Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
25 марта 2013 года
Дело № А50-8538/2012
Резолютивная часть решения объявлена 06 марта 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 25 марта 2013 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Богаткиной Г.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании дело
по иску ООО «БКС Юг» (ОГРН <***> / ИНН <***>)
к ответчику: Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***> / ИНН <***>)
о взыскании 9 579 590 руб. 04 коп.
по иску Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***> / ИНН <***>)
к ответчику ООО «БКС Юг» (ОГРН <***> / ИНН <***>)
о расторжении контрактов и взыскании 20 912 872 руб. 00 коп.
при участии:
от истца: ФИО1, по доверенности от 03.08.2012г. (т.3, л.д.66), паспорт,
от ответчика: ФИО2, по доверенности от 08.10.2012г., паспорт
Суд установил
Истец, ООО «БКС Юг» обратилось в арбитражный суд с иском к ответчику, Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о задолженности по государственному контракту № 947 от 26.12.2011г. на поставку подгузников взрослых в сумме 6 225 643 рублей, задолженности по государственному контракту № 009 от 04.01.2012г. на поставку подгузников детских в сумме 3 169 485 рублей. Общая сумма долга 9 523 900 рублей. Также просит взыскать с ответчика проценты в сумме 86 773 рублей.
Определением суда от 05.07.2012г. исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 06.09.2012г. (т.1, л.д.1).
Истец, Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с иском к ответчику, ООО «БКС Юг» о расторжении государственных контрактов № 947 от 26.12.2011г., № 009 от 04.01.2012г., в связи с существенными нарушениями условий и взыскании с ООО «БКС Юг» денежных средств в размере 20 139 267,50 рублей, уплаченных по государственным контрактам.
Определением суда от 03.07.2012г. исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 08.08.2012г. (т.3, л.д.1).
В ходе рассмотрения дела, ООО «БКС Юг» заявлено ходатайство об объединении дел № А50-8538/2012 и А50-10278/2012 в одно производство (т.3, л.д.64).
Определением суда от 08.08.2012г. дела А50-8538/2012 и А50-10278/2012 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен № А50-8538/2012. Рассмотрение дела назначено на 06.09.2012г. (т.3, л.д.68).
В судебном заседании 16.10.2012г. представителем Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы, с целью определения качества поставленных ООО «БКС Юг» подгузников, требованиям технического задания (т.3, л.д.73).
Определением суда от 16.10.2012г. по делу № А50-8538/2012 назначена судебная экспертиза. Проведение экспертизы поручено экспертам Экспертно-технического центра «Пермэкспертизы» Пермской ТТП. Производство по делу приостановлено (т.3, л.д.156-162).
29.11.2012г. экспертом в адрес суда направлено экспертное заключение № а-310.
Определением суда от 04.12.2012г. судебное заседание для решения вопроса о возобновлении производства по делу назначено на 23.01.2013г.
По ходатайству сторон, для дачи пояснений по заключению, в судебное заседание вызван эксперт.
Письменные пояснения эксперта от 29.01.2013г. приобщены к материалам.
В судебном заседании 06.03.2013г. представителем (ООО «БКС Юг») заявлено ходатайство об уменьшении исковых требований, с учетом уменьшения просит взыскать сумму основного долга в размере 9 391 755 рублей, проценты в сумме 187 835,04 рублей за период с 01.06.2012г. по 30.08.2012г.
Представители сторон в судебном заседании на заявленных требованиях настаивали по основаниям, изложенным в исковых заявлениях.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил.
Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (заказчик) и ООО «БКС Юг» (поставщик) в целях реализации постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» по итогам открытого аукциона в электронной форме (Протокол № 320 от 19.12.2011г.), заключили государственный контракт на поставку подгузников детских от 04.01.2012г. с присвоением ему заказчиком номера 009 (электронная площадка 0256100000211000216) (т.3, л.д.12).
