ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-11098/09 от 20.07.2009 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

614990, г. Пермь, ул. Луначарского, 3

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

21 июля 2009 года № А50-11098/2009

Резолютивная часть решения объявлена судом 20.07.2009г.

Полный текст решения изготовлен 21.07.2009г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи А.Н. Саксоновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЛЛК-Интернешнл» к Пермской таможне о признании незаконными действий.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя – ФИО1 (доверенность от 08.12.2008г.),

таможенного органа – ФИО2 (доверенность от 10.11.2008г., удостоверение).

Общество с ограниченной ответственностью «ЛЛК-Интернешнл» (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Пермской таможни, выразившихся в отказе возвратить сумму излишне уплаченных таможенных сборов по заявлению о возврате денежных средств от 29.01.2009г. № 139ПрФ. Заявитель просит обязать Пермскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов и возвратить на расчетный счет ООО «ЛЛК-Интернешнл» как излишне уплаченные таможенные сборы в сумме 10 390 000 руб.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования, считая, что оспариваемые действия таможенного органа не основаны на законе и нарушают право Общества на возврат сборов за таможенное оформление, излишне уплаченных при экспорте товара по процедуре периодического временного декларирования товаров.

Таможенный орган не имеет возражений по сумме таможенных сборов, заявленных к возврату в качестве излишне уплаченных. В удовлетворении требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве. Из системного толкования правовых норм Таможенного кодекса (далее – ТК РФ) и Постановления Правительства РФ от 28.12.2004г. № 863 делает вывод о том, что при периодическом временном декларировании товаров таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при подаче как временной, так и полной таможенных деклараций.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.

В период с декабря 2005г. по ноябрь 2006г. и с декабря 2007г. по декабрь 2008г. в Пермской таможне осуществлялось таможенное оформление нефтепродуктов различных наименований. Декларирование товаров производилось в таможенном режиме экспорта по процедуре периодического временного декларирования, экспортером товара являлось ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». В качестве лица, ответственного за финансовое урегулирование, в таможенных декларациях заявлено ООО «ЛЛК-Интернешнл», которое производило уплату таможенных платежей.

Полагая, что при подаче полной и надлежащим образом оформленной таможенной декларации сборы за таможенное оформление товаров повторно не должны уплачиваться, Общество обратилось в Пермскую таможню с заявлением № 139ПрФ от 29.01.2009г. о возврате таможенных сборов в сумме 10 390 000 руб., уплаченных при декларировании платежными поручениями, поименованными в заявлении (т. 1 л.д. 13, 62-117). К заявлению Обществом приложены подтверждающие документы, а частности, реестры полных таможенных деклараций за 2006г., 2008г. и копии платежных поручений.

Письмом от 06.02.2009г. № 03-01-18/1410 Пермская таможня отказала в возврате указанной суммы таможенных сборов, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 28.12.2004г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (т. 1 л.д. 15).

Считая действия таможенного органа, выраженные в отказе возвратить излишне уплаченные сборы, незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

При проверке обоснованности требований заявителя арбитражным судом первой инстанции установлено следующее.

В соответствии с положениями ст.ст. 123, 124 ТК РФ при перемещении товаров через таможенную границу они подлежат декларированию таможенным органам. Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Согласно ст. 165 ТК РФ экспорт товаров представляет собой таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе.

Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории РФ установлены статьей 137 ТК РФ, в п. 1 которой указано, что по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.

К упрощенному порядку декларирования российских товаров относится периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. В силу п. ст. 138 ТК РФ данный порядок применяется при вывозе товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли.

Согласно п. 2 ст. 138 ТК РФ после убытия российских товаров с таможенной территории РФ декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени. Подача полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта.

Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (п. 4 ст. 138 ТК РФ).

В соответствии со ст. 60 ТК РФ при вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации, а завершается совершением таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Как установлено статьей 63.1 ТК РФ, за таможенное оформление взимаются таможенные сборы в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно подп. 31 п. 1 ст. 11 ТК РФ таможенный сбор – это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Таможенные сборы за таможенное оформление товаров относятся к таможенным сборам, порядок исчисления и уплаты которых установлен главой 33.1 ТК РФ. Согласно п. 1 ст. 357.3 ТК РФ таможенные сборы исчисляются лицами, ответственными за уплату таможенных сборов, самостоятельно, а также таможенными органами при выставлении требований об уплате таможенных платежей в соответствии со ст.350 ТК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации. Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное оформление применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом (п. 1 ст. 357.4 ТК РФ).

Согласно п. 1 ст. 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного положения ТК РФ Правительством РФ издано Постановление от 28.12.2004г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров», вступившее в силу с 01.01.2005г.

По общему правилу статьи 357.8 ТК РФ возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным главой 33 ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (при корректировке сведений после принятия таможенной декларации).

