Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
24 ноября 2014 года Дело № А50-10989/2014
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2014 года. Полный текст решения изготовлен 24 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вихниной М.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Железницких И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 (г. Пермь) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (614017, <...>), Администрации Чернушинского муниципального района (617830, <...>;
ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании крестьянского (фермерского) хозяйства действующим юридическим лицом,
заинтересованные лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Пермскому краю (617830, Пермский край,
<...>; ОГРН <***>, ИНН <***>), глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2,
при участии
от заявителя ФИО1: представителя ФИО3 по доверенности от 01.02.2014,
от заинтересованного лица главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2: представителя ФИО3 по доверенности от 13.02.2014,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) обратилась в арбитражный суд с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю (далее – МИФНС России № 17 по ПК), Администрации Чернушинского муниципального района о признании крестьянского фермерского хозяйства в лице единственного члена и главы ФИО1 действующим юридическим лицом, созданным в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-01 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и возложении на МИФНС России № 17 по ПК обязанности внести запись в ЕГРЮЛ о крестьянском фермерском хозяйстве как о юридическом лице, созданном в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», созданном до 01.07.2002 и действующим по настоящее время; внести сведения, предоставленные единственным членом и главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО1, предусмотренные подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ по форме №Р17001 без засвидетельствования подписи заявителя в нотариальном порядке (с учетом замены на стороне ответчика в порядке ст. 47 АПК РФ определением суда от 21.10.2014, а также принятого судом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ определением от 17.11.2014).
Первоначально заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о ФИО1 (далее – ФИО1, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Пермскому краю, Администрации Чернушинского муниципального района о признании крестьянского (фермерского) хозяйства, в лице единственного члена и главы ФИО1 действующем юридическим лицом, созданном в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и возложении на Межрайонную ИФНС России № 13 по Пермскому краю обязанности внести запись в ЕГРЮЛ о Крестьянском фермерском хозяйстве, в лице главы ФИО1 как о действующем юридическом лице, созданном в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»; признании права постоянного (бессрочного) пользования за крестьянским (фермерским) хозяйством, в лице главы ФИО1, как за юридическим лицом, земельным участком площадью 18,7951 га, с кадастровым номером 59:40:1840103:5, по адресу Пермский край, Чернушинский район, деревня Ольховка действующим.
Определением суда от 02.07.2015 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление Росреестра по Пермскому краю), глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 (далее – ФИО4).
Определением суда от 22.09.2014 выделены из дела № А50-10989/2014 требования ФИО1 к Администрации Чернушинского муниципального района о признании права постоянного (бессрочного) пользования за крестьянским (фермерским) хозяйством, в лице главы ФИО1, как за юридическим лицом, земельным участком площадью 18,7951 га, с кадастровым номером 59:40:1840103:5, по адресу Пермский край, Чернушинский район, деревня Ольховка действующим (третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5). Выделенному делу присвоен № А50-19306/2014. Производство по делу № А50-19306/2014 приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А50-10989/2014.
Определением суда от 21.10.2014 к участию в деле № А50-10989/2014 в качестве ответчика привлечена МИФНС России № 17 по ПК. Судебное разбирательство отложено на 17.11.2014.
В судебное заседание 17.11.2014 МИФНС России № 17 по ПК, Администрация Чернушинского муниципального района, заинтересованные лица не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Администрация Чернушинского муниципального района направила письменное заявление о рассмотрении спора без участия их представителей.
От МИФНС России № 17 по ПК поступил письменный отзыв на заявление. В отзыве выражена позиция об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Архивного отдела Администрации Чернушинского муниципального района поступили сведения на определение суда от 21.10.2014.
В материалах дела имеются также отзывы Администрации Чернушинского муниципального района (т. 1 л.д. 70, 96), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Пермскому краю (т. 1 л.д. 80, 100).
Руководствуясь ст. 200 АПК РФ, суд признал возможным рассмотрение заявления без участия неявившихся лиц.
Заявитель требования с учетом принятого судом уточнения поддержал.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
На момент рассмотрения спора ЕГРЮЛ не содержит сведений о крестьянском фермерском хозяйстве (далее – КФК) в лице главы ФИО1 либо КФК в лице главы ФИО6.
