Арбитражный суд Пензенской области
Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,
тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96,
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Пенза Дело № А49-6911/2018
10 августа 2018 г.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи М.Н. Холькиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по делу по иску
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области (440008, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" (442890, Пензенская область, Сердобский район, г.Сердобск, тер. ЯК 7/6; ОГРН <***>; ИНН <***>)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год в сумме 241 758 руб. 24 коп., в том числе задолженность по плате в сумме 229 604 руб. 20 коп, пени в размере 12 154 руб. 04 коп.
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Пензенской области обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Федеральному казенному учреждению "Лечебное исправительное учреждение №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 г. в сумме 241 758 руб. 24 коп., в том числе задолженности по плате в сумме 229 604 руб. 20 коп, пени в размере 12 154 руб. 04 коп.
Определением от 15.06.2018 г. Арбитражный суд Пензенской области в соответствии со ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ признал возможным рассмотреть спор в порядке упрощённого производства и предложил ответчику в срок до 09.06.2018 г. представить отзыв на исковое заявление.
В срок до 31.07.2018 г. стороны вправе были представить друг другу и в арбитражный суд дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Информация о рассмотрении дела размещена на сайте Арбитражного суда Пензенской области в сети Интернет по веб-адресу: http://www.penza.arbitr.ru/.
06.07.2018 года от ответчика поступил отзыв на исковое заявление, в котором ответчик просил суд требование истца о взыскании пени оставить без удовлетворения.
01.08.2018 г. судом вынесено решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства. Резолютивная часть решения, принятая по результатам рассмотрения дела, размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
07.08.2018 г. от истца поступило заявление о составлении мотивированного решения по делу.
Проверив материалы дела, Арбитражный суд Пензенской области установил следующее:
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат на охрану и восстановление окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной или иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Качество окружающей среды - это состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды).
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении №284-0 от 10.12.2002, платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств, возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства: по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. Таким образом, внесение платы является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями праваосуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентированы Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255
Согласно ст. 16.4. Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Согласно представленным в материалы дела расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год составленным ответчиком, а также проверенным и откорректированным истцом, к оплате начислено 229 604 руб. 20 коп.
За указанные периоды времени в счет оплаты данной категории платежей ответчиком не внесено.
Таким образом, за ответчиком числится задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 229 604 руб. 20 коп.
В представленном отзыве на исковое заявление ответчик задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 229 604 руб. 20 коп. признал, указав, что указанная задолженность образовалась в результате отсутствия бюджетного финансирования природоохранных мероприятий.
На основании изложенного, исковые требования о взыскании задолженности за 2017 год по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 229 604 руб. 20 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, при проведении проверки полноты и правильности исчисления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, соблюдения сроков ее представления, полноты и своевременности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии со ст.16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», истцом установлено нарушение срока внесения платы за негативное воздействие за 2017год, в связи с чем, необходимо уплатить пени в размере 12 154 руб. 04 коп.
В соответствии со ст.5) Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду отнесена к категории неналоговых доходов. Бюджетным кодексом РФ к функции администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду отнесен контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Статьей 4 Федерального закона от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», статьей 3 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" утверждены главные администраторы доходов федерального бюджета. Согласно приложениям к указанным Федеральным законам, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является главным администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду. Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. №400. Согласно п.5.16 указанного Положения, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 №109 бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета наделяются территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. К источникам доходов федерального бюджета, администрируемых территориальными органами Росприроднадзора в пределах компетенции, относится, в том числе и плата за негативное воздействие на окружающую среду. Подпункты приказа наделяют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования как администраторов доходов федерального бюджета следующими бюджетными полномочиями: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в федеральный бюджет; принимают решение о принудительном взыскании платежей в федеральный бюджет, в том числе пеней и штрафов через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.п. 5.9 раздела 2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области, утвержденного приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.06.2011 № 466, Управлению делегированы полномочия заявлять в установленном законом порядке иски о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В представленном отзыве на иск ответчик просил суд отказать во взыскании пени в сумме 12 154 руб. 04 коп. указывая на то, что в соответствии с п. 1.1. учреждение является лечебным исправительным учреждением для содержания осужденных, больных туберкулезом. ФКУ ЛИУ-6 УФСИН России по Пензенской области (далее - учреждение) является казенным учреждением. На Учреждение возложены важные социальные задачи по исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы, обеспечению точного и безусловною исполнения приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, оказанию реабилитационной помощи осужденным.
Учредителем (п. 1.2.) является Российская Федерация, а функции и полномочия учредителя осуществляет ФСИН России.
В соответствии с п. 5.8 Устава источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством РФ.
Содержание и обеспечение жизнедеятельности Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета. В связи с кризисными явлениями в экономике государства, фактическое финансирование Учреждения в 2017 году поступило не в полном объеме от заявленной потребности.
Учитывая вышеизложенное ответчик полагает, что начисление пени в адрес ФКУ ЛИУ-6 не должно производится, поскольку ФКУ ЛИУ-6 является получателем ПОФ и финансируется за счет средств федерального бюджета и собственного дохода не имеет, поэтому не имеет возможности самостоятельно за счет собственных средств вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и оплачивать пени выставленные за просрочку платежей. Которая, в свою очередь, произошла по причине не своевременного выделения лимитов.
Суд полагает, что требования истца и о взыскании с ответчика неустойки за нарушение срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год обоснованы, поскольку в силу ст. 330 ГК РФ в случае просрочки исполнения обязательств должник обязан уплатить кредитору определенную денежную сумму – неустойку (штраф, пени).
По правилам ст. 332 Гражданского кодекса РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Ссылка ответчика на отсутствие денежных средств необходимых для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, как на основание для освобождения от уплаты нестойки является не обоснованной и отклоняется судом.
Однако, истцом при расчете суммы взыскиваемой неустойки допущена ошибка в сторону её увеличения.
Как установлено судом, из представленного в материалы дела Акта проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду № 6 от 17.04.2018 года, следует что за выявленное нарушение срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду к начислению подлежит сумма в размере 12 145 руб. 04 коп. (из расчета 558,77 руб.+10461,33 руб.+1124,94 руб.) Из расчета пени, произведенного в Приложении № 1 к Акту проведения контроля № 6 от 17.04.2018 года, так же усматривается, что сумма пени, подлежащая взысканию составляет 12 145 руб. 04 коп. (л.д. 12)
Истцом заявлена ко взысканию сумма пени в размере 12 154 руб. 04 коп.
Исходя из изложенного, арбитражный суд признает заявленные истцом требования о взыскании неустойки подлежащими удовлетворению частично – в сумме 12 145 руб. 04 коп.
Указание истцом в Акте проведения контроля № 6 от 17.04.2018 года выявленной задолженности и нарушения срока платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, вместо заявленной ко взысканию платы за 2017 год, расценивается судом как описка.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на ответчика.
В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче иска госпошлина не была оплачена, расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика непосредственно в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 307, 309, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области удовлетворить частично, расходы по государственной пошлине отнести на ответчика.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Пензенской области сумму 241 749 руб. 24 коп., в том числе плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 229 604 руб. 20 коп., пени в сумме 12 145 руб. 04 коп.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7 835 руб. 00 коп.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия резолютивной части решения, а в случае составления мотивированного решения по заявлению стороны - со дня принятия решения в полном объеме.
Судья М.Н. Холькина