ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-12136/20 от 23.07.2020 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь    

31 июля 2020 года                                                       дело № А50-12136/2020

Резолютивная часть решения принята 23 июля 2020года. Полный текст решения изготовлен 31 июля 2020 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Шаламовой Ю.В., рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Джи-пром Инжиниринг» (ОГРН 1125902009067, ИНН 5902229870)

к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588)

о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2019 № 439 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Джи-пром Инжиниринг» (далее -  заявитель, Общество, общество «Джи-пром Инжиниринг») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края  (далее - административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2019 № 439 о наложении штрафа по делу об  административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.

В обосновании заявленных требований заявитель указывает на своевременное размещение информации. Вместе с тем просит признать правонарушение малозначительным.

В первый назначенный срок, установленный определением о принятии заявления к производству, административным органом представлены в материалы дела отзыв на заявление, материалы административного дела.

Согласно доводам письменного отзыва, административный орган с требованиями заявителя не согласилось, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, поскольку состав правонарушения административным органом доказан.

В возражениях на отзыв административного органа Общество поддержало доводы, изложенные в заявлении.  

Рассмотрев дело в порядке упрощённого производства, без вызова сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из обстоятельств дела усматривается, что Министерством, при осуществлении мониторинга раскрытия организациями информации установлено, что заявителем не исполнена обязанность по достоверному и своевременному раскрытию информации, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 570 «О раскрытии информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования» (далее - Стандарты № 570).

19.12.2019 административным органом вынесено постановление № 439, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Полагая, что вынесенное постановление является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплосетевые организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями.

Постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования.

В соответствии с пунктом 3 Стандартов № 570 регулируемыми организациями информация раскрывается путем размещения в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» напрямую или посредством передачи информации из региональных информационных систем, созданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

Постановлением РСТ Пермского края от 20 декабря 2013 года (в ред. 27 сентября 2017 года) № 24 утвержден порядок размещения информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями, осуществляющими водоснабжение, водоотведение, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии. Согласно вышеназванному порядку опубликование подлежащей раскрытию информации в сети «Интернет» осуществляется посредством регионального сегмента федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования» (далее - ЕИАС).

Общество «Джи-пром Инжиниринг» является теплоснабжающей организацией, оказывающей услуги по поставке тепловой энергии на территории Оханского района Пермского края.

Постановлением РСТ Пермского края от 5 декабря 2018 года № 216-т внесены изменения в приложение 2 к постановлению РСТ Пермского края от 29 ноября 2017 года № 195-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества «Джи-пром Инжиниринг» (Оханский район).

Постановлением РСТ Пермского края от 5 декабря 2018 года № 217-т внесены изменения в приложение 2 к постановлению РСТ Пермского края от 19 декабря 2017 года № 279-т «О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям общества «Джи-пром Инжиниринг» (Оханский район).

В соответствии с пунктом 24 Стандартов № 570 теплоснабжающей организацией раскрывается следующая информация: об условиях, на которых осуществляется поставка товаров (оказание услуг), содержит сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров (оказания регулируемых услуг), а также сведения о договорах, заключенных в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 8 Федерального закона «О теплоснабжении».

Согласно пункту 12(1) Стандартов № 570, информация, указанная в пункте 24, подлежит размещению в информационно-аналитической системе ежегодно, до 1 марта текущего года (раздел на портале публикации сведений, подлежащих свободному доступу, «условия поставки ТЭ»).

Таким образом, информация на 2019 год должна быть раскрыта Обществом на сайте ФАС России посредством регионального сегмента ЕИАС не позднее 28 февраля 2019 года (в формате шаблона ЕИАС FAS.JKH.OPEN.INFO.TERMS.WARM).

В соответствии с пунктом 19 Стандартов № 570 регулируемой организацией раскрывается: информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных (в части регулируемых видов деятельности), содержит сведения о выручке от регулируемого вида деятельности с разбивкой по видам деятельности; о себестоимости производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности, о чистой прибыли, полученной от регулируемого вида деятельности, с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации; об изменении стоимости основных фондов, в том числе за счет их ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации), а также стоимости их переоценки; о валовой прибыли (убытках) от реализации товаров и оказания услуг по регулируемому виду деятельности; о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; об установленной тепловой мощности объектов основных фондов, используемых для осуществления регулируемых видов деятельности, в том числе по каждому источнику тепловой энергии; о тепловой нагрузке по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности; об объеме вырабатываемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности; об объеме приобретаемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности; об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности, в том числе определенном по приборам учета и расчетным путем (нормативам потребления коммунальных услуг), включая отдельно сведения об определенном по приборам учета объеме тепловой энергии, отпускаемой по договорам потребителям, максимальный объем потребления тепловой энергии объектов которых составляет менее чем 0,2 Гкал; о нормативах технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, утвержденных уполномоченным органом; о фактическом объеме потерь при передаче тепловой энергии; о среднесписочной численности основного производственного персонала; о среднесписочной численности административно-управленческого персонала; о нормативах удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, с распределением по источникам тепловой энергии, используемым для осуществления регулируемых видов деятельности; о фактическом удельном расходе условного топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии с распределением по источникам тепловой энергии, используемым для осуществления регулируемых видов деятельности; об удельном расходе электрической энергии на производство (передачу) тепловой энергии и а единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям но договорам, заключенным в-райках осуществления регулируемых видов деятельности; об удельном расходе холодной воды на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности; о показателях технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателях физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «в», «г», «д» пункта 20 Стандартов № 570 регулируемой организацией раскрывается: об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации содержит сведения: о количестве аварий на тепловых сетях (единиц на километр); о количестве аварий на источниках тепловой энергии (единиц на источник); о показателях надежности и качества, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; о доле числа исполненных в срок договоров о подключении (технологическом присоединении); о средней продолжительности рассмотрения заявок на подключение (технологическое присоединение) (дней).

