ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А49-7899/2021 от 21.10.2021 АС Пензенской области

Арбитражный суд Пензенской области

Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,

тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://www.penza.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Пенза

22 октября 2021 года                                                                     Дело №А49-7899/2021

Резолютивная часть решения оглашена 21 октября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2021 года.                    

Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Колдомасовой Л.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смолик Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Исса АгроФинанс» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании решения,

при участии в судебном заседании: от ответчика начальника правового отдела ФИО1 (доверенность от 13.01.2021 № 03-07/00128, диплом), старшего государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок № 1 ФИО2 (доверенность от 13.09.2021 № 03-07/07898) и специалиста-эксперта правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Пензенской области ФИО3 (доверенность от 14.09.2021 № 03-07/07927, диплом);

от третьего лица специалиста-эксперта правового отдела ФИО3 (доверенность от 27.05.2021 № 05-31/06675, диплом),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Исса АгроФинанс» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Пензенской области (далее – Инспекция) о признании недействительным ее решения от 10.03.2021 № 06-24/1568 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» (далее - Решение № 06-24/1568).

Определением от 13.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Пензенской области (далее – Управление).

В обоснование заявленных требований Общество сослалось, в частности, на то, что факт нецелевого использования земельного участка актом проверки от 21.10.2019 не установлен, Общество к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению не привлекалось, земельный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, поэтому ставка земельного налога в размере 0,3% в налоговой декларации применена правомерно. Подробно доводы Общества приведены в заявлении и письменных возражениях на отзыв Инспекции (т.1 л.д.3-8; т.2 л.д.104).

Инспекция с заявленными требованиями не согласилась, считая, что неиспользование Обществом земельного участка для сельскохозяйственного производства исключает возможность применения к нему ставки налога 0,3%. Подробно доводы Инспекции приведены в отзыве по делу (т.2 л.д.77-79).

В письменном отзыве по делу Управление с требованиями Общества не согласилось по аналогичным с Инспекцией основаниям (т.2 л.д.49-51).

Заявитель для участия в деле не явился. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представители ответчика и третьего лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие заявителя.

Руководствуясь статьями 156 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Представители Инспекции не признали заявленные требования по основаниям, приведенным в письменном отзыве по делу и предыдущем судебном заседании, и просили в их удовлетворении отказать.

 Представитель Управления поддержал позицию Инспекции и просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчика и третьего лица, арбитражный суд приходит к следующему.

28.01.2020 Общество представило в Инспекцию посредством ТКС налоговую декларацию по земельному  налогу за 2019 год, по которой к уплате в бюджет исчислило 1 897 486 руб. земельного налога (т.1 л.д.65-111).

В ходе камеральной налоговой проверки Инспекция установила необоснованное применение налоговой ставки 0,3 % в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:18:0951001:94 общей площадью 1321500 кв.м., расположенного в границах Богородского сельсовета Мокшанского района Пензенской области (далее – спорный земельный участок) и принадлежащего на праве собственности Обществу на основании свидетельств от 30.10.2009 № 58-58-24/050/2009-567 вследствие неиспользования данного земельного участка в 2019 году для сельскохозяйственного производства. Перечисленные обстоятельства зафиксированы в акте проверки № 1320 от 17.08.2020 (т.1 л.д.118-122), на который Обществом представлены возражения (т.1 л.д.130).

По результатам проверки с учетом проведенных дополнительных мероприятий  налогового контроля (т.1 л.д.136-152; т.2 л.д.1-10) заместителем руководителя Инспекции 10.03.2021 вынесено Решение № 06-24/1568, которым  Обществу доначислены земельный налог в сумме 102 442 руб. и пени по состоянию на 22.04.2020 в сумме 4 097,68 руб. Одновременно Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 5 122,10 руб. Размер санкций определен Инспекцией с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, приведенных на странице 12 Решения № 06-24/1568, и снижен в 4 раза.

Апелляционная жалоба Общества решением Управления от 24.05.2021 №06-10/73 оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.53-58).

Считая решение Инспекции незаконным и нарушающим интересы Общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исходя из положений статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в период спорных правоотношений (далее – Кодекс), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками налога  признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу пункта 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога (пункт 2 статьи 387 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении, в частности,  земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (подпункт 1),   и 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков (подпункт 2).

Решением Комитета местного самоуправления Богородского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 22.11.2019 № 35-6/7 «О внесении изменения в решение Комитета местного самоуправления Богородского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 19.08.2005 № 36 «Об установлении земельного налога» установлена налоговая ставка 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства (подпункт 1 пункта 2)  и 1,5% в отношении прочих земельных участков, в том числе из категории земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства (подпункт 2 пункта 2; т.2 л.д.100-101).

