ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-11062/2012 от 29.08.2012 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

  614990, г.Пермь, ул.Луначарского, д. 3

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  31 августа 2012 года Дело №А50-11062/2012

Резолютивная часть решения объявлена 29.08.2012.

Полный текст изготовлен 31.08.2012.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Н.В.Якимовой,

при ведении протокола помощником судьи Л.П.Ушаковой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Яйвинского городского поселения (ОГРН 1055904557796, ИНН 5911046721)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360),

третьи лица: 1) Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями Александровского муниципального района Пермского края; 2) ИП Тетерук Е.В.; 3) ИП Морозов А.В.; 4) ИП Калазев К.А.,

о признании недействительными ненормативных актов

при участии:

от антимонопольного органа – Баранов Д.Е. по доверенность от 10.01.2012;

от Администрации, от третьих лиц - представители не направлены, о рассмотрении заявления участники процесса извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на сайте суда, что в силу положений ч.2 ст.200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие,

установил:

Администрация Яйвинского городского поселения (далее по тексту – Администрация) обратились в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Пермского УФАС России от 23.04.2012 по делу № 067-12-а, которым в действиях заявителя установлены нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности, а также дискриминации хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в т.ч. ИП Тетерук Е.В., а также о признании недействительным предписания от 23.04.2012 по делу № 067-12-а, вынесенного Пермским УФАС России в адрес заявителя.

В обоснование заявленных требований Администрация указывает на отсутствие нарушений антимонопольного законодательства. По мнению заявителя, Администрация не бездействовала путем не утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Яйвинского городского поселения. Считают, целесообразно было утвердить Схему после принятия всех нормативных документов планирования территории поселения. Генеральный план поселка утвержден в конце ноября 2011 года, Схема разрабатывается и утверждается не позднее 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия схемы.

В материалы дела представили копию Постановления администрации Яйвинского городского поселения от 10.07.2012 №381а «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории п.Яйва Яйвинского городского поселения

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее по тексту – УФАС, антимонопольный орган) возражает против удовлетворения заявленных требований, по мотивам, изложенным в отзыве (л.д.28), считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Третье лицо – Комитет по управлению имуществом согласно письменному отзыву поддерживает позицию УФАС в части несвоевременной разработки и утверждения Схемы, не согласны с исковыми требованиями Администрации.

Третьи лица - индивидуальные предприниматели Тетерук Е.В., Морозов А.В., Калазев К.А. письменные отзывы не представили.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя антимонопольного органа, арбитражный суд установил следующее.

02.11.2011 в адрес Пермского УФАС поступило заявление предпринимателя Тетерук Екатерины Васильевны о проверке действий Администрации Яйвинского городского поселения на соответствие закону.

В обращении предприниматель указала, что является арендатором земельного участка для размещения и эксплуатации временного сооружения – остановочного комплекса. Участок был предоставлен Администрацией Александровского муниципального района, договор от 04.02.2010 №62 сроком до 28.12.2010, с учетом заключения о возможности использования земельного участка, выданного Администрацией Яйвинского городского поселения №88 от 02.10.2008. Однако с июля 2010 года стали поступать письма Администрации Яйвинского городского поселения о запрете на размещение остановочного комплекса.

По результатам рассмотрения дела №067-12-а антимонопольным органом принято оспариваемое решение (л.д.10) с резолютивной частью следующего содержания:

1. Признать факт нарушения Администрацией Яйвинского городского поселения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2010 №135-Ф3 «О защите конкуренции», ст.15 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», выразившегося в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности, а также дискриминации
 хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в т.ч. ИП Тетерук Е.В., в предоставлении доступа к объектам инфраструктуры, путем не утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Яйвинского поселения в срок, установленный п.3.1 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства
 Пермского края от 11.08.2010 № 483-п, что приводит, либо может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли в границах Яйвинского городского поселения.

