектов аренды не определены, кадастровые паспорта не представлены; документов, подтверждающих регистрацию права собственности арендодателей на объекты аренды, ответчику не представлено; договоры представлены в виде одного подлинного экземпляра.

Арбитражный суд считает, что при изложенных обстоятельствах ответчик сделал правомерный вывод о наличии оснований, предусмотренных в абзацах 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав, и отказал заявителю в регистрации представленных договоров аренды.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При обращении в суд заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. В соответствии со статьей 110 АПК РФ с заявителя подлежит взысканию в доходы федерального бюджета государственная пошлина в сумме 6000руб. Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Отказать закрытому акционерному обществу «Колтовское» в удовлетворении заявленных требований.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Колтовское» (ОГРН <***>; ИНН <***>) в доходы федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6000руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Н.В. Дудорова