Согласно п.2.1 контракта поставщик принял на себя обязательства по поставке Получателям товара в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к контракту), а заказчик обязался оплатить поставщику фактически поставленный Получателям товар, в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно техническому заданию (приложение № 1 к контракту) стороны согласовали к поставке получателям подгузники детские:
- для детей весом 2-5 кг, впитываемость 515 мл, Pampers New Baby Newborn, Польша «bella baby Happy» Newborn, Польша;
- для детей весом 3-6 кг, впитываемость 530 мл, Pampers Sleep&Play Mini, Польша;
- для детей весом 5-9 кг, впитываемость 750 мл, BABY STILL, Турция;
- для детей весом 8-18 кг, впитываемость 931 мл, BABY STILL, Турция;
- для детей весом 12-25 кг, впитываемость 1350 мл, BABY STILL, Турция;
- для детей весом 15-30 кг, впитываемость 1530 мл, BABY STILL, Турция.
Общее количество поставляемого товара 320 000 штук, на общую сумму 4 752 000 рублей, в том числе НДС 10% 432 000 рублей (т.3, л.д.17).
Согласно п.3.1 цена контракта составляет 4 752 000 рублей, в том числе НДС 10% 432 000 рублей.
Срок действия контракта – со дня его подписания сторонами до 01.05.2012, а в части взаиморасчетов до полного исполнения сторонами обязательств (п.4 контракта).
Также между Государственным учреждением - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (заказчик) и ООО «БКС Юг» (поставщик) в целях реализации постановления Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» по итогам открытого аукциона в электронной форме (Протокол № 309 от 14.12.2011г.), заключен государственный контракт на поставку подгузников взрослых от 26.12.2011г. с присвоением ему заказчиком номера 947 (электронная площадка 0256100000211000223) (т.3, л.д.25).
Согласно п.2.1 контракта поставщик принял на себя обязательства по поставке Получателям товара в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к контракту), а заказчик обязался оплатить поставщику фактически поставленный Получателям товар, в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно техническому заданию (приложение № 1 к контракту) стороны согласовали к поставке получателям подгузники для взрослых:
- Euron Form, Турция, размер изделия малый (S) – объем талии 50-90 см. Впитываемость товара 2200 мл. Количество до 60% от общего объема поставляемого товара;
- Euron Form, Турция, размер изделия большой (L) – объем талии 100-150 см. Впитываемость товара 2800 мл. Количество до 40% от общего объема поставляемого товара;
- Euron Form, Турция, размер изделия большой (ХL) – объем талии 120-175 см. Впитываемость товара 3200 мл. Количество до 10% от общего объема поставляемого товара.
Общее количество поставляемого товара 786 338 штук, на общую сумму 25 556 000 рублей, в том числе НДС 10% 2 323 272,72 рублей (т.3, л.д.31).
Согласно п.3.1 цена контракта составляет 25 556 000 рублей, в том числе НДС 10% 2 323 272,72 рублей.
Срок действия контракта – со дня его подписания сторонами до 01.05.2012, а в части взаиморасчетов до полного исполнения сторонами обязательств (п.4 контракта).
В соответствии с условиями контрактов поставщик обязан поставить весь объем товара на территорию г. Перми (склад, помещение Поставщика), в течение одного рабочего дня после поставки Товара на территорию г. Перми (склад, помещение Поставщика) уведомить об этом заказчика посредством любого вида связи, оформить акт поставки товара в регион, пригласить заказчика для осмотра поставленного товара, в том числе с участием представителя региональной общественной организации инвалидов, и подписания акта поставки Товара в регион (п.5.1.1 контракта).
Поставщик обязан поставить товар Получателям, указанным в Списках Получателей, которые предоставляются Поставщику Заказчиком, в течение 30-ти календарных дней с момента передачи таких Списков, после подписания Сторонами Акта поставки товара в регион. Окончательный срок поставки товара Получателям по последнему списку – до 01.04.2012 включительно (п. 5.1.2 контрактов).
Пунктом 5.1.4 контракта к числу обязанностей поставщика отнесено предоставление заказчику к моменту заключения контракта документа, подтверждающего обеспечение исполнения контракта: безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией, договор поручительства, передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере 30% начальной (максимальной) цены контракта на сумму 1 516 800 рублей (контракт № 009) на сумму 7 666 800 рублей (контракт № 947).
