ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-11063/20 от 27.08.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь 

28.08.2020 года                                                                                         Дело № А50-11063/20

Резолютивная часть решения объявлена 27.08.2020 года. Полный текст решения изготовлен 28.08.2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Саксоновой А.Н.,

при ведении протокола  секретарем судебного заседания Архиповой Н.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (Пермскому УФАС России, ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо без самостоятельных требований: Общество с ограниченной ответственностью «Альянс»

при участии:

от заявителя – ФИО1 (паспорт)

от Пермского УФАС России – ФИО2 (доверенность от 09.01.2020, служебное удостоверение);

от третьего лица – неявка, участник процесса представителей в судебное заседание не направил,, извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на сайте суда,  что в силу положений ч. 2 ст. 200, ч.3, ч.5 ст.156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие, установил:

ФИО1 обратился в суд с требованием (с учетом уточнения предмета спора от 25.06.2020) о признании недействительным решения Пермского УФАС России № 059/10/18.1-471/2020 от 29.04.2020.

В обоснование требований заявитель ссылается на ошибочный вывод оспариваемого решения о правомерности отклонения заявки ФИО1  По мнению заявителя, комиссия УФАС при рассмотрении жалобы должна была установить нарушения в действиях организатора торгов, признать жалобу обоснованной, поскольку его заявка полностью соответствовала установленным требованиям, а отказ в допуске ввиду отсутствия копии одной страницы паспорта является неправомерным.

Заявителем также указывает,  что для участия в аукционе им представлены копии всех страниц паспорта, которые несут информацию о физическом лице, начиная с первой страницы, поэтому  представленная  копия паспорта позволяла подтвердить его личность. Страница 20-я паспорта, копия которой отсутствовала в составе заявки,  какой-либо информации об участнике аукциона не несет, содержит лишь извлечения из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации.

Антимонопольный орган с заявлением не согласен по мотивам, изложенным в отзыве, в удовлетворении требований просит отказать, ссылаясь на законность оспариваемых актов, соблюдение процедуры принятия акта и отсутствие нарушений прав заявителя. По мнению антимонопольного органа, комиссия Пермского УФАС России пришла к правильному выводу о признании доводов жалобы заявителя необоснованными в связи с отсутствием нарушений порядка проведения торгов в действиях ООО «Альянс».

Третьим лицом отзыв не представлен.

Определениями суда от 02.07.2020, 05.08.2020 указано на возможность рассмотрения спора по существу при отсутствии возражений сторон против продолжения рассмотрения дела. Учитывая, что сторонами таковых возражений не заявлено, судом завершена подготовка и открыто судебное разбирательство в суде первой инстанции по существу спора (ч.4 ст.137 АПК РФ).

Заявитель в судебном заседании на требованиях настаивает, просит решение антимонопольного органа  признать незаконным и отменить.

Антимонопольный орган по требованиям возражает,  оснований для признания оспариваемого решения недействительным не усматривает, обращает внимание суда на то, что заявителем не указаны нормы закона, которые нарушены антимонопольным органом при рассмотрении жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав заявителя и представителя антимонопольного органа, арбитражный суд первой инстанции установил следующие обстоятельства.

Как видно из материалов дела, Обществом «Альянс» как специализированной организацией Территориального управления Росимущества в Пермском крае на электронной торговой площадке РТС-Тендер организовано проведение торгов в форме электронного аукциона по продаже арестованного заложенного имущества по логам.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме и документация по проведению аукциона в электронной форме размещены на официальном сайте по адресу в сети Интернет: ww.torgi.gov.ru и на электронной площадке i.rts-tender.ru процедура № 29214.

Дата начала приема заявок 19.03.2020, дата окончания приема заявок и оплаты задатка - 27.03.2020, подведение итогов приема заявок и определение участников аукциона - 03.04.2020,  дата проведения торгов - 06.04.2020.