Заявитель настаивает на том, что в настоящее время она является главой КФК, созданного во главе ФИО6 в период действия закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-01 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации Чернушинского муниципального района от 07.04.1992 № 106 (имеет отметку архивного отдела):
передано гр. ФИО6 бесплатно в собственность земельный участок общей площадью 8,3 га из них пашни 7,8 га, пастбищ 0,2 га, прочие 0,3 га и предоставить в аренду сроком на 5 лет 17,2 пашни, 0,3 га пастбищ с правом дальнейшего выкупа для организации крестьянского хозяйства из земель госземзапаса (ФИО7 участок) (п. 1);
утвержден главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО6, членом крестьянского хозяйства ФИО1;
определено зарегистрировать крестьянское фермерское хозяйство гр. ФИО6 (п. 4).
Тюинскому сельскому совету народных депутатов внести крестьянское хозяйство в похозяйственную книгу (п. 5).
Крестьянское фермерское хозяйство ФИО6 занесено в похозяйственную книгу № 7 Тюинской сельской Администрации (оп. № 3, Д № 198) т. 1 л.д. 134.
29.04.1992 ФИО6 выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования со ссылкой на решение от 07.04.1992 (л.д. 18).
Постановлением Администрации Чернушинского муниципального района от 30.03.1994 № 178 (имеет отметку архивного отдела) предоставлено крестьянскому хозяйству ФИО6 в аренду сроком до 5 лет из земель запаса (ФИО7 участок) земельный участок общей площадью 78,1 га, в том числе 62,3 га пашни, 14,7 га сенокосов. 1,1 га пастбищ для ведения сельскохозяйственного производства.
19.08.1994 бак между ФИО6 и ФИО1 расторгнут (т. 1 л.д. 133).
Постановлением того же органа от 01.08.1995 № 575 в связи с добровольным отказом главы крестьянского хозяйства от земельного участка прекращено право аренды указанного земельного участка.
Постановлением того же органа от 11.04.1994 № 205 предоставлено крестьянскому хозяйству ФИО6 в аренду сроком до 5 лет из земель запаса, земельный участок общей площадью 9,2 га из них 9,0 га пашни, 0,2 сенокосов для ведения сельскохозяйственного производства.
31.08.1998 ФИО6 умер (свидетельство серии ВГ № 487265 – т. 1 л.д. 86).
В подтверждение деятельности КФК представлены договоры 2008, 2012 (т. 1 л.д. 104-107).
На момент вынесения постановления от 07.04.1992 № 106 правовое положение крестьянских фермерских хозяйств регулировалось Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее – Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1)
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
В силу п. 3 ст. 1 указанного закона членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство.
Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами (п. 4 ст. 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1).
Из положений ст. 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка (п.1).
После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона (п. 2).
Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу (п. 3).
Из представленных суду доказательств следует принятие решение уполномоченного органа о регистрации КФК в лице главы ФИО8, с ФИО1 в качестве члена крестьянского хозяйства, предоставление для ведения КФК земельных участков.
Таким образом, совокупность установленных судом обстоятельств подтверждает регистрацию КФК во главе ФИО8, членство ФИО1 на момент регистрации.
Согласно ст. 32 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях:
а) неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях в течение одного года;
б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности;
в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства;
г) использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли;
д) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд;
е) в связи с банкротством.
Из положений п. 1 ст. 33 названного закона следует, что прекращение деятельности крестьянского хозяйства оформляется решением районного (городского) Совета народных депутатов. Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются арбитражным судом.
Таким образом, оснований полагать, что в связи со смертью ФИО6 деятельность КФК как юридического лица была прекращена, не имеется.
Смерть главы КФК сама по себе в законе не поименована в качестве основания прекращения деятельности КФК.
Принятие решение о прекращении КФК в ходе судебного разбирательства не установлено.
Так, согласно сведениям архивного отдела Администрации Чернушинского муниципального района от 26.09.2014 в документах регистрационного дела ликвидированного КФК ФИО6 не значится, в подтверждение приложены сведения регистрационных дел ликвидированных юридических лиц (т. 1 л.д. 127-132).
Из архивной справки от 29.10.2010 № С-1560 следует, что в период с 1998 по 2002 постановления о прекращении деятельности КФК ФИО6 не обнаружено.
В пункте 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившего в силу после регистрации рассматриваемого КФК, установлено, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из положений ст. 7 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует обязанность поименованных в п. 2-7 ст. 6 указанного закона юридических лиц, зарегистрированных до введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в качестве юридических лиц), привести свой правовой статус в соответствие с нормами части первой названного Кодекса.
