Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
26 августа 2010 года № дела А50-12055/2010
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2010 года. Полный текст решения изготовлен 26 августа 2010 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе:
судьи О.Г.Власовой
при ведении протокола судебного заседания судьей Власовой О.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества «Совхоз «Сылвенский»
о признании незаконными действий
заинтересованное лицо – Министерство сельского хозяйства Пермского края
с участием представителей сторон: от заявителя ФИО1, директор, паспорт, ФИО2 представитель по доверенности от 25.06.2010; от ответчика ФИО3, по доверенности от 10.11.2009 года,
ОАО «Совхоз «Сылвенский» (далее общество или заявитель) обратилось в суд с требованиями (с учетом уточнений от 02.06.2010 года) к Министерству сельского хозяйства Пермского края (деле Министерство или ответчик) о признании незаконными действий, выразившихся в проведении проверки ГУП «Совхоз Сылвенский», составлении акта от 29.03.2010, признания нецелевым использования денежных средств в сумме 690 000 рублей и возложения на ОАО «Совхоз «Сылвенский» обязанности перечислить в бюджет Пермского края 690 000 рублей.
В обоснование своих требований общество указывает на следующие обстоятельства: 1. выделенные денежные средства были израсходованы на цели в соответствии с условиями предоставления; 2. проверка проведена неполным составом должностных лиц, следовательно, доказательства, полученные по результатам такой проверки не могут быть признаны надлежащими; 3. получателем бюджетных средств являлось ГУП «Совхоз «Сылвенский» (далее ГУП), в связи с чем общество не является нарушителем бюджетного законодательства и к нему не могут быть применены меры государственного понуждения, предусмотренные статьей 282 БК РФ.
В судебном заседании представители общества заявленные требования поддержали.
Министерство с заявленными требованиями не согласно, указывает, что ГУП «Совхоз «Сылвенский» получена из бюджета Пермского края субсидия в размере 1 870 000 руб. (50 % стоимости) на приобретение комбайна ДОН-680 без м/детектора и трактора ХТМ-150К. Однако ГУП приобретен только комбайн ДОН-680 с металлодетектором за 2 275 000 руб. При этом возможность приобретения металлодетектора в рамках программы поддержки сельхозпроизводителей не было предусмотрено Указом Губернатора Пермского от 10.03.2006 года № 30. Министерство полагает, что проведение проверки не полным составом комиссии не влечет незаконность как самой проверки так и составленных по ее результатам акта и письма. В удовлетворении заявленных требований просит отказать в полном объеме.
Суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, установил.
В соответствии с краевой целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы», утвержденной законом Пермского края от 10.12.2008 года № 351-ПК разработан «Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства области», утвержденный указом губернатора Пермского края от 10.03.2006 года № 30 (далее Порядок № 30).
Согласно Порядку № 30 субсидии выдаются на приобретение машиностроительной продукции, зарегистрированной в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005 - 93 по номенклатуре, определенной кодами: 451110-451115, 451130-451135, 451150-451153, 451711, 452110, 452140, 452243, 452520-452523, 452610 - изделия автомобильной промышленности; 472000 - тракторы, кроме ДТ-75; 473000 - сельскохозяйственные машины; 474000 - машины для животноводства, птицеводства и кормопроизводства; 369610 - горелки газовые; 369670 - специальные приборы и устройства для контроля сжигания газа, за исключением перечня машин и оборудования согласно приложению 7 к настоящему Порядку, по которым субсидии не предоставляются.
Размер предоставляемой субсидии установлен – до 70 % стоимости машиностроительной продукции (пп «а» п.1 раздела 2 Порядка № 30).
Пунктом 4 названного Порядка № 30 предусмотрен перечень документов, представляемый сельскохозяйственными товаропроизводителями, для получения субсидии, в том числе: справка-расчет по форме согласно приложению № 9 к Порядку; копия договора купли-продажи (поставки) машиностроительной продукции; копия счета фактуры или счета; копии платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам, подтверждающих факт оплаты не менее 30% (65%) ее стоимости; акты сверки в ОАО «Пермагроснаб», и ОАО «Центральный агроснаб».