В соответствии с п.2 ст. 355 ТК РФ излишне уплаченные суммы таможенных платежей подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы, не позднее трех лет со дня их уплаты.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 07.11.2008г. № 631-О-О периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, начинается, по общему правилу, в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных ТК РФ, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации; представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления.

Представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования.

Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 08.07.2008г. № 4574.

Таким образом, представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.

В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.

Из материалов дела судом установлено, что при вывозе нефтепродуктов в режиме экспорта осуществлялась процедура периодического временного декларирования. В период с 29.12.2005г. по 26.10.2006г. и с 27.12.2007г. по 28.11.2008г. в Пермскую таможню были поданы временные таможенные декларации (ВПД), в которых были заявлены сведения о товаре, исходя из намерения о вывозе ориентировочного количества товара в течение определенного периода времени, а также указывались сроки подачи полной и надлежащим образом заполненной декларации (ППД). По всем временным таможенным декларациям производилась уплата таможенных сборов за таможенное оформление по ставкам, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.12.2004г. № 863.

После убытия экспортированных товаров с таможенной территории РФ их декларирование производилось на основании полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций, которые были поданы в Пермскую таможню в период с 28.02.2006г. по 29.11.2006г. и с 05.03.2008г. по 16.12.2008г. За таможенное оформление товара по этим декларациям Обществом снова уплачивались таможенные сборы по установленным ставкам.

При таких обстоятельствах и на основании приведенных выше норм таможенного законодательства суд приходит к выводу о том, что таможенные сборы, уплаченные Обществом при подаче полных таможенных деклараций, подлежат возврату как излишне уплаченные.

Отказ в возврате излишне уплаченных таможенных сборов таможенный орган аргументировал ссылкой на п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.12.2004г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» (в редакции Постановления от 25.12.2006г. № 803), в котором указано, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.

На основании указанной правовой нормы таможенный орган пришел к выводу, что уплаченные Обществом таможенные сборы при подаче полных таможенных деклараций нельзя признать излишне уплаченными, поскольку обязанность по уплате таможенных сборов возникает у декларанта при подаче как временной, так и полной таможенных деклараций.

Толкование таможенным органом Правительства РФ от 28.12.2004г.№ 863 противоречит сложившейся судебной практике. Так, по делу о признании недействующим пункта 7 указанного Постановления Верховный Суд РФ в решении от 24.05.2006г. № ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006г. № КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации - и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации.

С учетом данного вывода, установленная пунктом 7 Постановления обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании.

Доводы таможенного органа о том, что внесенные в постановление Правительства РФ от 28.12.2004г. № 863 изменения подтверждают обоснованность его решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов, суд признает необоснованными.

Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009г. № 220 рассматриваемый правовой акт был дополнен пунктом 7.1 следующего содержания: «При таможенном оформлении товаров, в отношении которых применяется периодическое временное декларирование, таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются по ставкам, установленным пунктом 1 настоящего Постановления, при подаче как временной таможенной декларации, так и полной таможенной декларации».

Исходя из того, что Постановление Правительства РФ от 10.03.2009г. № 220 вступило в силу 25.03.2009г. (по истечении 7 дней после дня его официального опубликования), данный акт не подлежит применению к спорным правоотношениям, возникшим в период с 28.02.2006г. по 16.12.2008г, то есть до введения его в действие.

Обратное противоречит статье 4 ТК РФ, согласно которой акты таможенного законодательства, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные правовые акты улучшают положение лиц (п. 2 ст. 4 ТК РФ).

Поскольку Постановление Правительства РФ от 10.03.2009г. № 220, устанавливая для участников внешнеэкономической деятельности дополнительные обязанности, не улучшает, а ухудшает их положение, оно не имеет обратной силы.

мм илось в арбитражный суд с соответствующим заялением.ров"ила отказом 89 ных таможенных сборов за таможенной оформление в реж

При отмеченных обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Заявленный Обществом способ устранения нарушений прав путем осуществления Пермской таможней возврата излишне уплаченных таможенных сборов соответствует статье 355 ТК РФ. При этом судом учтено, что Общество обратилось в таможенный орган с соответствующим заявлением в пределах установленного срока. Размер заявленных к возврату таможенных сборов судом проверен и таможенным органом не оспаривается.

Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008г. № 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то уплаченная по платежному поручению № 92 от 05.05.2009г. государственная пошлина подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Пермской таможни, выразившиеся в отказе возвратить ООО «ЛЛК-Интернешнл» сумму излишне уплаченных таможенных сборов по заявлению от 29.01.2009г. № 139ПрФ о возврате денежных средств в размере 10 390 000 руб., как несоответствующие Таможенному кодексу РФ.

Обязать таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 10 390 000 руб. на расчетный счет ООО «ЛЛК-Интернешнл».

Возвратить ООО «ЛЛК-Интернешнл» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению № 92 от 05.05.2009г. Справку на возврат выдать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.

Судья А.Н.Саксонова