ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-11272/13 от 09.10.2013 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

14 октября 2013 года

Дело № А50-11272/2013

Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2013 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Алексеева А.Е., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудриной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Арт-ремесло» (ОГРН 1055900206856, ИНН 5902148928)

к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537),

об оспаривании ненормативных правовых актов,

в судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Южаков В.Ю. по доверенности от 10.07.2013, предъявлен паспорт;

от отделения Фонда: Ожгихина А.В. – по доверенности от 15.08.2013 года, предъявлено служебное удостоверение,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Арт-ремесло» (далее по тексту – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)) к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда, ответчик), содержащим следующие требования:

- признать недействительным п. 2 решения о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения № 599 о от 30.01.2013 г. и обязать Фонд произвести заявителю возмещение расходов по выплате пособия по беременности и родам в сумме 74844 руб. 00 коп.;

- признать недействительным решение № 133 от 30.01.2013 г. о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 74844 руб. 00 коп.

Представитель заявителя на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в заявлении. Считает решения Государственного учреждения – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – отделение Фонда) незаконными и нарушающими права общества в сфере предпринимательской деятельности.

Представитель отделения Фонда с требованиями заявителя не согласна по основаниям, изложенным в отзыве (л. д. 46-50). Пояснила, что основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод проверяющего о том, что страхователем создана искусственная ситуация, при которой трудовые отношения оформлены с беременной женщиной с единственной целью – получение денежных средств обязательного социального страхования. Считает, что заявитель злоупотребил своим правом на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения. В удовлетворении требований просит отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Арт-ремесло» (ОГРН 1055900206856) является юридическим лицом.

Как следует из материалов дела, отделением Фонда проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Общества с ограниченной ответственностью «Арт-ремесло», о чём составлен акт камеральной проверки от 19.12.2012 г. № 189990 о (л. д. 13-15).

По итогам рассмотрения материалов проверки отделением Фонда приняты решения:

- о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения № 599 от 30.01.2013 (л. д. 11). Пунктом 1 решения № 599 заявителю частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов в сумме 7 948,77 рублей. Пунктом 2 указанного решения в выделении средств в сумме 74 844 рубля заявителю отказано;

- о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством № 133 от 30.01.2013 в сумме 74 844 рубля (л. д. 10).

Не согласившись с названными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд.

Оценив в совокупности доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статей 65, 71, 200 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Оспариваемые решения датированы 30.01.2013, а заявление подано в арбитражный суд 19.06.2013 (л. д. 6), т.е. с нарушением установленного срока.

В судебном заседании представитель заявителя ходатайствует о восстановлении пропущенного срока в связи с тем, что оба решения были получены 07.05.2013. Поясняет, что до 07.05.2013 общество не знало о существовании оспариваемых решений.

Согласно статье 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В пункте 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 6-П указано, что данное право, будучи основным неотчуждаемым правом человека, выступает одновременно гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина.

Из Федерального закона от 30.03.1998 N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней" следует, что Российская Федерация признает обязательными юрисдикцию Европейского суда по правам человека и решения этого суда.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод запрещен отказ в правосудии, а также закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.

Позиция Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград является первоосновой для совершения соответствующего процессуального действия.

Статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не устанавливает предельных допустимых сроков для их восстановления, указывая только на то, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен. Таким образом, для восстановления предусмотренного законом срока достаточно признания причин его пропуска уважительными судом, который не ограничен в этом праве.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемые решения получены заявителем 07.05.2013, поскольку фактическое место нахождения общества не совпадает с адресом, указанным в выписке из ЕГРЮЛ. Доказательств более ранней осведомленности общества о нарушенном праве отделением Фонда не представлено.

Учитывая позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости чрезмерных правовых или практических преград к судебной защите, исходя из конституционного права каждого на судебную защиту его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе на подачу в арбитражный суд заявлений о признании недействительными решений и действий (бездействия) государственных органов (статья 46 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации), суд считает ходатайство о восстановлении пропущенного срока подлежащим удовлетворению.

Согласно положениям статьи 6 Закона № 165-ФЗ от 16.07.99 «Об основах обязательного социального страхования» (далее Закон № 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

В силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9, подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Закона № 165-ФЗ, статей 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81?ФЗ) страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам, выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Согласно статьи 12 Федерального закона № 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.

В соответствии со статьями 7 и 8 указанного Закона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.

Согласно пунктов 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 данной статьи).

Статьей 2 Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" статья 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" изложена в новой редакции, согласно которой положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

Пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в 2010 году.

По страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона) за период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если размер соответствующего пособия, исчисленный в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции настоящего Федерального закона), превышает размер соответствующего пособия, полагающийся по нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона)".

Данный Закон вступает в силу со дня опубликования, то есть с 28 февраля 2011 года, и распространяет свою силу на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Таким образом, Федеральным законом от 25.02.2011 N 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" установлен на два года (с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года) переходный период по применению порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, позволяющего застрахованным лицам выбрать наиболее выгодный порядок расчета пособий.