ГУП «Совхоз «Сылвенский» в соответствии с вышеназванным порядком представлен надлежащий пакет документов. Согласно справке-расчету о причитающейся субсидии на приобретение машиностроительной продукции предприятием испрашивалась из бюджета субсидия на приобретение: 1. трактора ХТЗ-150К 09 код 472245, стоимостью 1 380 000 руб., размер субсидии - 690 000 рублей; 2. комбайна ДОН 680 без м/детектора код 474438, стоимостью 2 360 000 руб., размер субсидии 1 180 000 руб. Итого стоимость приобретаемой машиностроительной продукции 3 740 000 руб., общая сумма субсидий 1 870 000 руб.
25.05.2006 года между департаментом агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области, Управлением сельского хозяйства и ГУП «Совхоз «Сылвенский» заключен договор субсидирования № 123 о предоставлении в 2006 году из областного бюджета субсидий на приобретение основных производственных фондов.
Согласно договору субсидия ГУП предоставляется в размере 50 % стоимости машиностроительной продукции по представленной справке-расчету (пп «г» п.2.1.1, п.2.3.2).
Платежным поручением от 01.06.2006 года Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия Пермской области перечислил ГУП субсидию на приобретение техники в апреле 1 870 000 руб.
В соответствии с названным Порядком № 30 обществу в 2006 году предоставлена субсидии в общей сумме 1 870 000 руб.: на приобретение трактора ХТЗ-150К 09 – 690 000 руб., на приобретение комбайна ДОН 680 без м/детектора – 1 180 000 руб. (платежное поручение № 1180781 от 01.06.2006 (л.д.92).
В 2007 году ГУП было преобразовано в ОАО «Совхоз Сылвенский». Согласно уставу общество является правопреемником ГУП.
На основании приказа от 15.03.2010 года № СЭД-01.1-10-15 должностными лицами Министерства проведена проверка целевого использования субсидий, выделенных ГУП в 2006 году. По результатам проверки составлен акт от 29.03.2010 года.
Как установлено проверяющими, сумма субсидии 1 870 000 руб. в полном объеме перечислена ГУП на приобретение комбайна ДОН-680 с металлодетектором.
Согласно акту, поскольку ГУП не приобрело трактор ХТЗ-150К 09, то средства субсидии, выделенные на его приобретение в сумме 690 000 рублей, использованы не по целевому назначению.
Письмом от 06.04.2010 года № СЭД-05.02-05-1 Министерство предложило обществу вернуть сумму субсидии, использованную не по целевому назначению.
В настоящем деле заявитель оспаривает действия Министерства по вынесению акта от 29.03.2010, признании нецелевым использования денежных средств в сумме 690 000 рублей и возложения на ОАО «Совхоз «Сылвенский» обязанности перечислить в бюджет Пермского края 690 000 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания процитированной статьи АПК РФ следует, что для признания действий незаконными необходимо наличие в совокупности следующих условий: не соответствие оспариваемых действий закону (нормативного акту), а также нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской деятельности или возложение на него незаконных обязанностей.
В отношении оспариваемых действий по проведению проверки и составлению акта суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 ст. 269 Кодекса главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.
Пунктом 15 Порядка № 30 установлено, что Министерство осуществляет контроль за целевым использованием субсидий. В соответствии с названной нормой Пунктами 16.1-16.3 Порядка установлена процедура предъявления требований о возврате субсидий.
Таким образом, проведение проверки целевого расходования выделенных в соответствии с Порядком № 30 осуществлено Министерством в пределах своей компетенции.
Доказательств того, что проведение проверки и вынесение акта сами по себе нарушают права заявителя или возлагают не него какие либо незаконные обязанности, препятствовали его предпринимательской деятельности суду не представлено.
То обстоятельство, что проверка проведена комиссией не в полном составе не влечет незаконность как самой проверки так и вынесенного по ее результатам акта.
В отношении оспаривания действий по признанию нецелевым использования денежных средств в сумме 690 000 руб. и возложении обязанности перечислить в бюджет названной суммы суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Акты бюджетного законодательства, регулирующие предоставление субсидий вышеуказанным категориям лиц, должны определять категории и/или критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных и муниципальных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Такие акты также содержат указание на цели, порядок и условия предоставления субсидий и порядок их возврата в случае нарушения установленных при их предоставлении условий.
