Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
10 августа 2022 г. Дело № А50-10626/2022
Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2022.
Полный текст решения изготовлен 10.08.2022.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вавиловой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Обориной И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200, ИНН 5904084719)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «КанцТренд»,
об оспаривании ненормативных правовых актов,
при участии:
от заявителя – Панюшина И.А., паспорт, доверенность от 21.07.2022; Шумейко А.И., паспорт, доверенность от 02.08.2022;
от антимонопольного органа – Леонтьев А.А., удостоверение, доверенность от 10.01.2022;
от третьего лица – неявка, извещено надлежащим образом,
установил:
государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – заявитель, ОПФР) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС, Управление) от 19.04.2022, вынесенных по жалобе ООО «КанцТренд».
В обоснование заявления ОПФР приведены доводы о том, что вывод Пермского УФАС, изложенный в оспариваемом решении, предусматривающий наличие в действиях Аукционной комиссии нарушения пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона 44-ФЗ, является ошибочным. Заявитель также указал на то, что был лишен законного права участвовать в рассмотрении поданной ООО «КанцТренд» жалобы, защищать свои законные права и интересы, давать пояснения, приводить доводы помимо ранее представленных и реализовывать иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в связи с чем считает, что Комиссией УФАС по Пермскому краю нарушен Административного регламента ФАС.
Определением суда от 28.04.2022 заявление принято к производству, судебное заседание назначено на 21.06.2022.
03.06.2022 от Пермского УФАС поступил отзыв на заявление, в котором указал, что решение и предписание антимонопольного органа соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, отсутствуют основания для их отмены и удовлетворения требований заявителя.
20.06.2022 от заявителя поступили дополнения и пояснения на отзыв Пермского УФАС с указанием на то, что спариваемым решением нарушены права и законные интересы ОПФР в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку установление факта нарушения заказчиком Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при проведении электронного аукциона, ставит под сомнение добросовестность и законность его действий.
В судебном заседании 21.06.2022 заявитель на требованиях настаивал, антимонопольный орган возражал против удовлетворения заявления.
Определением от 21.06.2022 суд завершил подготовку по делу и назначил судебное заседание по рассмотрению спора по существу на 12.07.2022. Этим же определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «КанцТренд».
11.07.2022 от заявителя поступило ходатайство об изменении предмета иска, в соответствии с которым просил к ранее заявленным требованиям добавить требование о признании недействительными пп. 1, 2 и 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по жалобе ООО «КанцТренд» о нарушении законодательства о закупках от 28.04.2022. В обоснование чего заявитель указал, что 22.04.2022 ООО «КанцТренд» направило в Пермское УФАС вторую жалобу, по результатам которой в действиях заказчика установлено нарушение требования пп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках.
12.07.2022 от третьего лица поступил отзыв на заявление, в котором поддержало доводы антимонопольного органа.
В судебном заседании 12.07.2022 представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования заявления с учетом уточнений; представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения заявленных требований.
Определением суда от 12.07.2022 судебное заседание отложено на 03.08.2022.
В судебном заседании ОПФР поддержало требования заявления, а также ходатайство об уточнении заявленных требований.
Уточнение требований принято судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Антимонопольный орган с требованиями не согласился по мотивам письменного отзыва, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного решения и предписания. Также представитель пояснил, что в резолютивной части решения от 19.04.2022 ошибочно указан п.3, и соответственно, на стр.7 решения абзац 11 («В ходе внеплановой проверки …») также ошибочно включен.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции установил:
22.03.2022 ОПФР на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено извещение об осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку папок картонных (извещение № 0256100000122000034), в соответствии с которым установлено начальное максимальное значение цены контракта 85 980,00 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2022 № ИЭА1 заявка ООО «КанцТренд» (идентификационный номер 111651277) была признана Аукционной комиссией соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
12.04.2022 участником закупки ООО «КанцТренд» подана жалоба на действия конкурсной комиссии при оценке заявок.
19.04.2022 решением Пермского УФАС жалоба участника на действия Аукционной комиссии признана обоснованной, антимонопольным органом в действиях заказчика выявлено нарушение требований пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о закупках).
Основанием для принятия решения по жалобе ООО «КанцТренд» послужили выводы Управления о том, что дополнительные характеристики, установленные в Техническом задании, не указаны в заявке ООО «КанцТренд», в связи с чем у Аукционной комиссии не было оснований для признания заявки ООО «КанцТренд» соответствующей требованиям извещения закупки.
19.04.2022 заказчику выдано предписание на совершение действий, направленных на устранение выявленных нарушений, а именно:
1. Заказчику, Аукционной комиссии:
- отменить протокол проведения электронного аукциона от 08.04.2022 №ИЭА1;
2. Аукционной комиссии:
- повторно рассмотреть заявки с учетом требований Закона о закупках и решения по жалобе ООО «КанцТренд»;
3. Заказчику, Аукционной комиссии:
- сформировать протокол проведения электронного аукциона;
- направить оператору электронной площадки протокол подведения итогов;
- совершить дальнейшие действия с учетом требований Закона о закупках;
4. Оператору электронной площадки:
- обеспечить возможность Заказчику, Аукционной комиссии исполнить пункты 1, 2, 3 настоящего предписания.
