ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-11645/15 от 17.09.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

28.09.2015 года                                                             Дело № А50-11645/15

Резолютивная часть решения объявлена 17.09.2015года. Полный текст решения изготовлен 28.09.2015 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Аликиной Е. Н., при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Котовой К. Н.

рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по  заявлению   индивидуального предпринимателя Скрыпник Ольги Михайловны                 (ОГРНИП 314595819600281, ИНН 590200412683)

к Департаменту образования Администрации города Перми                                 (ОГРН 1025900524066, ИНН 5902290434)

об оспаривании бездействия,

при участии

заявителя: Скрыпник О.М., предъявлен паспорт; Головин А.С, по доверенности от 01.06.2015, предъявлено удостоверение адвоката;

заинтересованного лица: Барнякова М.Г. по доверенности от 12.01.2015, предъявлено удостоверение.

ИП Скрыпник Ольга Михайловна (далее – заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением (дополнив основания иска  в порядке ст. 49 АПК РФ), в котором просит признать незаконным в нарушение положений подпунктов 3.1.1,3.1.2 пункта 3.1, подпункта 4.2.2. пункта 4.2 Положения о Департаменте образования Администрации г. Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 № 224               (в ред. от 25.03.2014) «О департаменте образования администрации города Перми», статьи 34 ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) бездействие Департамента образования администрации г. Перми (далее – заинтересованное лицо) по необеспечению проведения промежуточной аттестации учеников «Школы нового поколения».

          Заявленные требования мотивированы положениями ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающим право лиц, в том числе обучающихся в форме семейного образования или самообразования  пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.  Учитывая, что в связи с распространением среди общеобразовательных учреждений информации об отнесении школы, возглавляемой заявителем, к  организациям экстремистской направленности, содержащейся в письме Министерства образования и науки Пермского края от 08.12.2014г. № СЭД 26-01-21-1593, общеобразовательные школы отказываются заключать с ИП Скрыпник О. М. договоры на проведение промежуточной аттестации учащихся ее школы, что препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, поскольку не позволяет подтвердить результат обучения учащихся школы. Считает, что Департамент образования обязан обеспечить Скрыпник О. М. проведение промежуточной аттестации учащихся, исходя из его полномочий в сфере реализации политики по обязательному общему образованию, в том числе в рамках  постановления администрации города Перми от 29.04.2014г. № 301 «Об утверждении Порядка учета детей, проживающих на территории города Перми, подлежащих обучению  по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, и форм получения образования, определяемых родителями (законными представителями) детей».

Департамент образования Администрации города Перми                                 заявленные требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Указывает на отсутствие у органа местного самоуправления обязанности по организации деятельности образовательного учреждения, которое не является муниципальным  и  не осуществляет образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Считает, что  ИП Скрыпник О. М. в соответствии с требованиями ст. 30 Закона об образовании сама должна организовать проведение промежуточной аттестации учащихся в порядке, установленном локальным нормативным актом. Указывает на то, что право на прохождение промежуточной аттестации в общеобразовательном учреждении возникает у лиц, обучающихся в форме самообразования  или семейного образования, по заявлению родителей и договору с образовательной организацией.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд УСТАНОВИЛ:

Скрыпник Ольга Михайловна осуществляет предпринимательскую деятельность  в качестве индивидуального предпринимателя с присвоением ОГРН 314595819600281, о чем в Единый реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись 15.07.2014г. ( л. д. 19).  Основным видом деятельности является начальное общее образование, дополнительно: дополнительное  образование детей; дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию); дошкольное и начальное общее образование ( л. д. 19).

11.03.2015г. Скрыпник  О. М. обратилась в Департамент образования Администрации города Перми                                 с заявлением  об оказании содействия в сфере реализации образовательных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ( л. д. 13).

          В письме от 30.03.15г. № СЭД-08-01-13-И-228  департамент образования разъяснил заявителю следующее. Согласно постановления администрации  города Перми от 29.04.2014г. № 301 «Об утверждении Порядка учета детей, проживающих на территории города Перми, подлежащих обучению  по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, и форм получения образования, определяемых родителями (законными представителями) детей» отношения между образовательной организацией и родителями обучающегося, получающего образование в форме семейного образования регулируются договором, который заключается между образовательным учреждением и родителями. К договору прилагается индивидуальный учебный план обучающегося и график промежуточной аттестации экстерна. Родители детей в возрасте от 6 лет и 6 месяцев, зарегистрированных на территории города Перми, уведомляют Департамент образования администрации города Перми о выборе формы получения образования в форме семейного образования. Перевод обучающегося, получающего образование в форме семейного образования, в последующий класс  производится по решению педагогического совета образовательного учреждения в соответствии с результатами промежуточной аттестации. Порядок проведения промежуточной аттестации обучающего определяется общеобразовательной организацией в соответствии с пунктом 10 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Результаты аттестации  фиксируются в личном деле обучающегося.  Государственная  итоговая аттестация выпускников 9 и 11 (12) классов, получающих образование в форме семейного образования, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермского края, регулирующими организацию проведения государственной итоговой аттестации ( л. д. 24).

