Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
22 августа 2012 г. № дела А50-12509/2012
Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2012г. Полный текст решения изготовлен 22 августа 2012г.
Арбитражный суд Пермского края в составе:
судьи Дубова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой Т.В.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Союз» (ОГРН <***>)
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 30.05.2012 г. № 11-12-286/пн
при участии:
от истца (заявителя): ФИО1, доверенность от 20.08.2012г.,
от ответчика: ФИО2, доверенность от 02.07.2012г.,
установил:
ООО «Управляющая компания «Союз» (далее – заявитель или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее – ответчик или административный орган) от 30.05.2012 г. № 11-12-286/пн о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за нарушение порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами.
Требования заявителя мотивированы несоразмерностью санкции допущенному правонарушению, учитывая его малозначительность. При этом заявитель указал, что под управлением общества находится только один инвестиционный фонд и владельцем 100 % инвестиционных паев является одно физическое лицо, которое обладала всей необходимой информаций, то есть существенной угрозы или вреда охраняемым общественным отношениям нарушение не повлекло.
Ответчик требования не признал, ссылаясь на обоснованность и законность постановления, вынесенного при отсутствии признаков малозначительности. Считает, что в данном случае для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг вне зависимости от наступивших или нет последствий, которые могут наступить только в будущем, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 16.05.2012 г. должностным лицом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено, что ООО «Управляющая компания «Союз», осуществляя на основании лицензии от 07.06.2007г. № 21-000-1-00416 деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, в нарушение требований п. 1.2, 1.3 Порядка и сроков раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет, утвержденного приказом ФСФР России от 11.02.2010г. № 10-7/пз-н, по состоянию на период с 02.04.2012 г. по 05.04.2012 г. не обеспечило свободный и необременительный доступ пользователей на сайт в сети Интернет для ознакомления с информацией о расчете собственных средств по состоянию на 29.02.2012 г. и за 12 месяцев.
30.05.2012 г. по данному факту ответчиком в соответствии со ст. 23.47 КоАП принято постановление № 11-12-286/пн о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 700 000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФнераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно п. 1 ст. 53 Федерального закона от 29.11.2001г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» информация, подлежащая раскрытию акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией, специализированным депозитарием, а также порядок, способ и сроки ее раскрытия устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Порядок раскрытия соответствующей информации установлен приказом ФСФР РФ от 11.02.2010 № 10-7/пз-н "О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет", пунктом 1.1 которого предусмотрено, что профессиональные участники рынка ценных бумаг и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (участники рынка) осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденным Приказом ФСФР России от 23.10.2008 № 08-41/пз-н. Информация о расчете собственных средств раскрывается в сети Интернет в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет.
При наличии у Участника рынка сайта в сети Интернет, который используется для распространения на постоянной основе сведений, характеризующих деятельность Участника рынка, в том числе сведений о предлагаемых продуктах и услугах, и указывается в информационных и рекламных материалах Участника рынка или в договорах на оказание услуг в качестве сайта Участника рынка (далее - Сайт для распространения информации), то информация о расчете собственных средств раскрывается на указанном сайте. Информация о расчете собственных средств раскрывается на специальной странице сайта для распространения информации (Сайта, принадлежащего участнику рынка), на которой в хронологическом порядке размещается информация о расчете собственных средств или гиперссылки на файлы, содержащие указанную информацию, с указанием даты такого раскрытия. Информация о расчете собственных средств должна быть доступна на специальной странице не менее 12 месяцев с даты раскрытия указанной информации. Гиперссылка на специальную страницу должна находиться на главной (начальной) странице сайта для распространения информации (сайта, принадлежащего участнику рынка) или на иной странице сайта для распространении информации (сайта, принадлежащего участнику рынка), на которой размещена информация об участнике рынка или информация, предназначенная для раскрытия. Гиперссылка на страницу, на которой размещена информация об участнике рынка или информация, предназначенная для раскрытия, должна находиться на главной (начальной) странице сайта для распространения информации (сайта, принадлежащего Участнику рынка) (п.п. 1.2, 1.3 приказа).