Из приведенных норм законодательства следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории (в частности, к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства. Если земельный участок сельскохозяйственного назначения не используется для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, не превышающей 1,5 процента.

В силу пункта 1 статьи 7  Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений  (абзац 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412. К виду разрешенного использования земельного участка - ведение сельского хозяйства отнесены виды разрешенного использования с кодами 1.1-1.20.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу положений пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в частности, хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями.

Из положений пункта 3 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ следует, что признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации (далее – Признаки), а также перечень сорных растений для установления признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации (далее – Перечень) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482.

К их числу отнесен, в частности, следующий признак:  наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по Перечню.

В соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

В связи с тем, что применение налоговой ставки 0,3% направлено на уменьшение налогового обязательства налогоплательщика, то правомерность ее применения подлежит доказыванию налогоплательщиком.

Из материалов дела видно, что постановлением мирового судьи судебного участка № 8 судебного района Центрального округа г.Курска от 19.06.2019 по делу №5-413/2019 Общество признано виновным и привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ. Судом установлено, что Общество не исполнило предписание № 1 от 11.07.2018 (длительное время не проводятся агротехнические (вспашка, культивация, посев сельскохозяйственных культур) и фитосанитарные (борьба с сорной растительностью) мероприятия). В результате чего земельный участок по всей площади зарос сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью (т.1 л.д.124-125).

В ходе налоговой проверки Инспекцией получены документы и сведения от Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области, из которых следует, что спорный земельный участок по-прежнему остается необработанным и по всей площади зарос сорной травянистой растительностью (полынь, пырей и т.п.) и древесно-кустарниковой растительностью (шиповник, ива и т.п.) высотой от 0,5 до 3 м., а также данный участок находится в аренде у ООО «АгроЭко» по договору аренды № 3-35/58 от 03.09.2019 (т.1 л.д.131-132, 141-151).

Постановлением Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области от 10.02.2020 № 26 арендатор ООО «АгроЭко» по факту зарастания спорного земельного участка сорной травянистой растительностью  и древесно-кустарниковой растительностью привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в виде предупреждения (т.1 л.д.143-147). Как видно из постановления, осмотр земельного участка производился с участием представителя арендатора и с применением видеозаписи. Указанное постановление не оспаривалось арендатором.

Согласно акту № 04-42 от 17.08.2020 на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 58:18:0951001:94 общей площадью 1321500 кв.м., расположенном в границах Богородского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, имеется зарастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью.

Зарастание спорного земельного участка по всей площади сорными растениями, включенными в Перечень (полынь, пырей), а также древесно-кустарниковой растительностью (шиповник, ива), отвечает признакам неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482.

При таких обстоятельствах Инспекция  обоснованно пришла к выводу о том, что налогообложение в отношении спорного земельного участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении земельных участков, отнесенных  к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, не используемых для сельскохозяйственного производства, а также прочих земель и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором выявлено нарушение.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства использования спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства Обществом не представлены, а представленные Инспекцией доказательства не опровергнуты.

Доводы Общества о недоказанности Инспекцией нецелевого использования спорного земельного участка не принимаются судом как не соответствующие собранным доказательствам. Спорный земельный участок имеет признаки неиспользования, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482.

Ссылка Общества на то, что оно не привлекалось к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ, отклоняется судом, поскольку данное обстоятельство не является необходимым условием для применения к спорному земельному налогу налоговой ставке 1,5 %.

Иные доводы, приведенные Обществом, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения Инспекции.

При таких обстоятельствах вывод Инспекции об отсутствии у Общества права применять к спорному земельному участку льготную налоговую ставку в размере 0,3 процента соответствуют законодательству и собранным доказательствам.

Неправильное применение Обществом налоговой ставки привело к неполной уплате земельного налога за 2019 год. Ответственность за неполную уплату налогов предусмотрена пунктом 1 статьи 122 Кодекса. В связи с этим Инспекция правомерно привлекла Общество к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога и правильно квалифицировала выявленное нарушение. Размер санкций исчислен Инспекцией верно с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.

Нарушение сроков уплаты земельного налога влечет за собой начисление налогоплательщику пеней в порядке, предусмотренном статьей 75 КоАП РФ. Возражения по методике начисления пеней и их размеру от Общества не поступили. Нарушений в порядке их исчисления судом не установлено.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу, что Решение № 06-24/1568 соответствует законодательству о налогах и сборах, не нарушает прав и законных интересов Общества, и не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Исса АгроФинанс» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.

Судья                                                                                                       Л.А.Колдомасова