ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-11965/06 от 11.04.2007 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

11 апреля 2007 г. Дело № А50-11965/2006-А4

Арбитражный суд в составе:

судьи Зверевой Н.И.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Самойловских М.Н.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению ОАО «Стройпанелькомплект»

к Инспекции ФНС РФ по Свердловскому району г.Перми

о признании незаконными действий

В заседании приняли участие:

Заявитель – ФИО1, по доверенности от 27.05.2006 г.

Ответчик – ФИО2, по доверенности от 16.03.2007 г.

Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий Инспекции ФНС РФ по Свердловскому району г.Перми, выразившиеся в отражении в справке № 10082 от 21.06.2006 г. несуществующей задолженности: налог на прибыль – 15 107,23 руб., налог на прибыль (пени) – 11,97 руб., НДФЛ (штраф) – 204 302 руб., налог на имущество предприятий – 21 165,02 руб. и 6 993,45 руб., взносы в Пенсионный фонд (пени) – 1 853 826,38 руб., сбор на содержание жилфонда (пени) – 11 027,73 руб., сбор на содержание милиции (пени) – 20 729,07 руб. и в предоставлении информации о наличии задолженности по пеням и штрафам без указания на невозможность взыскания данной задолженности в соответствии с требованиями налогового законодательства РФ: по ЕСН в ФБ (пени) – 829 319,95 руб., ЕСН в ТФОМС (пени) – 104 368,01 руб., по налогу на пользователей автомобильных дорог (пени) – 2 044 068,59 руб., по платежу за пользование природными ресурсами (пени) - 1 455,59 руб., по платежу за пользование природными ресурсами (штраф) - 18,30 руб., по взносам в ТФОМС (пени) - 7 482,75 руб., по взносам в ФСС (пени) - 71 484,91 руб. /с учетом ходатайства об уточнении требований на основании ст.49 АПК РФ/.

В судебном заседании заявитель требования поддержал.

Ответчик предъявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву, ссылаясь на достоверность содержащихся в справке сведений.

Заслушав пояснения сторон и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

В ответ на обращение ОАО «Стройпанелькомплект» Инспекцией ФНС РФ по Свердловскому району г.Перми 21.06.2006 г. была выдана справка № 2193 о наличии у общества неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций и справка № 10082 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.06.2006 г.

В справке № 10082 отражены сведения о наличии задолженности по уплате обществом налога на прибыль в сумме 15 107,23 руб., налога на имущество в сумме 21 165,02 руб. и 6 993,45 руб., транспортного налога в сумме 1 руб., пени по налогу на содержание милиции в сумме 20 729,07 руб., пени по налогу на содержание жилфонда в сумме 11 027,73 руб., пени по ЕСН (ФБ) в сумме 829 319,95 руб., пени по ЕСН (ТФОМС) в сумме 104 368,01 руб., пени по налогу на пользователей автодорог в сумме 2 044 068,59 руб., пени по платежам за пользование природными ресурсами в сумме 1 455,59 руб., штраф по платежам за пользование природными ресурсами в сумме 18,30 руб., пени по взносам в ТФОМС в сумме 7 482,75 руб., пени по взносам в ФСС в сумме 71 484,91 руб., пени по налогу на прибыль в сумме 11,97 руб., штраф по НДФЛ в сумме 204 302 руб. и пени по задолженности в Пенсионный фонд в сумме 1 853 826,38 руб.

Ссылаясь на отсутствие у общества фактической задолженности по уплате налогов, сборов, пени и штрафов, заявитель просит суд признать незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отражении в справке № 10082 от 21.06.2006 г. несуществующей задолженности /по реструктурированным налогам/, а также незаконными действия в предоставлении информации о наличии задолженности по пеням и штрафам без указания на невозможность взыскания данной задолженности в соответствии с требованиями налогового законодательства РФ.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что отсутствие задолженности по реструктурированным налогам подтверждается судебными актами по делу № А50-10359/2006-А12, которыми установлено, что данная задолженность погашена обществом 22.03.2006 г., а задолженность невозможная к взысканию образовалась до 16.06.2003 г. и трехлетний срок для взыскания данной задолженности истек.

Арбитражный суд считает, что требования заявителя являются правомерными и подлежащими удовлетворению лишь в части признания незаконными действий налогового органа, выразившихся в отражении в справке № 10082 несуществующей задолженности по реструктурированным налогам.

В удовлетворении остальной части требований следует отказать по следующим основаниям.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст.46 и ст.48 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1, 2 ст.46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что на основании п.3 ст.46 НК РФ налоговый орган, не реализовавший полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, вправе обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица.

Право налогового органа на взыскание с налогоплательщика в бесспорном порядке сумм недоимки по налогам и пеням, равно как и право на обращение с соответствующим заявлением в суд, ограничено временными рамками. За пределами установленных сроков налоговая инспекция утрачивает возможность взыскать с налогоплательщика суммы недоимки и пеней.

В соответствии со ст.32.2 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ, в случае невозможности взыскания сумм налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года, в отношении указанных сумм применяются правила, предусмотренные в отношении недоимки пунктом 1 ст.59 НК РФ.

Списание налоговых санкций, начисленных в более поздние периоды, действующим законодательством не предусмотрено.