Крестьянские фермерские хозяйства в ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ прямо не поименованы.
Впоследствии, правовое положение крестьянского фермерского хозяйства регулировалось Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ
«О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Согласно статье 1 Закона N 74-ФЗ крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу п. 2 ст. 23 указанного закона со дня вступления в его силу признан утратившими силу Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1.
Из положений п. 3 ст. 23 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ следует, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР № 348-1 вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 года (в ред. Федеральных законов от 30.10.2009 № 239-ФЗ, от 25.12.2012 № 263-ФЗ).
Из совокупности приведенных норм следует, что в случае создания КФК в период действия Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1, оно вправе сохранять статус юридического лица до 2021 г.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 2 указанного пункта в первоначальной редакции невыполнение указанного требования является основанием принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
В последующем указанный абзац изложен в новой редакции, следующего содержания. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц (в ред. Федерального закона от 02.07.2005 № 83-ФЗ).
Доказательств представления сведений КФК в порядке названного не представлено, как и не следует из материалов дела принятие поименованных в ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ решений уполномоченными регистрирующими органами. Соответствующих пояснений от налоговых органов, Администрации не поступило.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 441 «Об утверждении порядка и сроков передачи регистрационных дел зарегистрированных ранее юридических лиц, хранящихся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц" по запросу органы, ранее осуществлявшие государственную регистрацию юридических лиц должны были сформировать на бумажном и (или) электронном носителе списки (реестры) юридических лиц с указанием их полного наименования, адреса (места нахождения), регистрационного номера и даты регистрации и передать управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам РФ по следующим категориям:
- ликвидированные юридические лица;
- юридические лица, которые находятся в процессе ликвидации;
- иные юридические лица.
При этом в ходе судебного разбирательства установлено, что сведения о КФК не были переданы Администрацией Чернушинского района в регистрирующий орган в соответствии с требованиями с. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, согласно которому регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.
Позиция регистрирующего органа о том, что ему Администрацией были переданы сведений о всех действующих юридических лицах, опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Регистрационное дело Крестьянского хозяйства ФИО6 из Администрации Чернушинского района не передавалось. В инспекции отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию Крестьянского хозяйства ФИО6.
Пояснения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Пермскому краю о том, что согласно сведениям ЕГРЮЛ снято с учета 01.01.1999 в связи с ликвидацией по решению учредителя крестьянское фермерское хозяйство ФИО6, поставленное на учет 22.07.1994 (т. 1 л.д. 80), документально не подкреплены, в ходе судебного разбирательства не подтвердились.
В связи с изложенным, арбитражный суд не усматривает оснований полагать, что КФК в порядке, предусмотренном законодательством, прекратило свою деятельность. Требования заявителя подлежат удовлетворению.
Возражения регистрирующего органа относительно избранного заявителем способа восстановления нарушенного права арбитражный суд не принимает, так как иная возможность из норм права судом не усматривается, регистрирующим органом не указана.
В таком случае требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
По состоянию на текущую дату на территории Пермского края регистрирующим органом является Межрайонная ИФНС России № 17 по ПК (ЕРЦ). Таким образом, обязанность по совершению определенных в решений суда действий в целях восстановления прав заявителя следует возложить на Межрайонную ИФНС России № 17 по ПК.
Между тем поскольку отсутствие сведений в ЕГРП о юридическом лице явилось причиной действий Администрации, суд признает необходимым возложить обязанность по возмещению заявителю понесенных судебных расходов на указанный орган.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать крестьянское фермерское хозяйство в лице единственного члена и главы ФИО1 (г.р. 11.07.1958) действующим юридическим лицом, созданным в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о крестьянском фермерском хозяйстве в лице единственного члена и главы ФИО1 (г.р. 11.07.1958) как о юридическом лице, созданном до 01.07.2002 на основании постановления Администрации Чернушинского района Пермского края от 07.04.1992 № 106 и действующем в настоящее время; внести сведения, предоставленные единственным членом и главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО1 (г.р. 11.07.1958), предусмотренные подпунктами «а»-«д», «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» по форме
№ Р17001 «Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года», без засвидетельствования подписи заявителя в нотариальном порядке.
Взыскать с Администрации Чернушинского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ФИО1 (г.р. 11.07.1958) сумму 2000 руб. в порядке возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить ФИО1 (г.р. 11.07.1958) из федерального бюджета государственную пошлину 4000 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 24.06.2014 № 16.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья М.А. Вихнина