По заявлению застрахованного лица пособия могут быть назначены в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2011 года (исходя из среднего заработка, рассчитанного за последние 12 месяцев), или по нормам Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ (исходя из среднего дневного заработка, рассчитанного за последние 2 календарных года).

Таким образом, в течение переходного периода (в 2011 и 2012 годах) застрахованное лицо имеет право выбора наиболее выгодного порядка расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Согласно сведениям табеля учета рабочего времени и расчетных ведомостей, на основании листка временной нетрудоспособности Ивановой А. А. предоставлен отпуск по беременности и родам на период 06.11.2012 по 25.03.2013 и начислено пособие по беременности и родам в сумме 74 844 руб. Расчет пособия произведен по правилам, действующим с 2011 года.

В силу Закона № 165-ФЗ и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 № 22 «Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования» выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» следует, что создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.

Из пунктов 1, 2, 3 статьи 11 Закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» следует, что страховщики (фонд) имеют право: 1) при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая; 2) проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения; 3) не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Для получения страхового возмещения работодатель обязан документально подтвердить следующие обязательства, а именно:

1) наличие трудовых отношений с работником (застрахованным лицом);

2) наступление страхового случая;

3) факт выплаты и размер соответствующего пособия.

Наличие трудовых отношений между обществом и работником отделением фонда не оспаривается. Выполнение Ивановой А.А. трудовых обязанностей, возложенных на неё по трудовому договору, подтверждается представленными заявителем доказательствами, а именно: трудовым договором от 01.10.2012, приказом о приеме на работу от 01.10.2012 года, штатным расписанием, должностной инструкцией, табелями учета рабочего времени. В судебном заседании 09.10.2013 представитель заявителя поясняет, что в приказе о приеме на работу от 01.10.2012 при указании даты трудового договора от 01.11.2012 допущена опечатка, поскольку трудовые отношения фактически возникли 01.10.2012, дата трудового договора – 01.10.2012.

Наступление страхового случая отделением Фонда не оспаривается и подтверждено листком нетрудоспособности (л. д. 28).

Факт выплаты соответствующего пособия также Фондом не оспаривается, подтверждается материалами дела (расчетом размера пособия по беременности и родам, расходным кассовым ордером № 367 от 14.01.2013 г.).

Таким образом, работодатель документально подтвердил наличие трудовых отношений и страховой случай, а также факт выплаты работнику начисленного пособия.

По мнению отделения Фонда, заявителем создана искусственная, экономически необоснованная ситуация с целью получения возмещения из средств Фонда социального страхования РФ, злоупотребив своим правом на обеспечение по социальному страхованию.

Вышеуказанный вывод основан на следующих обстоятельствах, выявленных в ходе проверки и изложенных в акте проверки и протоколе рассмотрения материалов проверки:

- Иванова А.А. трудоустроена в Обществе с 01.10.2012, т.е. за месяц до наступления отпуска по беременности и родам, на должность менеджера по персоналу. Соответствующая должность была введена в Обществе в соответствии со штатным расписанием, представленным при проведении проверки 03.12.2012 г. № 1 от 31.12.2011 г. с должностным окладом 3000 руб.

- после предоставления Ивановой А.А. отпуска по беременности и родам ее должностные обязанности были возложены на директора общества Никонову О.В., которая в среднесписочную численность общества она не входит, заработную плату не получает, что отражено в расчетной ведомости. Факт возложения обязанностей менеджера по персоналу на директора был оформлен в день принятия Ивановой А.А. на работу в ООО «Арт-ремесло», а не в момент ухода в отпуск по беременности и родам.

Кроме того, должностная инструкция менеджера по персоналу была утверждена 01.10.2012 г., т.е. при заключении трудового договора с Ивановой А.А., а не в момент введения в штатное расписание данной единицы - 01.01.2012.

Таким образом, согласно мнению отделения Фонда, производственная необходимость и экономическая целесообразность введения должности менеджера по персоналу у общества отсутствовала.

В связи с изложенным отделением Фонда отказано в возмещении расходов на сумму 74 844 руб. по оплате отпуска по беременности и родам.

Из системного анализа норм глав 7 и 24 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, порождающих сомнения в добросовестности, лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт.

Отделением Фонда в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказан факт выплаты пособия по беременности и родам с нарушением действующего законодательства и создания заявителем искусственной ситуации для неправомерного получения денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации.

Кроме того, материалами дела подтверждается факт исчисления и уплаты страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В порядке ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по делу относится на ответчика в сумме 4000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными пункт 2 решения о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения № 599 о от 30.01.2013 г. и решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 30.01.2013 №133 Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Обязать Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Арт?ремесло» (ОГРН 1055900206856, ИНН 5902148928) судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4000 (Четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья А.Е. Алексеев