В соответствии с пунктом 5.2.4 контракта заказчик обязан в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления поставщика о поставке товара на территорию г. Перми (склад, помещение Поставщика) произвести осмотр поставленного товара, в том числе с участием представителя региональной общественной организации инвалидов (по согласованию между заказчиком и организацией), подписать акт поставки товара в регион при отсутствии претензий к количеству и качеству товара.
В обоснование заявленного иска ООО «БКС Юг» указывает, что поставщик обязательства по поставке товара выполнил в полном объеме и в согласованные сторонами сроки. Со стороны ответчика за все время исполнения контракта претензий не поступало. ООО «БКС Юг» полагает, что поставленная им продукция, соответствует подходит всем техническим характеристикам, заявленным в аукционной документации и отвечает необходимым требованиям к качеству товара, которые позволяют беспрепятственно использовать данный товар. 02.05.2012г. ООО «БКС Юг» в адрес ГУ – ПРО ФСС РФ была направлена претензия с просьбой исполнить обязательства по оплате поставленной продукции.
Возражая против заявленного иска, ГУ ПРО ФСС РФ указывает, что по результатам лабораторного исследования показатель «полное влагопоглощение» не соответствует требованиям технического задания, в связи с чем, поставленные ООО «БКС Юг» подгузники не соответствуют требованиям технического задания. Несоответствие поставленного товара требованиям контрактов зафиксировано в заключении эксперта № А-66 от 20.04.2012г. Поскольку товар, соответствующий техническим и функциональным характеристикам, указанным в контрактах (технических заданиях к контрактам), в соответствии с п.5.1.1 контракта ООО «БКС Юг» не поставлен, ГУ ПРО ФСС РФ обратилось в арбитражный суд с требованием о расторжении контрактов на основании ч.2 ст.450 ГК РФ, и взыскании денежных средств, уплаченных по государственным контрактам в размере 20 139 267,50 рублей.
В соответствии со ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В разделе 5 контрактов стороны согласовали права и обязанности сторон.
Согласно п. 5.1.6 контрактов в обязанности поставщика входило принять от получателя некачественный товар и заменить его в течение 5 рабочих дней с даты обращения на аналогичный товар надлежащего качества.
Согласно п. 5.3.2 контрактов в случае поступления заказчику жалоб от получателей на качество товара, рассмотрение жалоб осуществляется с участием представителя поставщика и представителя (представителей) региональной общественной организации инвалидов.
Из материалов дела следует, что в сроки, согласованные контрактами ООО «БКС Юг» поставило товар, в количестве, согласованном в технических заданиях.
Согласно справке от 09.10.2012г., предоставленной представителем ГУ ПРО ФСС РФ, в региональном отделении имеются следующие подгузники:
- по контракту № 947 от 26.12.2011г. на поставку взрослых подгузников: Euron Form, размер (S) – 9 шт., размер (L) – 8 шт., размер (ХL) – 4 шт., размер (М) – 6 шт.;
- по контракту № 009 от 04.01.2012г. на поставку детских подгузников: 12-25 кг – 231 шт. (т.3, л.д.105).
С учетом представленной справки и количества подгузников, находящихся на складе, а также при наличии возврата подгузников BABY STILL в количестве 194 шт. по заявлению ФИО3, ООО «БКС Юг» уменьшило исковые требования, на сумму товара, находящегося на складе ГУ ПРО ФСС РФ.
Арифметически представитель ГУ ПРО ФСС РФ, в региональном отделении сумму уменьшенных требований не оспаривает.
В п. 5 ст. 454 ГК РФ установлено, что положения о договоре купли-продажи применяются к отдельным видам договоров купли-продажи, в том числе к поставке товаров для государственных нужд, если иное не предусмотрено правилами названного Кодекса для этих видов договоров.
Статьей 469 ГК РФ предусмотрено, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ч. 2 ст. 523 ГК РФ).
В обоснование поставки товара, несоответствующего техническим заданиям к контрактам, ГУ ПРО ФСС РФ к иску представлено заключение № А-66 от 20.04.2012г.
В ходе рассмотрения дела, по ходатайству ГУ ПРО ФСС РФ проведена судебная экспертиза, с целью определения соответствия показателей «впитываемости» подгузников, конкретным показателям, заявленным в технических заданиях к контрактам.