          Полагая, что бездействием департамента образования по содействию в проведении промежуточной аттестации  учащихся ее школы  нарушены  права заявителя в сфере оказываемых ею  образовательных услуг, индивидуальный предприниматель Скрыпник Ольга Михайловна обратилась в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные документы по правилам ст. ст. 9, 65, 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

  Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу положений указанной выше нормы ГК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8, статей 199 - 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц являются несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об образовании)  образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;  обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни; образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная деятельность  в  Российской Федерации строится, в том числе  на принципе свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания (ст. 3 Закона об образовании).

В силу ч. ч. 1, 3 ст. 17 Закона об образовании   в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования) (ч. 1).

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 3).

На основании ч. 3 ст. 34 Закона об образовании лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно.

В силу ч. 1 ст. 53 Закона об образовании
основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.

Обязанность  по обеспечению детьми  общего образования  возлагается на  родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся ( п. 1 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании).

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона об образовании образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

В силу ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в том числе:

разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

Согласно ч. 6 ст. 28 Закона об образовании  образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

          В силу ч. 1 ст. 9 указанного закона  к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 224 (ред. от 24.03.2015)  утверждено  Положение о департаменте образования администрации города Перми (далее по тексту Положение о департаменте).

В  силу  п. 2.1  Положения о департаменте  основной целью деятельности Департамента является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования детей, отдыха детей в каникулярное время, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях.

Основными задачами Департамента являются, в том числе организация:

предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий,

предоставления образовательных услуг в сфере внеучебной деятельности, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, профилактики правонарушений, организации работы групп продленного дня, сопровождающих услуг на организацию питания в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях общего образования, выплаты пособий детям из многодетных семей, организацию общегородских мероприятий и праздников в сфере образования,

отдыха детей в каникулярное время в пределах предоставленных полномочий;

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях;

осуществление мониторинга качества образовательных услуг на территории города Перми в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях;

создание условий для развития образования в городе Перми, совершенствование качества образовательных услуг, направленных на реализацию политики государства, удовлетворение образовательных потребностей общества и личности, осуществление комплекса мер по взаимодействию и привлечению научного потенциала высших учебных заведений, академических научных учреждений города к разработке и реализации городских научно-технических, социально-экономических, культурных программ и проектов и т.д.  (пункт 2.2 Положения о департаменте).

В целях выполнения возложенных задач Департамент реализует единую политику города Перми в обеспечении обязательности общего образования, доступности дошкольного, общего и дополнительного образования, обеспечивает соблюдение светского характера образования (п. 3.1.1 Положения о департаменте).

Формирует, утверждает и размещает муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственным муниципальным учреждениям,

разрабатывает и согласовывает проекты правовых актов и локальных актов в рамках своей компетенции, вносит их на рассмотрение в установленном порядке;

координирует и контролирует процедуру приема детей в подведомственные муниципальные образовательные учреждения города: дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования; организует комплектование муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы детей дошкольного возраста;

организует работу подведомственных муниципальных образовательных учреждений по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений учащихся;

обеспечивает создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий, соответствующих лицензионным требованиям;

координирует деятельность подведомственных муниципальных образовательных учреждений по профессиональному самоопределению учащихся П. П. 3.1.2-3.1.9).

осуществляет учет детей, проживающих на территории города Перми, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, и учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей (3.1.11).

          В целях реализации своих целей и задач Департамент

обязан:

соблюдать требования законодательства;

обеспечить решение задач и выполнение функций, установленных настоящим Положением;

действовать в интересах населения города Перми (п. п. 4.2.1 – 4.2.3 Положения о департаменте).

Таким образом, индивидуальный предприниматель Скрыпник Ольга Михайловна, заинтересованная в том, чтобы учащиеся ее школы прошли промежуточную аттестация, сама должна была обеспечить ее  проведение в порядке, установленным  локальным правовым актом, как это предусмотрено ст. 28 Закона об образовании.

В том случае, если педагогическая деятельность  осуществляется, как утверждает заявитель, без  привлечения  педагогических работников, по принципу семейного образования, то в данном случае проведение промежуточной аттестации  обеспечивается родителями, законными представителями  обучающихся  по договору с образовательными учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Доводы заявителя о том, что Департамент образования должен оказывать содействие в организации проведении промежуточной аттестации учащихся школы не основаны ни на Законе об образовании, ни на Положении о департаменте, предусматривающих, что вопрос о проведении промежуточной аттестации  решается образовательной организацией самостоятельно,  а  возможность   регулирования  образовательного  процесса в пределах предоставленных полномочий  реализуется департаментом  только в отношении подведомственных ему муниципальных образовательных учреждений, в том числе посредствам доведения до них муниципального задания.

Учитывая, что неправомерного бездействия со стороны департамента не установлено,  заявленные  требования удовлетворению не подлежат.

В силу пункта 3 части 1 ст. 333.21  Налогового кодекса РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными госпошлина для физических лиц составляет 300 рублей, в связи с чем излишне уплаченная госпошлина по чеку-ордеру от 30.05.2015г. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края                                             

                                                Р Е Ш И Л:

          В удовлетворении  заявленных требований отказать.

          Выдать индивидуальному предпринимателю Скрыпник Ольге Михайловне                 (ОГРНИП 314595819600281, ИНН 590200412683) справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 2 700 (две тысячи семьсот) рублей, уплаченной по чеку-ордеру  от 30.05.2015г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня его  принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                   Е.Н.Аликина