В нарушение указанных требований по состоянию на период с 02.04.2012г. по 05.04.2012г. в сети Интернет не был обеспечен свободный и необременительный доступ пользователей на сайт ООО «Управляющая компания «Союз» (www.sojuz.perm.ru), осуществляющего на основании лицензии от 07.06.2007г. № 21-000-1-00416 деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, для ознакомления с информацией о расчете собственных средств на 29.02.2012г., а также за предыдущие 12 месяцев, что отражено в акте осмотра страницы в сети Интернет от 02.04.2012г., 03.04.2012г., 04.04.2012г., 05.04.2012г. с приложенными к нему скриншотами страниц сайта общества.
Данные обстоятельства заявителем не оспариваются и свидетельствуют о наличии события административного правонарушения предусмотренного ч. 2 чт. 15.19 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае административный орган пришел к правильному выводу о том, что общество имело возможность надлежащим образом обеспечить раскрытие информации в установленном порядке, однако не приняло все зависящие от него меры для соблюдения действующих норм и правил. Доказательств обратного заявителем не представлено ни административному органу, ни суду.
Таким образом, вменяемый состав административного правонарушения правомерно установлен в действиях (бездействии) заявителя.
Вместе с тем суд считает необоснованными выводы ответчика об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 г. № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В силу ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10).
По мнению административного органа, существенная угроза общественным отношениям заключается в лишении возможности осуществления контроля в области рынка ценных бумаг, а также в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей (соблюдению порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг), в нарушении принципа информационной прозрачности рынка ценных бумаг и нарушении прав неопределенного круга лиц на свободный (открытый) доступ к информации. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Данные доводы ответчика судом не приняты, поскольку сам по себе факт нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг не свидетельствуют о наличии существенной угрозы государственным интересам, данное обстоятельство подлежит выяснению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
Каждое в отдельности из указанных административным органом обстоятельств, действительно, не свидетельствует о малозначительности нарушения, однако в совокупности все эти обстоятельства определяют характер правонарушения и роль правонарушителя.
Из объяснений общества, представленных административному органу, следует, что информация о расчете собственных средств по состоянию на 29.02.2012г. была раскрыта обществом на сайте 26.03.2012г., после обнаружения 11.04.2012г. отсутствия доступа к сайту были выяснены причины этого, осуществлена оплата услуг хостинга и 13.04.2012г. ограничение доступа к сайту снято. Данные обстоятельства ответчиком не опровергаются. Таким образом, суд считает, что общество нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права. Противоправное поведение заявителя не сопряжено ни с систематическим характером тех или иных ранее допущенных им нарушений публичного порядка, ни с бездействием в ущерб охраняемым законом правоотношениям.
Более того, доказательств того, что допущенное временное отсутствие доступа на сайт общества повлекло за собой нарушение прав владельцев инвестиционных паев и иных лиц либо причинило организационный вред общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля за деятельностью данного профессионального участника рынка ценных бумаг, административным органом не представлено. При этом согласно отчетам об остатках зарегистрированных лиц в реестре под управлением общества находится один инвестиционный фонд – Закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости «Трест Первый», 100% владельцем инвестиционных паев которого является ФИО3 и из её заявления от 24.05.2012г. в адрес административного органа следует, что информацией о расчете размера собственных средств ООО «УК «Союз» по состоянию на 29.02.2012г., а также за 12 месяцев в марте, апреле 2012г. она обладала.
Кроме того из текста постановления не усматривается, что ответчиком исследовался вопрос о финансовом положении общества. При этом финансовое положение юридического лица являются существенным обстоятельством при наложении взыскания, поскольку значительный размер штрафа может превратиться в средство подавления экономической деятельности хозяйствующего субъекта, что является недопустимым в правовом государстве.
По мнению суда, предусмотренный в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм учета тяжести правонарушения предназначен именно для тех случаев, когда высокие штрафные санкции статьи не позволяют определить адекватную меру ответственности (в том числе, путем учета смягчающих ответственность обстоятельств) за малозначительное правонарушение, в силу отсутствия у лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, права назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи.
С учетом всех обстоятельств дела суд считает, что в данном случае назначенное наказание даже в размере минимальной санкции статьи ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ (700 000 руб.) несоразмерно характеру совершенного обществом правонарушения и не соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости, соразмерности наказания.
Исходя из изложенного, оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, поэтому подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст.110, 112, 167-170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе № 11-12-286/пн от 30.03.2012г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Союз» (ОГРН <***>) к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 700 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья А.В. Дубов