Согласно актам отбора проб (образцов) от 06.11.2012г., 12.11.2012г., следует, что образцы отобраны для проведения экспертизы по органолептическим показателям, испытаний по показателю «впитываемости, мл» (согласно методике ISO 11948-1:1996).
По результатам экспертизы составлен акт № А-310 от 23.11.2012г.
Результаты лабораторных исследований подгузников для детей, подгузников для взрослых отражены в приложении – протоколы испытаний № 0022/Э, № 0021/Э от 20.11.2012г.
Согласно протоколам испытаний, целью исследования образцов, является определение впитываемости. Методы испытания: методика определения впитываемости ISO 11948-1:1996.
ООО «БКС Юг» в судебное заседание для приобщения к материалам дела представлена методика определения впитываемости ISO 11948-1:1996.
В разделе 6 методики указано, что изделие должно испытываться при температуре 23 градуса +-2 градуса и относительной влажности 50% +-5%.
В протоколах проведения испытаний от 20.11.2012г. отражены показатели при которых проводились испытания, так температура окружающей среды – 20 градусов, относительная влажность – 65%.
В разделе 9 данной методики отражена процедура проведения испытания способности впитывающего слоя подгузников.
Процедура проведения испытаний, для установления впитываемости подгузников, также не соответствует методике.
10.01.2012г. между ООО «БКС Юг» (поручитель) и ИП ФИО4 (исполнитель) заключен агентский договор № 4-АД на доставку средств реабилитации (т.3, л.д.99).
В соответствии с разделом 1 договора исполнитель обязался осуществлять представительство интересов поручителя на территории Пермской области в целях исполнения последним государственных контрактов №№ 0256100000211000223, 0256100000211000216, а именно представлять интересы поручителя в ГУ ПРО ФСС РФ, организовать хранение полученных от поручителя технических средств реабилитации, организовать и осуществлять своими силами и своевременно доставку технических средств реабилитации, инвалидам и ветеранам, проживающим на территории Пермской области по разнарядке поручителя, а также иные действия, необходимые для исполнения договора.
Согласно п. 2.2.1 поручитель обязуется выдать исполнителю доверенность на совершение юридических действий, предусмотренных договором, в том числе с полномочиями на право подписания актов приема-передачи от имени поручителя.
В материалы дела представителем ГУ ПРО ФСС РФ представлена копия доверенности от 10.01.2012г. на ИП ФИО4, в которой значатся полномочия на право подписания актов приема-передачи от имени ООО «БКС Юг», что свидетельствует о том, что копия доверенности имелась в распоряжении ГУ ПРО ФСС РФ и учреждение было осведомлено о лице, представляющем интересы ООО «БКС Юг» в Пермской крае (т.3, л.д.118).
При обращении с иском в суд о расторжении контрактов и взыскании денежных средств в размере 20 139 267,50 рублей, уплаченных по государственным контрактам, в обоснование исковых требований, в части неисполнения обязательств со стороны поставщика (ООО «БКС ЮГ»), в виде поставки товара, несоответствующего требованиям технических задания, ГУ ПРО ФСС РФ представлено экспертное заключение № А-66 от 20.04.2012г.
Выемка образцов для проведения независимой экспертизы проведена 20.02.2012г. (т.3, л.д.92).
Согласно акту, выемки производилась в присутствии представителей ГУ ПРО ФСС РФ, начальника отдела обеспечения инвалидов, ООО «БКС Юг».
Согласно доверенности от 11.01.2012г. интересы ИП ФИО4 представлял ФИО5 (т.3, л.д.119).
Согласно вводной части заключения эксперта от 20.04.2012г. основанием для проведения экспертизы явилась заявка на проведение экспертизы ГУ ПРО ФСС РФ от 13.03.2012г.
В п.2.2 заключения указано, что в число предъявленного товара входят подгузники для детей «BABY STILL» (для детей весом 12-25), возвращенные покупателем с претензией по качеству.
Изделия предъявлены в первичной групповой упаковке в виде 5-ти вскрытых фирменных полиэтиленовых пакетов (п. 2.2.1.1.1 заключения).
В акте выемки от 20.02.2012г. не указано, что изъятые для экспертизы подгузники, были возвращены и упаковки были вскрыты.