Как следует из положений закона Пермского края от 10.12.2008 года № 351-ПК «О краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы», «Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства области», утвержденного указом губернатора Пермского края от 10.03.2006 года № 30 субсидии на сельхозпроизводителям для получения субсидии сельскохозяйственный товаропроизводитель должен представить в числе прочих документов договор купли-продажи машиностроительной продукции, копию счета-фактуры или счета, копии платежных поручений, квитанций к приходным ордерам об оплате не менее 30% (65%) стоимости приобретаемой техники. Таким образом, названными нормативными актами установлено, что субсидии на приобретение машиностроительной продукции выдаются на приобретение конкретных экземпляров техники.
В рассматриваемом деле заявителю выданы субсидии на приобретение комбайна ДОН-680 (код 474000) в размере 1 180 000 руб. и трактора ХТЗ-150К (код 472000) в размере 690 000 рублей.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое расходование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Поскольку целью предоставления субсидии в сумме 690 000 рублей в соответствии с Порядком № 30 было приобретение ГУП конкретного трактора ХТЗ-150К, а заявитель использовал полученные денежные средства на другую технику, то Министерство правомерно признала данный факт как нецелевое расходование выделенной субсидии.
Следует отметить, что пунктом 10 раздела 2 Порядка № 30 установлено, что получатели субсидий направляют в уполномоченный орган отчет об использовании субсидий, предоставленных на приобретение машиностроительной продукции в текущем году, ежеквартально нарастающим итогом до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, согласно приложению 12 к настоящему Порядку. Согласно представленным ГУП «Совхоз «Сылвенский» отчетам полученные субсидии в сумме 1 180 000 и 690 000 рублей направлены на приобретение соответственно комбайна ДОН-680 и трактора ХТЗ-150К09, в отчетах указаны номер и дата акта приема передачи приобретенной техники.
В соответствии с пунктом 9 Порядка № 30 возврату в областной бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Заявитель, оспаривая действия Министерства по возложению на общество обязанности перечислить в бюджет Пермского края 690 000 рублей, указывает на то, что обязанность по возврату субсидии лежит только на ее получателе, т.е. ГУП, общество же субсидию не получало, в связи с чем требования о возврате субсидии к нему не могут быть предъявлены.
Как уже отмечалось ОАО «Совхоз «Сылвенский» создано в процессе приватизации путем преобразования государственного унитарного предприятия в акционерное общество. В соответствии со статьей 37 Федерального закона № 178- ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», а также пункта 1.1. Устава ОАО «Совхоз «Сылвенский» заявитель является правопреемником ГУП. Таким образом, заявитель принял на себя права и обязанности приватизированного ГУП, в том числе в части полученной субсидии.
Письмом от 06.04.2010 года Министерство предложило заявителю вернуть использованные по нецелевому назначению средства 690 000 руб. в бюджет Пермского края в соответствии с условиями договора субсидирования № 123 от 25.02.2006 года и пунктом 16 Порядка (л.д. 15).
Поскольку факт нецелевого расходования денежных средств суд признает доказанным, содержание названного письма свидетельствует о его претензионном характере, не содержащем властных, обязательных для исполнения требований, учитывая, что взыскание спорной суммы возможно только в судебном порядке, то суд приходит к выводу о том , что оспариваемые действия Министерства не противоречат действующему законодательству, не нарушают прав заявителя и не возлагают на него незаконных обязанностей.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Поскольку заявленные требования удовлетворению не подлежат, судебные расходы (государственная пошлина) относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170,176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества «Совхоз «Сылвенский»,1085917000531, место нахождения 617472 Пермский край <...>, о признании незаконными действий Министерства Сельского хозяйства Пермского края, выразившихся в проведении проверки ГУП «Совхоз Сылвенский», составлении акта от 29.03.2010, признании нецелевым использования денежных средств в сумме 690 000 рублей и возложении на ОАО «Совхоз «Сылвенский» обязанности перечислить в бюджет Пермского края 690 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Судья: Власова О.Г.