Согласно пункту 29 Стандартов № 570, информация, указанная в пункте 19, подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» пункта 20 раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (раздел на портале публикации сведений, подлежащих свободному доступу, «фактические показатели»).

Таким образом, информация, указанная в пункте 19, подпунктах «а», «б», «в», «г», «д» пункта 20 Стандартов № 570, должна быть раскрыта Обществом на сайте ФАС России посредством регионального сегмента ЕИАС не позднее 29 апреля 2019 года (в формате шаблона ЕИАС FAS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM за 2018 год).

Материалами дела подтверждается, что информация, предусмотренная пунктом 24 Стандартов № 570 заявителем не раскрыта. Шаблон FAS.JKH.OPEN.INFO.TERMS.WARM на 2019 год направлен в систему 25 ноября 2019 года. Шаблон FAS.JKH.OPEN.INFO.TERMS.WARM на 2019 год, содержащий полную и достоверную информацию, направлен Обществом 19.12.2019; информация, предусмотренная пунктом 19, подпунктами «а», «б», «в», «г», «д» пункта 20 Стандартов № 570 за 2018 год раскрыта 30.04.2019.

Кроме того, в ходе проведения мониторинга 11.11.2019 выявлен факт недостоверного раскрытия информации и нераскрытия информации, предусмотренной пунктом 19 Стандартов № 570, а именно: 1) недостоверно указан тип теплоснабжающей организации «теплоснабжающая организация в ценовой зоне теплоснабжения», в то время как на территории Пермского края ценовые зоны теплоснабжения отсутствуют: 2) не раскрыта информация в части показателей физического износа объектов теплоснабжения.

На момент составления протокола об административном правонарушении – 11.11.2019 обществом «Джи-пром Инжиниринг» полная и достоверная информация, предусмотренная пунктом 19 Стандартов № 570, за 2018 год не раскрыта.

16.12.2019 Обществом в систему ЕИАС повторно направлен шаблон FAS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM за 2018 год, содержащий полную и достоверную информацию.

Таким образом, Обществом нарушены сроки опубликования информации, подлежащей раскрытию.

Довод заявителя о необязательном заполнении полей, в частности, пункт 21.1 не может быть признан обоснованным, поскольку согласно подпункту «у» пункта 19 Стандартов № 570 регулируемыми организациями должны быть раскрыты сведения о показателях технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателях физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения. Из чего следует, что для разных видов тарифов установлены различные требования к заполнению вышеперечисленной информации. Для регулируемых организаций, осуществляющих производство тепловой энергии в режиме комбинированной выработки, обязанность по раскрытию данной информации отсутствует, в то время как для иных регулируемых организаций она обязательна к заполнению. Эта норма законодательства также прописана в пункте 21 шаблона «FAS.JKH.OPEN.INFO.BALANCE.WARM».

Нарушения сроков опубликования информации подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, в действиях (бездействии) заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям.

В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Из обстоятельств дела усматривается пренебрежительное отношение Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Доказательств исключительности совершенного правонарушения заявителем не представлено. Оснований для признания правонарушения малозначительным, не имеется.

Между тем, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

В постановлении от 15.01.2019 № 3-П Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о конституционности части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, пришел к выводу, что закрепление специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности, производных от нарушения законодательства Российской Федерации того или иного вида, не приводит к отступлению от вытекающего из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом требования определенности правового регулирования и как таковое не влечет за собой - при условии правильного установления в производстве по делу об административном правонарушении объекта противоправного посягательства, находящегося под защитой административно-деликтной нормы, - риска их произвольного истолкования и применения.

Из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.03.2019 № 823-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества «Любинский молочноконсервный комбинат» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 4.5 и частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Определение КС РФ от 26.03.2019 № 823-О), следует, что федеральный законодатель отграничил самостоятельные составы административных правонарушений, объектом посягательства которых является нарушение установленного порядка управления.

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 19 раздела II КоАП РФ - административные правонарушения против порядка управления.

Объектом посягательства административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, является установленный законом порядок управления в сфере правоотношений, связанных с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности.

Следовательно, при разрешении дел об административных правонарушениях, объектом посягательства которых является установленный порядок управления, выражающихся в непредоставлении сведений или предоставлении заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликовании сведений или опубликовании заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) организациями коммунального комплекса, либо в нарушении порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления, подлежит применению двухмесячный, а не годичный срок давности привлечения к административной ответственности (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Указанный срок является пресекательным, его восстановление и продление законом не предусмотрено.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Таким образом, учитывая, что правонарушение, выразившееся в нераскрытии в установленный срок (не позднее 29.04.2019, не позднее 28.02.2019) информации, совершено 30.04.2019, 1 марта (следующий день после истечения срока раскрытия информации), на момент вынесения оспариваемого постановления (19.12.2019) двухмесячный срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку оспариваемое постановление вынесено административным органом с пропуском, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, срока давности привлечения к административной ответственности, требование заявителя подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, соответственно, распределение последней не производится.

Руководствуясь статьями 168-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

1. Требования общества с ограниченной ответственностью «Джи-пром Инжиниринг» удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление вынесенное Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 19.12.2019 № 439 о назначении обществу с ограниченной ответственностью «Джи-пром Инжиниринг» административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья                                                                       Ю.В. Шаламова