ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-10383/12 от 15.08.2012 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 августа 2012 года № дела А50-10383/2012

Резолютивная часть решения оглашена 15.08.2012г.,

Полный текст решения изготовлен 17.08.2012г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Н.В. Якимовой,

при ведении протокола помощником судьи Л.П.Ушаковой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению административного органа – Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, индивидуальному предпринимателю Власовой Надежде Сергеевне (ОГРНИП 304592023700067, ИНН 592000484959),

о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей:

от заявителя – Марченко С.Ю., предъявлен паспорт, доверенность от 04.06.2012г.,

от ответчика – Югов Д.С., предъявлен паспорт, доверенность от 31.07.2011г.,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Власовой Н.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявление мотивировано тем, что в ходе контрольных мероприятий при осуществлении предпринимателем перевозки пассажиров установлено нарушение требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель Управления на требованиях настаивает по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель предпринимателя возражает, указал, чтодолжностные инструкций на работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, инструкция по безопасности дорожного движения, инструкции водителей транспортных средств и инструкции для водительского состава, где отражены положения по безопасности дорожного движения, у предпринимателя имеются, представил копии подтверждающих документов. Представлен журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения.Указал на ведение учета рабочего времени водителей, представлены соответствующие табели за май, июнь. Причину непредставления инструкций и табелей в момент проверки пояснить не смог. По мнению представителя предпринимателя, у лицензиата отсутствуют обязанность и возможность проведения обследования дорожных условий на обслуживаемых маршрутах и составления соответствующих актов, при этом предприниматель обращался в соответствующие органы, однако, обследование проведено не было. По отметке о медосмотре в путевых листах пояснмил что они проставляются перел выходом на линию.

В отношении сверок с органами ГИБДД пояснил, что предпринимателем направлялись запросы о предоставлении информации о совершенных ДТП, однако ответы из ГИБДД не поступали. В части организации проведения метрологического контроля на установленные тахографы пояснил, что установка тахографов на местные маршруты не предусмотрена действующими нормативными актами, следовательно, отсутствует обязанность по организации указанных проверок.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции установил:

Согласно лицензии АСС-59-210606 со сроком действия до 09.02.2015г., предприниматель осуществляет перевозки пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации.

29.05.2012г. специалистом УГАДН по Пермскому краю на основании распоряжения от 26.04.2012г. №827 проведена плановая проверка деятельности Власовой Н.С.

В ходе проверки установлено, что предпринимателем при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров допущены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензии и нормативно-правовых актах, в части не организации учета фактически отработанного времени водителями, не организации сверок с ГИБДД по совершенным ДТП и др. Факт нарушений зафиксирован в акте проверки от 29.05.2012г. №827 (л.д.15).

29.05.2012г. по выявленным фактам в отношении ИП Власовой Н.С. государственным инспектором УГАДН составлен протокол об административном правонарушении №25, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.7). Протокол об административном правонарушении составлен полномочным лицом в силу правила, закрепленного в части 3 статьи 28.3 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Согласно статье 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом подлежат лицензированию.

Статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Условия и требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, изложены, в том числе в Трудовом Кодексе РФ, закона РФ от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек…», утвержденном Постановлением Правительства России от 30.10.2006г. №637, «Правилах учета дорожно-транспортных происшествий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995г. №647, «Требованиях по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. №15, Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008г. №152 «Об обязательных реквизитах и порядке заполнения путевых листов», «Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденном приказом Минтранса от 08.01.1997г. №2, «Правилах использования тахографов на автомобильном транспорте в РФ», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.07.1998г. №86, «Положении о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986г. (Рд-200-РСФСР-12-0071-86-09)

В соответствии с абз.4 ст.91 Трудового кодекса РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

В соответствии с п.п. «б», «в» п.4 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров и установленных ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В силу ст.20 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств (п.18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий).

При выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением, ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке (п. 2.2, 2.6.2 Приказа №15).

Пунктом 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от № 152, предусмотрены обязательные к заполнению сведения (время прохождения предрейсового медицинского осмотра).

Согласно п.4.15 Положения с целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.

Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале, специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями предприятия в установленных случаях (п.1.7, 6.1 Положения о проведении инструктажей…).

В п.5 Правил указано, что каждый тахограф подлежит поверке, которая проводится органами государственной метрологической службы, государственными научными метрологическими центрами.

Административным органом установлено, что предпринимателем допущены следующие нарушения лицензионных требований:

- не разработана должностная инструкция на работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения,

- не ведется учет рабочего времени,

- отсутствуют акты обследования дорожных условий на обслуживаемых маршрутах,

- в путевых листах медицинским работником не проставляется время прохождения предрейсового медицинского осмотра водителей,

- не организованы учет ДТП, ежемесячные сверки с ГИБДД по совершенным ДТП с участием принадлежащих ей транспортных средств,

-не разработана инструкция по безопасности дорожного движения,

-не организовано проведение на установленные тахографы метрологического контроля.