2. Выдать Администрации Яйвинского городского поселения предписание о прекращении нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2010 №135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 15 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов в границах Яйвинского городского поселения.

На основании принятого решения заявителю выдано предписание о прекращении нарушения закона (л.д.13).

Администрации предписано в срок до 23.05.2012 в рамках имеющихся полномочий и с учетом действующего законодательства утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Яйвинского городского поселения.

Полагая, что принятое решение и предписание Пермского УФАС являются незаконными, заявитель обратились в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

В ч.1 ст.198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в т. ч. необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В п.15 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа отнесено создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее по тексту – Закон о регулировании торговой деятельности) в целях обеспечения жителей услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

Согласно ч.1 ст.10 вышеназванного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов и с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 №483-п утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно п.3.1. вышеназванного Порядка проект Схемы разрабатывается и утверждается в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году начала срока действия Схемы.

Пунктом 1.3.17 указанного порядка предусмотрено, что Схема – это документ, состоящий из текстовой и графической частей, определяющий места размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования и содержащий сведения о виде, площади, адресных ориентирах, периоде размещения, специализации объекта, собственнике земельного участка, на котором расположен нестационарный торговый объект.

Согласно п.16 ч.1 ст.41 Устава Яйвинского городского поселения, утвержденного решением Думы Яйвинского городского поселения от 28.11.2005 № 19 организация создания условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли является полномочием Администрации.

Антимонопольный орган, рассмотревший заявление предпринимателя, пришел к выводу о нарушении Администрацией ст.15 Закона о Защите конкуренции.

Из смысла указанной нормы следует, что, принимая акт и (или) осуществляя действие (бездействие), за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), следствием которого стало либо могло стать необоснованное препятствование осуществлению предпринимательской деятельности одному хозяйствующему субъекту, автоматически создает либо может создать преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности другому хозяйствующему субъекту, тем самым орган местного самоуправления ограничивает либо исключает соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке (рынке оказания услуг).

Также антимонопольным органом установлено нарушение ст.15
 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно п.п. д) п. 4 ст.15 Закона органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

Под конкуренцией в силу п.7 ст.4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров
 на соответствующем товарном рынке.

Доводы Администрации о невозможности утвердить Схему до принятия всех нормативных документов планирования территории поселения, в т.ч. Генерального плана поселка, который утвержден в конце ноября 2011 года, судом отклонены. Разделом 4 Порядка предусмотрена возможность внесения изменений и дополнений в Схему. Отсутствует законодательная норма, позволяющая откладывать дату утверждения Схемы.

Исходя из положений Постановления Правительства Пермского края от 11.08.2010 №483-п, включение нестационарных торговых объектов в Схему осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также повышения доступности товаров для населения.

Несвоевременное утверждение Схемы названным целям противоречит.

Судом при рассмотрении спора также принято во внимание, что пунктом 1.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 №483-п, установлено, что утверждение Схемы, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной Схемы.

На основании изложенного выше, оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ в совокупности представленные в дело документы и пояснения сторон, суд считает, что своим бездействием по не утверждению Схемы Администрацией созданы препятствия для осуществления деятельности ИП Тетерук Е.В. и нарушаются ее права, в частности предприниматель не может реализовать права на муниципальное имущество, ввиду отсутствия объектов в Схеме.

При отмеченных обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует требованиям ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции и прав заявителя не нарушает. С учетом правильного вывода УФАС о нарушении заявителем ст.15 Закона о защите конкуренции, ст.15 Закона о регулировании торговой деятельности оспариваемые предписания антимонопольного органа, направленные на прекращения факта нарушения закона, приняты в пределах полномочий и соответствуют закону (ст.ст. 23, 50 Закона о защите конкуренции).

Заявленные требования не обоснованны и удовлетворению не подлежат.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, так как заявители освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Администрации Яйвинского городского поселения о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23.04.2012 по делу №067-12-а отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru

Судья Н.В.Якимова