ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-12243/15 от 19.06.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь       

22.06.2015 года                                                             Дело № А50-12243/15

Резолютивная часть решения объявлена 19.06.2015года. Полный текст решения изготовлен 22.06.2015 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Аликиной Е. Н., при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Котовой К. Н.

рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по  заявлению ФИО1

к заместителю начальника Отдела судебных приставов по Индустриальному району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2

об оспаривании ответа от 18.05.2015,

заинтересованное  лицо – Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю,

третье  лицо, не заявляющее  самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО3.

при участии

от  заявителя – не явился;

от  пристава – не явился;

от  УФССП по Пермскому краю – ФИО4 по доверенности, предъявлено удостоверение;

от третьего лица – не явился.

ФИО1 (далее по тексту  заявитель) обратилась в суд с заявление о признании незаконным ответа  заместителя начальника Отдела судебных приставов по Индустриальному району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2 от 18.05.2015г. незаконным и обязании указанного должностного лица направить надлежащий ответ на обращение, предоставить доказательства окончания исполнительного производства и направления его в архив  УФССП по Пермскому краю, либо выдать справку об утрате исполнительного документа по делу № А50-35605/2005-Г-8 от 12.01.2006 в отношении ФИО3 М. Г. О. о взыскании суммы 11 196 руб. 27 коп.

ФИО1 представлено в электронном виде посредствам  заполнения форм, размещенных на официальном сайте Федеральных судов в системе подачи документов «Электронный страж» (сервер «Мой арбитр»), ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, которое судом удовлетворено.

Заявленные требования мотивированы тем, что, несмотря на неоднократные обращения в службу судебных приставов по вопросу предоставления информации об оконченном исполнительном производстве или выдачи справки об утрате исполнительного листа, затребованные сведения не были получены.  Считает, что  должностным лицом ССП  не соблюдены требования приказа ФССП РФ от 29.10.2007 № 570 «Об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных  документов, исполнительных производств  в  Федеральной службе судебных приставов», обязывающий старшего судебного пристава разобраться в ситуации и выдать справку об утрате исполнительного документа.

Заместитель начальника Отдела судебных приставов по Индустриальному району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2 отзыв по делу не представила.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю  считает заявленные требования необоснованными, указывая на  отсутствие со стороны заместителя начальника Отдела судебных приставов неправомерного бездействия, поскольку срок хранения исполнительного производства истек, а в базе данных АИС ФССП информации о нем не имеется.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, отзыв по делу  не представил.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации  о времени и месте судебного разбирательства  на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, неявка в судебное заседание  заявителя, судебного пристава-исполнителя и третьего лица не препятствует рассмотрению спора в силу п. 2 ст. 200 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя УФССП по Пермскому краю, суд  У С Т А Н О В И Л:

Решением  Арбитражным судом Пермского края от 12.03.2005 г. по делу № А50-35605/2005-Г-8 с ФИО3 в пользу ФИО1  взысканы денежные средства в сумме 11 196 руб. 27 коп.  На основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом по данному делу, в Отделе судебных приставов по Индустриальному району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю  12.07.2007 было возбуждено  исполнительное производство № 103946/4848/2007.

08.09.15г.  ФИО1 обратилась в ССП с заявлением, в котором просила предоставить ей информацию об  основаниях окончания указанного исполнительного производства, а также представить постановление об окончании исполнительного производства, так как указанный документ она не получала.  В случае, если  исполнительное производство не окончено, а исполнительный лист утрачен, просила выдать справку об  утрате исполнительного листа.

На указанное  обращение заявителю был дан ответ от 18.05.2015г., в котором  заместитель начальника Отдела судебных приставов по Индустриальному району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2  сообщала о том, что  предоставить результат по исполнительному производству в отношении ФИО3 не представляется возможным в связи с отсутствием исполнительного производства в базе ПК ОСП по Индустриальному району г. Перми за истечением срока хранения сданного в архив исполнительного производства в ССП по Индустриальному району г. Перми УФССП по Пермскому краю ( л. д. 12).

Полагая, что указанный ответ не соответствует требованиям закона, поскольку из него не следует, что исполнительное производство было окончено, либо не исполняется в виду утраты исполнительного листа, что препятствует  взыскателю потребовать надлежащего исполнения исполнительного документа,  ФИО1 обратилась в суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства по правилам статей 9, 65, 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ст. 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами,  по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативный правовой акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании  ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, изданного органом, осуществляющим публичные полномочия, незаконными действия (бездействия) должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение  таким актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Полномочия старшего судебного пристава определены статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Закон о судебных приставах).

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о судебных приставах старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта Российской Федерации (далее - подразделение судебных приставов).

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона о судебных приставах старший судебный пристав:

организует работу подразделения судебных приставов;

обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану;

взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов;

организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений подразделения судебных приставов;

организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также розыск на основании судебного акта гражданина - ответчика по гражданскому делу;

издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов;

является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов);

осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, в ведении старшего пристава, среди прочих вопросов,  находится  решение  оперативных  задач, решение которых не поручено рядовому приставу, а также организация работы вверенного  ему подразделения.

Приказом ФССП России от 12.05.2012 N 248 утвержден Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде (далее по тексту Порядок № 248).

Согласно пунктам 2.1,  6.1 Порядка № 248  создание и ведение банка данных осуществляется путем внесения в банк данных сведений (документов) с использованием подсистем АИС ФССП России.

Банк данных является местом хранения юридически значимых электронных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации (вынесенных и поступивших).