Спорные упаковки подгузников были изъяты 20.02.2012г. и переданы на экспертизу 06.03.2012г.
Из материалов дела не представляется возможным установить, где, в каких условиях хранились изъятые подгузники, были ли они вскрыты в момент выемки.
В отношении поставки подгузников для взрослых в техническом задании к контракту заказчиком наряду с иными требованиями установлены требования: к минимальному и максимальному обхвату талии в зависимости от размера товара.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 28.07.2011 № 823н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в целях определения размера компенсации за технические средства реабилитации (изделия), приобретенные инвалидами (ветеранами) за собственный счет, и (или) оплаченные за счет собственных средств услуги по их ремонту» (далее Классификация ТСР) установлены следующие требования к размерам подгузников по обхвату талии:
размер S не менее 60-80 см (в задании – 50-90 см);
размер М не менее 70-110 см (в задании – 85-125 см);
размер L не менее 100-150 см (в задании – 100-150 см);
размер XL не менее 120-160 см (в задании – 120-175 см).
Классификация ТСР определяет диапазон минимального обхвата талии подгузника, но каждому из размеров, и не устанавливает верхних пределов обхвата талии по каждому из размеров. Каждый производитель самостоятельно определяет нижний и верхний возможный предел растяжения (обхвата бедер) подгузника по каждому из размеров.
Согласно заданию минимальные требования к обхвату талии по каждому из размеров установлены заказчиком не в соответствии с Классификацией ТСР, что исключает возможность поставки продукции ряда торговых марок, также министерство установило «верхний» предел обхвата талии, при превышении которого продукция не может быть поставлена, указанные требования исключает возможность поставки продукции ряда торговых марок.
Классификация ТСР устанавливает степень впитываемости по каждому размеру подгузника.
Судом также установлено, что заказчиком установлена иная классификация подгузников по впитываемости нежели это регламентировано по Классификации ТСР, что исключает возможность достоверно произвести оценку впитываемости с объемом талии
Так в классификаторе отсутствует показатель впитываемости товара 1700 мл с объемом талии 50-90 см, как указано в задании заказчика. Впитываемость не менее 1700 мл предусмотрена для подгузника размер «S» объем талии не менее 60-820 см.
Подгузники для взрослых размер «М», объем талии 85-125 см, впитываемость товара 2200 мл (задание), в классификаторе не предусмотрен объем впитываемости подгузника 2200 мл.
Подгузники для взрослых размер «L», объем талии 100-150 см, впитываемость товара 2800 мл (задание), в классификаторе предусмотрено при объеме талии 100-150 см, впитываемости не менее 2700 мл.
Подгузники для взрослых размер «ХL», объем талии 120-175 см, впитываемость товара 3200 мл (задание), в классификаторе не предусмотрен объем впитываемости подгузника 3200 мл при указанном объеме талии.
В результате проведенного анализа судом выявлено, что установление требований к минимальному и максимальному обхвату талии, с иными показателями впитываемости, чем это предусмотрено Классификацией ТСР для подгузников, что также исключает возможность соотнести показатели, установленные заказчиком, с показателями, предусмотренными классификатором.
На основании двух заключений, судом сделан вывод о том, что не возможно установить с достоверностью факт поставки товара, несоответствующего требованиям технических заданий.
Заключения экспертов судом не принимается во внимание и в совокупности с иными материалами дела и условий контрактов, признаются ненадлежащими доказательствами.
В п. 5.1.6 контрактов стороны согласовали, что в обязанности поставщика входит прием от получателей продукции некачественного товара и замена его в течение 5 рабочих дней с даты обращения на аналогичный товар надлежащего качества.
В случае поступления заказчику жалоб от получателей на качество товара, рассмотрение жалоб осуществляется с участием представителя поставщика и представителя региональной общественной организации инвалидов (п. 5.3.2 контрактов).
Согласно протоколу № 1 заседания комиссии ГУ ПРО ФСС РФ от 20.03.2012г. ООО «БКС Юг» предложено в кратчайшие сроки произвести замену абсорбирующих изделий на товар надлежащего качества. Также в протоколе указано о направлении абсорбирующих изделий в Пермскую ТПП для проведения независимой экспертизы (т.3, л.д.120).