25.03.2020 заявителем для участия в аукционе по лоту №10 направлены  заявление на участие в торгах, паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о постановке па учет физическою липа в налоговом органе на территории Российской Федерации, декларация о соответствии участника требованиям и.5 ст. 449.1 ГК РФ, чек об оплате задатка на участие торгах, чек на внесение гарантийного обеспечения по соглашению о внесении гарантийного обеспечения.

03.04.2020 в соответствии с протоколом  № U29214-1 по рассмотрению заявок на участие на аукционе по продаже арестованного имущества в электронной форме по лоту №10 заявителю отказано в допуске к дальнейшему участию в процедуре, в связи с нарушением п.5 Аукционной документации к Извещению о проведении торгов в форме электронного аукциона от 06.04.2020 (т.1 л.д.51).

Не согласившись с не допуском, заявитель обжаловал действия организатора торгов в антимонопольный орган.

При рассмотрении жалобы комиссия УФАС, исследовав представленные организатором торгов заявки всех участников, пришла к выводу о том, что заявка ФИО1 правомерно отклонена комиссией по проведению торгов по продаже арестованного имущества, поскольку из анализа заявки ФИО1 следовало, что заявитель представил в составе заявки не все страницы паспорта (отсутствует 20 страница), что противоречит требованиям документации и является основанием для не допуска к участию. Жалоба заявителя признана необоснованной, в действиях ООО «Альянс» нарушений порядка проведения торгов контрольным органом не выявлено, о чем 29.04.2020 Пермским УФАС вынесено оспариваемое решение.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

С учетом норм действующего законодательства и исследованных в судебном заседании доказательств в соответствии со ст.71 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения  заявленных требований.

 В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Антимонопольные требования к торгам установлены ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений; участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах., запросе котировок, запросе предложений.

В силу ч. 3 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация недвижимого имущества должника, ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественных прав, заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметов, имеющих историческую или художественную ценность, а также вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность), осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.

Согласно ч. 1 ст. 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим   Федеральным   законом,   иными   федеральными   законами   и   постановлениями Правительства Российской Федерации. Извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте организатора торгов в сети «Интернет» и опубликовывается им в периодическом печатном издании, определяемом Правительством Российской Федерации. Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (части 2, 3 ст. 90 Закона об исполнительном производстве).

Согласно п. 3 ст. 57 Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» организатор публичных торгов извещает о предстоящих торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети Интернет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 448, ч. 4 ст. 449.1 ГК РФ извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724, Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432).

Пунктом 2 статьи 448 ГК РФ предусмотрено правило, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Данное правило носит общий характер.

Часть 4 статьи 57 Закона об ипотеке предусматривает, что лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. Размер задатка не может превышать 5 процентов от начальной продажной цены заложенного имущества. Лицам, которые участвовали в публичных торгах, но не выиграли их, задаток возвращается немедленно по окончании публичных торгов. Задаток также подлежит возврату, если публичные торги не состоялись.

Как видно из материалов дела, в извещении о проведении торгов указана  информация о том,  что торги будут проводиться на электронной торговой площадке РТС-Тендер (далее - ЭТП), находящейся в сети интернет по адресу https://www.rts-tender.ru в соответствии со ст. 87, 89, 90 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007  № 229-ФЗ, ст. 447-449 Гражданского кодекса РФ, регламентом электронной торговой площадки. Дата проведения торгов 10.03.2020 года в 10.00 часов (по московскому времени): Дата начала приема заявок на участие в аукционе: 19 февраля 2020 года в 10:00 (по московскому времени). Дата проведения торгов 06.04.2020 года в 10.00 часов (по московскому времени): Дата начала приема заявок на участие в аукционе: 19 марта 2020 года в 10:00 (по московскому времени). Дата окончания приема заявок и оплаты задатка на участие в аукционе: 27 марта 2020 года в 10:00 (по московскому времени). Подведение итогов приема заявок и определение участников аукциона осуществляется 03.04.2020 года в 10:00 (по московскому времени) и оформляется Организатором торгов соответствующим протоколом.