Доводы представителя предпринимателя относительно наличия должностных инструкций на работников,деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, и наличия инструкция по безопасности дорожного движения, судом принимаются. В материалы дела представлены должностные инструкции водителей транспортных средств и инструкции для водительского состава, где также отражены положения по безопасности дорожного движения (л.д.54,55,61), также представлен журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения, в котором отражены дата проведения инструктажа, данные водителей, краткое содержание инструктажа и подписи водителей (л.д.80).

В акте проверки зафиксировано отсутствие указанных инструкций в момент проверки.

Однако, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При этом в силу презумпции невиновности (ч.2 ст.1.5 КоАП РФ) доказать вину должен орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении.

Оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ представленные заявителем материалы, пояснения сторон, суд пришел к выводу о недоказанности административным органом в указанной части в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.

Доводы представителя ответчика относительно наличия табеля учета рабочего времени (л.д.56) судом не принимаются, при этом учтено, что в момент проверки табели представлены не были, хотя изначально были запрошены административным органом, а также судом принимается довод представителя административного органа о несовпадениях по количеству отработанного времени в табеле и представленных путевых листах.

Судом также отклоняются пояснения представителя предпринимателя в части отсутствия обязанности и возможности лицензиата проведения обследования дорожных условий на обслуживаемых маршрутах и составления соответствующих актов. Данная обязанность установлена п.4.15 Приказа Минтранса от 08.01.1997г. №2, представленное в материалы дела письмо предпринимателя о предоставлении актов обследования дорожных условий (л.д.53), датировано 20.06.2012г., т.е. после проведения проверки.

Доводы представителя ответчика об отсутствии вменяемого нарушения п.18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, поскольку органы ГИБДД не представляют запрашиваемых предпринимателем сведений, судом отклоняются.

Учет дорожно-транспортных происшествий осуществляется: органами внутренних дел; владельцами транспортных средств; государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог. Владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств. Форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Проанализировав приведенные нормы, установленную форму учета ДТП, суд пришел к выводу, что направление предпринимателем в адрес органов ГИБДД запросов об информации о дорожно-транспортных происшествий за определенный период с участием принадлежащих ему автотранспортных средств, фамилий воителей, не может служить доказательством проведения сверки, с отражением всех предусмотренных критериев.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.04.1996г. №22 в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995г. №647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» и в целях установления порядка учета дорожно-транспортных происшествий, а также других сведений, характеризующих состояние работы по обеспечению безопасности дорожного движения, в предприятиях и организациях любых организационно-правовых форм и форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации, являющихся владельцами транспортных средств, утверждена форма учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств.

Указанная форма включает два раздела: раздел 1 - сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел, раздел 2 - сведения внутреннего характера, подлежащие выяснению в процессе проведения служебного расследования.

Таким образом, предприниматель должен не только запрашивать информацию о совершенных ДТП, но так же представлять и свои сведения, указанные в утвержденной форме, в том числе: дата, время, место, вид ДТП, модель и номерной знак транспортного средства, данные водителя, условия и обстоятельства, способствовавшие возникновению ДТП, выявленные причины, последствия дорожно-транспортного происшествия, погибших, раненых и др., с целью сверки с данными ГИБДД и дальнейшего отражения поступивших сведений в форме и анализа.

Указания представителя ответчика на отсутствие необходимости установления тахографов на автобусах, выполняющих рейсы по местным маршрутам, судом отклоняется, как несостоятельные. Обязанность организовать проведение на установленные тахографы на марках автобусов предпринимателя метрологического контроля установлена приказом Минтранса от 07.07.1998г. №86, доказательств проведения или наличия договорных отношений на проведение данного контроля, предпринимателем не представлено.

Непроставление времени прохождения медицинского осмотра в путевых листах в нарушение ПриказаМинтранса РФ №152 подтверждается материалами дела.

Исходя из совокупности выявленных и установленных судом нарушений, суд считает правильным вывод административного органа о наличии в действиях ответчика признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Процессуальных нарушений при производстве по административному делу заявителем не допущено.

Установленный ст.4.5 КоАП РФ трехмесячный срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в части нарушений, за исключением непроставления в путевых листах медицинским работником времени прохождения предрейсового медицинского осмотра, не истек.

Относительно нарушения в части непроставления медицинским работником времени прохождения предрейсового медицинского осмотра, судом установлено истечение срока привлечения к административной ответственности, поскольку правонарушение допущено 11.05.2012г.- дата составления путевых листов (л.д.33).

При назначении административного наказания в силу ч.2 ст.4.2 КоАП РФ суд учитывает совершение правонарушения впервые, в связи с чем полагает обоснованным привлечение к административной ответственности в пределах минимальной санкции, установленной за данный вид правонарушения, то есть 3000 (три тысячи) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 168-170, 176, 206 АПК Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя Власову Надежду Сергеевну, проживающую по адресу: Пермский край, Чернушинский район, п.Марковский, д.13, кв.46, ОГРНИП 304592023700067, ИНН 592000484959, к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 3000 (трех тысяч) руб.

Реквизиты для зачисления административного штрафа: Управление федерального казначейства по Пермскому краю (Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Ространснадзора), ИНН 5902290040, КПП 590201001, банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Пермскому краю г.Пермь, БИК 045773001, счет 40101810700000010003, КБК 10611690050056000140, ОКАТО 57435000000.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья Н.В.Якимова