Как следует из п. 7.1 Порядка № 248  общедоступными сведениями банка данных являются:

дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

дата возбуждения исполнительного производства;

номер исполнительного производства;

наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций - наименование и юридический адрес);

требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и данных о взыскателе;

сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;

наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;

данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);

сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п. п. 6 и 7 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Пунктами 4.1, 4.2  указанного Порядка  предусмотрено, что срок хранения сведений (документов) в банке данных определяется в соответствии с установленным сроком хранения соответствующих бумажных документов (или номенклатурных дел).

Уничтожение сведений (документов) в банке данных производится с составлением соответствующего акта. Для уничтожения применяются штатные средства АИС ФССП России. Уничтожение сведений (документов) производится в федеральном, региональном и местном банках данных.

Сроки хранения номенклатурных дел  ФССП  установлены в Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной  приказом  ФССП России от 10.12.2010 N 682 (ред. от 19.01.2015).

Как следует из приложения № 48 к приказу  ФССП России от 10.12.2010 N 682, срок хранения номенклатурных дел по исполнению актов судебных органов, а также нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов составляет 5 лет с момента прекращения или окончания исполнительного производства.

          В соответствии со ст. 10  Федерального закона  от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"  государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

          В силу ст. 12  Федерального закона  от 02.05.2006 N 59-ФЗ  письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

          Учитывая, что  в обращении заявителя  содержалась просьба о разъяснении информации об окончании исполнения исполнительного производства по исполнительному листу, предъявленному в ССП в 2007 году, которая  могла  быть получена по материалам номенклатурного дела, хранящегося в ССП, а также из банка данных АИС  ФССП, то заместитель начальника Отдела судебных приставов по Индустриальному району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2  должна быть  получить такую информацию из указанных источников и дать заявителю мотивированный ответ по поставленным  в  заявлении  вопросам.

          Поскольку оспариваемое письмо такой информации не содержало, а   в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ отсутствие сведений в базе данных системы АИС ФССП документально не подтверждено (акт уничтожения сведений в базе данных, акт уничтожения номенклатурного дела), отказ в предоставлении запрашиваемой информации не соответствует  Федеральному закону  от 02.05.2006 N 59-ФЗ и нарушает права заявителя.

Приказом  ФССП   России от 10.09.2013 N 292  (приказ ФССП России от 29.10.2007 № 570 утратил силу в связи с изданием данного приказа)  утверждено  Положение о порядке действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, и организационных условиях предотвращения их утраты в подразделениях судебных приставов (далее по тексту Положение № 292).

Пунктом 1.3 Положения № 292 предусмотрено, что при выявлении фактов утраты исполнительных документов принимаются меры по их восстановлению, а также в обязательном порядке проводятся проверки обстоятельств утраты исполнительных документов для установления умышленности либо неумышленности утраты и принятия соответствующих правовых, организационных, кадровых и иных решений в установленной сфере деятельности.

В силу  п. 4.4  Положения № 292   в случае утраты исполнительных документов, неоконченного исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель принимает меры по получению дубликата исполнительного документа и в течение 30 дней со дня получения дубликата производит действия по созданию копий материалов исполнительного производства;

В случае утраты оконченного исполнительного производства, по которому не истек срок хранения, судебный пристав-исполнитель принимает меры по его восстановлению путем запроса копии исполнительного документа, а также получения копий иных документов, находившихся в составе этого исполнительного производства, путем направления соответствующих запросов сторонам исполнительного производства, в регистрирующие органы, кредитные организации (п. 4.5 указанного Положения).

При восстановлении исполнительных документов судебный пристав-исполнитель принимает меры по их восстановлению, в том числе путем получения информации из АИС ФССП России (п. 4.6 Положения № 292).

Таким образом,  в случае поступления обращения  об утрате исполнительного листа  службой судебных приставов,  факт утраты исполнительного должен  быть расследован  начальником отдела – старшим судебным приставом,  и в случае подтверждения  указанных обстоятельств, старший  судебный пристав  (в данном случае его заместитель) обязан  был распорядиться о выдаче взыскателю справки об утрате исполнительного листа  для предъявления ее в суд либо иной уполномоченный орган с заявлением о выдаче дубликата.

В соответствии со ст. 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

          Статьей 2 Федерального  закона  от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 05.05.2014)  «О судебных приставах»  судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

          Учитывая, что оспариваемое письмо заместителя начальника Отдела судебных приставов по Индустриальному району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2  не отвечает  требованиям  закона и нарушает права  заявителя на получение информации  об исполнении требований исполнительного листа, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями  167-170, 176, 201, 329  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

                    Р Е Ш И Л:

1.Заявленные  требования удовлетворить.

2.Признать  ответ заместителя  начальника Отдела судебных приставов по Индустриальному району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2, изложенный в письме  от 18.05.2015г. несоответствующим  Федеральному закону «Об исполнительном производстве», Федеральному  закону  «О порядке рассмотрения обращений  граждан Российской Федерации».

3.Обязать заместителя начальника Отдела судебных приставов по Индустриальному району г. Перми Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю ФИО2  устранить нарушение прав  заявителя путем направления ему  надлежащего ответа на обращение, содержащего разъяснения  об основаниях  окончания исполнительного производства, а в случае, если исполнительное производство не окончено, а исполнительный лист в службе судебных приставов отсутствует  выдать заявителю справку об утрате исполнительного документа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд  в течение месяца со дня его  принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                   Е.Н.Аликина