Во исполнение ст.59 НК РФ Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 12.02.2001 № 100, согласно которому признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано решить вопросы о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам применительно к порядку, определенному названным Постановлением. Решение о признании безнадежной к взысканию и списанию задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

В Пермском крае порядок и условия признания безнадежной и списания невозможной к взысканию недоимки регулируется Указом губернатора Пермской области от 21.08.2000 г. № 217.

В соответствии со ст.3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Поскольку налоговые органы осуществляют права и несут обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами (п.2 ст.31, п.2 ст.32 НК РФ), и должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции, то должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам невозможными к взысканию и исключать из лицевого счета налогоплательщика соответствующие суммы.

Кроме того, в силу п.1 Постановления Правительства РФ от 12.02.2001 г. № 100 признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням в случае: ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ; признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам.

Как следует из материалов дела, ОАО «Стройпанелькомплект» не ликвидировано. Таким образом, оснований для списания задолженности невозможной к взысканию у налогового органа не имеется. Соответственно, не имеется и оснований для предоставления информации о наличии задолженности по пеням и штрафам с указанием на невозможность взыскания данной задолженности.

Само по себе то обстоятельство, что в настоящее время у налогового органа отсутствует право на бесспорное взыскание пени и штрафа, не свидетельствует о том, что данные суммы не должны быть отражены в справке, поскольку справка должна отражать реальные налоговые обязательства налогоплательщика, что соответствует Методическим указаниям по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (приложение 2 к Приказу ФНС РФ от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@).

Также из документов, представленных заявителем (положения о проведении конкурса «Доступное и комфортное жилье» с критериями отбора, Указа об областном конкурсе «Строительная организация, предприятие строительной индустрии высокой эффективности и лучший объект года», письма о проведении ежегодного смотра-конкурса лучшего предприятия города, а также документов, необходимых для получения кредита) не следует, что наличие задолженности по пеням и штрафам создало для общества препятствие в получении кредита или в участии в конкурсах – ни одного отказа в этом заявителем не представлено.

Таким образом, действия налогового органа в части предоставления информации о наличии задолженности по пеням и штрафам без указания на невозможность взыскания данной задолженности соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания таких действий незаконными в судебном порядке, исходя из положений ст. 201 АПК РФ.

Требования ОАО «Стройпанелькомплект» в части признания незаконными действий инспекции, выразившихся в отражении в справке № 10082 несуществующей задолженности следует удовлетворить.

В производстве арбитражного суда Пермского края находится дело № А50-10359/2006–А12 по заявлению ОАО «Стройпанелькомплект» о признании недействительным отказа ИФНС РФ по Свердловскому району г.Перми в списании реструктурированных пеней и штрафов. В предмет доказывания по делу входил вопрос о погашении всей суммы реструктурированной задолженности.

Как установлено судом, задолженность по реструктурированным налогам, в том числе по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу была погашена обществом 22.03.2006 г., что подтверждается решением арбитражного суда Пермской области от 10.08.2006 г. по делу № А50-10359/2006-А12, вступившим в законную силу 28.09.2006 г.

Поскольку в силу ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица, данные обстоятельства носят преюдициальный характер для рассмотрения настоящего дела.

Таким образом, действия Инспекции ФНС РФ по Свердловскому району г.Перми, выразившиеся в отражении в справке № 10082 от 21.06.2006 г. несуществующей задолженности по налогу на прибыль - 15 107,23 руб., налогу на имущество - 21 165,02 руб. и 6 993,45 руб., по транспортному налогу - 1 руб., налогу на прибыль (пени) – 11,97 руб., налогу на содержание милиции (пени) – 20 729,07 руб., налогу на содержание жилфонда (пени) – 11 027,73 руб. следует признать незаконными, нарушающими права и законные интересы заявителя.

Доводы заявителя о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отражении в справке № 10082 несуществующей задолженности по НДФЛ (штраф) в сумме 204 302 руб. и пени по взносам в Пенсионный фонд в сумме 1 853 826,38 руб. суд находит несостоятельными, поскольку ни в самой справке, ни в иных материалах дела не содержатся сведения о периоде образования указанной задолженности. В ходе судебного заседания стороны также не представили каких-либо документов, являющихся основанием для начисления данного штрафа и пеней (акты, решения, требования налогового органа, решения суда о взыскании).

Так как требования заявителя удовлетворены не в полном объеме, госпошлина возврату обществу не подлежит /ст.ст.104, 110 АПК РФ/.

Руководствуясь ст.ст.104, 110, 168-170, 198, 201 АПК РФ, арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

   Требования  удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Инспекции ФНС РФ по Свердловскому району г.Перми, выразившиеся в отражении в справке № 10082 от 21.06.2006 г. задолженности ОАО «Стройпанелькомплект» по налогам и пени: по налогу на прибыль - 15 107,23 руб., налогу на имущество - 21 165,02 руб. и 6 993,45 руб., по транспортному налогу - 1 руб., налогу на прибыль (пени) – 11,97 руб., налогу на содержание милиции (пени) – 20 729,07 руб., налогу на содержание жилфонда (пени) – 11 027,73 руб. как несоответствующие положениям Налогового кодекса РФ.

Обязать Инспекцию ФНС РФ по Свердловскому району г.Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермской области.

Судья Зверева Н.И.