5. В срок до 12.05.2022 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание.
6. В срок до 13.05.2022 Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания (с указанием заявителя жалобы).
22.04.2022 ООО «КанцТренд» направило в Пермское УФАС вторую жалобу, по результатам которой решением Управления от 28.04.2022 в действиях заказчика установлено нарушение требования пп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках. Предписание было решено не выдавать, поскольку предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО «КанцТренд» (вх.№ 005925-22 от 12.04.22).
Не согласившись с решениями и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные в дело документы в совокупности с пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.ч. 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).
Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе, Закон о закупках, Закон № 44-ФЗ) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать названному Закону.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Одним из таких способов являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
Под электронным аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший самую низкую цену исполнения государственного (муниципального) контракта.
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта (часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 49 Закона № 44-ФЗ).
При проведении рассматриваемой закупки, Заказчик руководствовался Законом № 44-ФЗ, Извещением о проведении открытого аукциона в электронной форме (далее – Извещение), Документацией об аукционе в электронной форме (далее – Документация).
Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 22.03.2022, дата окончания подачи заявок – 06.04.2022, дата подведения итогов закупки – 08.04.2022.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2022 № ИЭА1 заявка ООО «КанцТренд» (идентификационный номер 111651277) была признана Аукционной комиссией соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель жалобы, усмотрев нарушение порядка проведения спорной закупки, обратился в антимонопольный орган с настоящей жалобой, в которой указывает, что в приложении № 3 «Описание объекта закупки (Техническое задание)» к извещению о проведении закупки Заказчиком было указано, что в описании объекта закупки необходимо указать дополнительную информацию, а именно «Папка изготовлена из немелованного картона белого цвета плотностью 360г/м2, без перфорации, сгибы обычные, края без вырезов, прямые, с 2-мя завязками из тканевого материала, с 3-мя внутренними клапанами. На лицевой стороне поля для подписывания. По углам папки нет никаких полос и надписей. Вместимость папки 200 листов стандартной плотности.». Также в пункте 3 «Инструкция по заполнению заявки» настоящего приложения было указано, что «При указании характеристик предлагаемого участником закупки товара, участники закупки должны руководствоваться положениями Приложения 3 Описание объекта закупки (Техническое задание) к Извещению о проведении закупки в части установления заказчиком требований к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, а также значениям показателей товара, которые не могут изменяться».
Также Общество указало, что Заказчиком в описании объекта закупки были приведены требования к дополнительным характеристикам ниже основных характеристик. ООО «КанцТренд» пропустило данные дополнительные характеристики и не указало их в своей заявке, что на основании Закона о закупках и Извещения о проведении закупки должно было привести к отклонению заявки, так как указанные характеристики не соответствуют конкретным требованиям, предъявляемым Заказчиком к объекту закупки.
В силу п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать: описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. «б» п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. «б» - «г» и «е» - «з» п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) -25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о закупках.
В соответствии с пп. «а» п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В соответствии с Техническим заданием и извещением о проведении закупки о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка папок картонных соответствующих позиции КТРУ 17.23.13.193-00000006, со следующими характеристиками:
№ | Наименование характеристики | Значение характеристики, не требующие конкретизации | Значение характеристики, требующее конкретизации |
1. | Ширина корешка, max | - | < 20 мм. (требуется конкретизация) |
2. | Ширина корешка, min | - | > 20 мм. (требуется конкретизация) |
3. | Формат | А4 | |
4. | Способ фиксации | Завязка | |
5. | Тип | Папка архивная |
Также, заказчиком установлены следующие требования:
в описании объекта закупки необходимо указать дополнительную информацию, а именно:
- Папка изготовлена из немелованного картона белого цвета плотностью 360г/м2, без перфорации, сгибы обычные, края без вырезов, прямые, с 2-мя завязками из тканевого материала, с 3-мя внутренними клапанами. На лицевой стороне поля для подписывания. По углам папки нет никаких полос и надписей. Вместимость папки 200 листов стандартной плотности.
Комиссией Управления установлено, что в составе заявки Заявителя указано следующее:
Наименование товара | Характеристика товара | Ед. изм. | Кол-во |
Папка картонная | Ширина корешка: 20 мм. Формат: А4. Способ фиксации: Завязка. Тип: Папка архивная | Штука | 3000 |
Согласно разделу 3 «Инструкция по заполнению заявки», приложения к извещению «Требование к содержанию и составу заявки» при указании характеристик предлагаемого участником закупки товара, участники закупки должны руководствоваться положениями Приложения 3 Описание объекта закупки (Техническое задание) к Извещению о проведении закупки в части установления заказчиком требований к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, а также значениям показателей товара, которые не могут изменяться.