Пунктом 5 аукционной документация к Извещению о проведении торгов в форме электронного аукциона установлены требования к составу заявки, а также о  представлении участниками - физическими лицами документов в состав заявки. Установлено правило о том, что документы представляются в формате rdf, полноцветные, либо копии документов, заверенные надлежащим образом, в том числе установлено требование о представлении паспорта заявителя (все листы).

Пунктом 7.1 Документации установлено, что заявитель не допускается комиссией к участию в аукционе в случаях: непредставления документов, определенных пунктом 5 настоящей аукционной документации, либо наличия в таких документах недостоверных сведений; несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации; не поступления в установленный срок задатка заявителем на счет, указанный в договоре о задатке и (или) в извещении о торгах, либо нарушения порядка внесения задатка.

В случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником торгов в соответствии с пунктом 5 настоящей аукционной документации, комиссия обязана отстранить такого претендента или участника торгов от участия в аукционе на любом этапе его проведения.

Как следует из материалов дела, установлено комиссией УФАС и не оспаривается заявителем, в составе его заявки на участие в аукционе не представлены все листы паспорта, отсутствует  20-тая страница паспорта.

В судебном заседании заявитель пояснил, что требования документации о представлении документов ему были понятны, однако 20-тая страница паспорта не может содержать каких-либо отметок, информации об участнике аукциона она не несет, содержит лишь извлечения из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, в связи с чем не была  представлена в составе заявки.

Соответствующие доводы заявителя судом отклонены.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», а также пунктом 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828 (далее Положение №828), паспорт гражданина Российской Федерации, является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 828, бланк паспорта имеет размер 88 х 125 мм, состоит из обложки, приклеенных к обложке форзацев и содержит 20 страниц, из них 14 страниц имеют нумерацию в орнаментальном оформлении, продублированную в центре страницы в фоновой сетке.

Согласно подпункту 23 пункта 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, утвержденного Приказом Госстандарта от 17.10.2013 N 1185-с, копия документа - это экземпляр документа, полностью, воспроизводящий информацию подлинника документа.

Таким образом, в силу пункта 1 Положения № 828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина на территории Российской Федерации. Копией документа, удостоверяющего личность физического лица - гражданина Российской Федерации, является копия, полностью воспроизводящая информацию подлинника документа - паспорта гражданина Российской Федерации.

Следовательно, отсутствие одной станицы не могут быть признаны надлежащей копией документа.

Кроме того, отсутствие 20-той страницы паспорта исключает право организатора торгов проверить действительность документа на предмет возможных посторонних записей, отметок, вклеек, иных повреждение листа, что в силу пунктом 6 Положения № 828 предусматривает недействительность паспорта.

Поскольку требование организатора торгов по представлению указанной в информационном сообщении необходимой документации, заявителем исполнено не полностью, организатор торгов обоснованно отказал ему в допуске к участию в аукционе.

Отказ в допуске к участию в торгах претенденту, которым для участия в торгах были представлены документы, не соответствующие предъявленным в информационном сообщении требованиям, не может быть признан нарушением установленных законом правил проведения торгов, в связи с чем антимонопольным органом верно жалоба заявителя признана необоснованной.

Процессуальных нарушений при рассмотрении жалобы и вынесении решения антимонопольным органом не допущено.

При отмеченных обстоятельствах в удовлетворении требований следует отказать.

В силу ст. 110 АПК РФ и ст. 333.21 НК РФ в связи с отказом в удовлетворении требований  судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины 300 руб. относятся на заявителя, излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 112, 167-170, 176, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении требований отказать.

Возвратить ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2700 руб., излишне уплаченную при обращении в арбитражный суд по чеку-ордеру от 14.05.2020.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                      А.Н. Саксонова