Арбитражный суд Пензенской области
Кирова ул., д. 35/39, Пенза г., 440000,
тел.: +78412-52-99-97, факс: +78412-55-36-96, http://penza.arbitr.ru/
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Пенза
30 сентября 2019 года Дело № А49-9864/2019
Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Учаевой Н.И. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мусатовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пензенской области (442530, <...>; ИНН <***>; ОГРН <***>) к Финансовому управлению Неверкинского района Пензенской области (442480, <...>; ИНН <***>; ОГРН <***>), третье лицо:Администрация Алеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области (442483, <...>; ИНН <***>; ОГРН<***>), о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представителя ФИО1 (доверенность от 09.01.2018 № 02-32/0003),
от ответчика – не явились,
от третьего лица – не явились,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Пензенской области (далее – заявление, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Финансовому управлению Неверкинского района Пензенской области (далее – ответчик), в котором просила признать незаконным бездействие по неприостановлению осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Администрации Алеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области (далее – Администрация), включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе и обязать Финансовое управление Неверкинского района приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – Администрации Алеевского сельсовета, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в финансовом органе, до полного исполнения решения от 28.02.2019 № 4756.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на длительное неисполнение ответчиком решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) от 28.02.2019 № 4756, вынесенного в отношении должника – Администрации Алеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
Определением суда от 23.08.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Алеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области.
До судебного заседания от заявителя поступило письменное уточнение, в котором заявитель просит суд признать незаконным бездействие Финансового управления Неверкинского района в части неприостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника – Администрации Алеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области., включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в финансовом органе в период с 07.06.2019 по 20.08.2019.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований принято судом.
Представители ответчика и третьего лица в предварительное судебное заседание не явились, о месте и времени предварительного судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Информация о принятии заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Пензенской области в сети Интернет по адресу: www.penza.arbitr.ru. соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. От ответчика поступил письменный отзыв на заявление, в котором начальник Финансового управления указал, что с заявлением согласен, просил рассмотреть заявление в отсутствие представителей ответчика.
Руководствуясь положениями статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным начать рассмотрение дела в судебном заседании в отсутствие ответчика и третьего лица.
В предварительном судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении с учетом уточнения. Представитель налогового органа в предварительном судебном заседании пояснил, что все документы необходимые для рассмотрения спора представлены, иных доказательств нет, не возражал против завершения подготовки дела к судебному разбирательству и продолжения его рассмотрения в судебном заседании суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 136, 137, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал дело подготовленным, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить полностью по основаниям, изложенным в заявлении.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующему.
В статье 57 Конституции Российской Федерации указано, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Порядок уплаты налогов и сборов предусмотрен в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога и сбора должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно положениям статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налогов должно быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно пункту 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога производится по решению налогового органа (далее – решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации и индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации либо при отсутствии информации о счетах взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) – организации.
Для взыскания налога в соответствии с абзацем первым настоящего пункта налоговый орган направляет решение о взыскании на бумажном носителе или в электронной форме в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, по месту открытия лицевого счета налогоплательщика (налогового агента).
При неисполнении налогоплательщиком (налоговым агентом) – организацией решения налогового органа о взыскании в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, данный орган информирует об этом налоговый орган, который направил ему решение о взыскании, в течение десяти дней по истечении указанного срока на бумажном носителе или в электронной форме.
Порядок исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (далее – должник), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа (пункт 2 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения решения налогового органа за счет средств соответствующего бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения решения налогового органа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств соответствующего бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При неисполнении должником требований, установленных настоящей статьей, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 2 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При отсутствии либо недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для исполнения решения налогового органа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения решения налогового органа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов (пункт 4 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления,
осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления решения налогового органа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, обеспечивает выделение лимиты бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (пункт 5 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи).
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа об отсрочке или о рассрочке уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов. При предъявлении должником документа об отсрочке или о рассрочке приостановление операций по лицевым счетам должника не производится в период действия отсрочки, рассрочки уплаты налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов.
При неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган (пункт 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Как установлено материалами дела, Администрация Алеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области зарегистрирована в качестве юридического лица Управлением Министерства юстиции по Пензенской области 26.02.2002 № 01640 за основным государственным регистрационным номером <***>.
Согласно Уставу Алеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области Администрация Алеевского сельсовета является исполнительно-распорядительным органом Алеевского сельсовета, по организационно-правовой форме является казенным учреждением.
В соответствии с решением о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 14.12.2018 № 13751 Администрация Алеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 3977 руб. 10 коп.
Требованием № 10461 от 05.02.2019 об уплате штрафа в сумме 3977 руб. 10 коп. налоговый орган в соответствии со статьями 67,70 Налогового кодекса Российской Федерации предложил Администрации уплатить в бюджет штраф в срок до 25.02.2019. Данное требование направлено должнику по ТКС и им получено 18.02.2019.
В связи с неисполнением должником вышеуказанного требования налоговый орган вынес решение от 22.02.2019 № 4756 об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся на лицевых счетах налогоплательщика (налогового агента). Данное решение было направлено должнику по ТКС и получено им 28.02.2019.
В соответствии с п. 3.1. статьи 46 Налогового кодекса РФ решение №4756 от 28.02.2019 было передано 06.03.2019 для исполнения в Финансовое управления Неверкинского района Пензенской области.
Согласно Положению о Финансовом управлении Неверкинского района (далее – Положение) управление осуществляет открытие и ведение лицевых счетов получателей бюджетных средств Неверкинского района, принимает меры по недопущению образования и погашению кредиторской задолженности бюджетных учреждений.
Таким образом, в рамках вышеуказанных обстоятельств Администрация Алеевского сельсовета является должником, у которого в Финансовом управлении Неверкинского района открыты лицевые счета.
Следовательно, получив от налогового органа 06.03.2019 вышеуказанное решение о взыскании штрафа с Администрации Алеевского сельсовета Финансовое управление Неверкинского района как орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов получателя бюджетных средств – должника, обязано было не позднее 21.03.2019 направить должнику уведомление о поступлении решения налогового органа, а при неисполнении должником решения налогового органа в течения трех месяцев со дня его поступления, - приостановить операции по расходованию денежных средств на всех лицевых счетах должника, за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налогового органа, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами).
Согласно выписке по лицевому счетуАдминистрация Алеевского сельсовета Неверкинского района Пензенской области в период с 06.03.2019 по 20.08.2019 осуществлялись многочисленные операции по расходованию бюджетных средств (производилась оплата за техническое обслуживание оборудования, осуществлялась оплата за услуги связи). Однако платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа должник Управлению не представил. Фактически Решение № 4756 от 28.02.2019 исполнено им только 19.08.2019 (после поступления заявления в суд).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушен срок исполнения решения № 4756 от 28.02.2019, установленный абзацем первым пункта 7 части 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ.
На основании изложенного выше, бездействиеФинансового управления Неверкинского района Пензенской области не соответствует требованиям законодательства и нарушает права заявителя, в связи с чем арбитражный суд находит заявление налогового органа обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. Поскольку заявитель и ответчик в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов суд не решает.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Финансового управления Неверкинского района Пензенской области в части неприостановления осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника Администрации Алеевского сельсовета Неверкинского района, включая лицевые счета его структурных подразделений, открытые в финансовом органе в период с 07.06.2019. по 20.08.2019.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня принятия решения в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья Н.И. Учаева