В составе заявок участников закупки не допускается указание единиц измерения, отличных от единиц измерения, указанных в Приложения № 3 Описание объекта закупки (Техническое задание) к Извещению о проведении закупки.
В составе заявок участников закупки не допускается указания сведений, приводящих к разночтению или противоречию характеристик товара.
Характеристики товара представляются в отношении каждого вида (типа) товара, предусмотренного в Приложения № 3 Описание объекта закупки (Техническое задание) к Извещению о проведении закупки, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг по предмету электронного аукциона.
В ходе анализа заявки ООО «КанцТренд», Пермское УФАС установило, что дополнительные характеристики, установленные в Техническом задании, не указаны в заявке Заявителя.
Согласно пп. а п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о закупках характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
На основании ч. 12 ст. 48 Закона о закупках при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о закупках участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
Таким образом, как верно указывает антимонопольный орган, у Аукционной комиссии не было оснований для признания заявки Заявителя соответствующей требованиям извещения о закупке, и вследствие чего в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение пп. «а» п.1 ч.5 ст.49 Закона о закупках.
Пермское УФАС, выявив нарушение, правомерно приняло меры по прекращению его нарушения путем вынесения решения и предписания от 19.04.2022.
Кроме того, 22.04.2022 ООО «КанцТренд» направило в Пермское УФАС вторую жалобу о неправомерном включении Заказчиком в проект контракта, направленный победителю закупки характеристики, которые податель жалобы в своей заявке не указывал.
Решением Пермского УФАС от 28.04.2022 жалоба признана обоснованной, в действиях Заказчика установлено нарушение пп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы антимонопольным органом установлено, что в соответствии с информацией, содержащейся в ЕИС, 12.04.2022 Заказчик разместил проект контракта, в котором указал все характеристики поставляемого товара, указанные в техническом задании, в том числе следующие: «Папка изготовлена из немелованного картона белого цвета плотностью 360г/м2, без перфорации, сгибы обычные, края без вырезов, прямые, с 2-мя завязками из тканевого материала, с 3-мя внутренними клапанами. На лицевой стороне поля для подписывания. По углам папки нет никаких полос и надписей. Вместимость папки 200 листов стандартной плотности».
19.04.2022 Победитель разместил протокол разногласий, в котором указал на то, что характеристики, установленные в проекте контракта не соответствуют характеристикам товара, предложенного Обществом.
21.04.2022 Заказчик разместил ответ на протокол, в котором отказался учесть замечания, содержащиеся в протоколе разногласий, а также проект контракта без всяких изменений.
Комиссия, проанализировав заявку подателя жалобы и приложение № 2 проекта контракта, установила, что приложение № 2 Проекта контракта содержит характеристики товара, отсутствующие в заявке №111651277.
Таким образом, Заказчик, установив вышеуказанные требования, нарушил требования пп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что при вынесении оспариваемых решений антимонопольный орган рассмотрел конкретную ситуацию, на которую ссылается заявитель, и, исходя из системного толкования норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сделал правильные выводы, изложенные в оспариваемых решениях.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права. Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Заявителем, вопреки ч. 1 ст. 65 АПК РФ, не доказано, каким именно нормативным актам не соответствует оспариваемое решение и какие права и законные интересы нарушены этим актом, поскольку оспариваемые решения не создают заявителю никаких препятствий в осуществлении им своей деятельности и не возлагает на него никаких обязанностей.
Довод о нарушении прав Заказчика в связи с неучастием его в заседании Комиссии Управления не является обоснованным и документально подтвержденным на основании следующего.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.5 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не позднее трех часов с момента размещения в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, информации, предусмотренной частью 8 настоящей статьи, участнику закупки, подавшему жалобу, субъекту (субъектам) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, с использованием единой информационной системы направляются: уведомление о размещении в таком реестре информации о принятии жалобы к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, о возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 настоящего Федерального закона (в случае размещения информации в соответствии с пунктом 1 части 8 настоящей статьи). В случае обжалования действий (бездействия) контрактной службы, контрактного управляющего, комиссии по осуществлению закупок, членов этой комиссии такое уведомление направляется заказчику, уполномоченному органу или уполномоченному учреждению, наделенным полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона. Уведомление, предусмотренное настоящим пунктом, считается надлежащим уведомлением участника закупки, подавшего жалобу, субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу.
Указанное уведомление было размещено в ЕИС 14.04.2022 в 15:41 час, о чем свидетельствует скриншот, в назначенное Уведомлением время (18.05.2022 в 14-30 час.) подключений к заседанию Комиссии Пермского УФАС России со стороны лиц, участвующих в деле, не было (о чем свидетельствует отметка в обжалуемом Решении, а также видеозапись заседания Комиссии Управления), телефонных звонков, а также ходатайств об отложении дела от Заказчика не поступало. Доказательств, подтверждающих иное, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ, статьями 198, 201 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов недействительными.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст.112 АПК РФ вопросы распределения госпошлины судом не рассматриваются, поскольку заявитель освобожден от ее уплаты в силу положений пп.1.п.1.ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Н.В. Вавилова