Письмом от 20.03.2012г. ООО «БКС Юг» уведомило заказчика о том, что полученные претензии исполнены (т.3, л.д.122).
Иных актов выемки подгузников после 20.03.2012г. заказчиком не производилось.
Также в материалы дела ГУ ПРО ФСС РФ не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении им условий по рассмотрению жалоб, поступающих от получателей товара.
Как указано представителем ООО «БКС Юг» все поступившие жалобы от получателей им рассмотрены и исполнены, стоимость товара, оставшегося на складе ГУ ПРО ФСС РФ, вычтена ООО «БКС Юг» и не предъявляется к оплате, данный факт ГУ ПРО ФСС РФ не оспорен и иного не доказано.
Расторжение контрактов мотивировано ГУ ПРО ФСС РФ нарушением поставщиком требований к качеству поставляемой продукции.
Суд исходит из отсутствия оснований для расторжения контрактов, поскольку на момент расторжения сроки исполнения обязательств со стороны ООО «БКС Юг» истекли (раздел 4 контрактов).
В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с п.2 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В п.9.3 контрактов стороны установили, что расторжение контрактов допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Основания, по которым заказчик может инициировать расторжение контрактов, сторонами в контрактах не согласованы.
28.04.2012г. ГУ ПРО ФСС РФ в адрес ООО «БКС Юг» направлена претензия № 04-38/04/20367 о поставке товара с недостатками. ООО «БКС Юг» предложено уменьшить цену по каждому контракту на 25% или расторгнуть контракты и вернуть уплаченные по контрактам денежные средства (т.3, л.д.61).
На основании исследования и оценки по правилам статьи 71 АПК РФ представленных в материалы дела доказательств судом сделан вывод о том, что как в период действия контракта, так и после уведомления о расторжении контрактов, сторонами совершались действия по их исполнению, в том числе по замене товара.
В соответствии с пунктом 4 статьи 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
Кроме того, как усматривается из условий контрактов и имеющихся в материалах дела доказательств, при осуществлении входного контроля поставленного товара были выявлены устранимые недостатки, которые должен был исправить поставщик продукции.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд полагает, что требование о расторжении спорных контрактов в связи с существенными нарушениями является необоснованным и не подлежащим удовлетворению на основании подп.1 п.2 ст.450, п.2 ст.452 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.8 ст.9 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
ООО «БКС Юг» также заявлено требование о взыскании с ответчика процентов, начисленных за период с 01.06.2012г. по 30.08.2012г. в сумме 187 835,04 рублей в размере ставки 8%. (9 391 755 * 8% / 360 * 90 дней).
Согласно ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
Расчет истца судом проверен и признан верным.
Представителем ГУ ПРО ФСС РФ возражений по периоду начисления процентов и сумме возражений не заявлено.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что требования ООО «БКС Юг» о взыскании основного долга и процентов в общей сумме 9 579 590,04 рублей заявлены правомерно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ст.110 АПК ФР).
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
1. Исковое заявление ООО «БКС Юг» удовлетворить.
2. Взыскать с Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***> / ИНН <***>; дата регистрации 12.09.2002г.) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «БКС Юг» (ОГРН <***> / ИНН <***>; дата регистрации 20.12.2010г.) 9 579 590 руб. 04 коп., в том числе сумму основного долга в размере 9 391 755 руб. 00 коп., проценты в сумме 187 835 руб. 04 коп. за период с 01.06.2012г. по 30.08.2012г.
3. Взыскать с Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***> / ИНН <***>; дата регистрации 12.09.2002г.) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «БКС Юг» (ОГРН <***> / ИНН <***>; дата регистрации 20.12.2010г.) в возмещение расходов по оплате государственной пошлины денежные средства в размере 70 897 руб. 95 коп.
4. Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «БКС Юг» (ОГРН <***> / ИНН <***>; дата регистрации 20.12.2010г.) из Федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 155 руб. 42 коп., уплаченную по платежному поручению № 450 от 19.06.2012г. (платежное поручение остается в материалах дела).
5. В удовлетворении иска Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья Н.Ю. Богаткина