ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-12925/13 от 10.09.2013 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

614068, г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 177

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

10 сентября 2013 г. Дело № А50-12925/2013

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Дубова А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Закрытого акционерного общества «Тандер» / ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475/

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в лице Северного территориального отдела

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 02.07.2013 г. № 309-С

У С Т А Н О В И Л :

ЗАО «Тандер» (далее – заявитель или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее – административный орган, управление или ответчик) от 02.07.2013 г. № 309-С о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил.

Заявитель полагает, что привлечен к административной ответственности при отсутствии в его действиях /бездействии/ состава административного правонарушения. Ссылается также на наличие процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Административный орган требование общества отклонил по основаниям, указанным в отзыве. Считает, что заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ законно и обоснованно, с соблюдением требований КоАП РФ.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон.

Возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства сторонами не заявлено.

Изучив материалы дела, проверив оспариваемое постановление в соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ, арбитражный суд считает, что заявленное обществом требование удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, в отношении ЗАО «Тандер», осуществляющего деятельность в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Березники, ул. Пятилетки, 96, было проведено санитарно- эпидемиологическое расследование причин и условий возникновения случая острой кишечной инфекции. В ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования 25.04.2013г. в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г.. Березники; ул. Пятилетки, 96. установлено, что ЗАО «Тандер» нарушены требования санитарного законодательства РФ выразившееся в несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований, а именно: выявлены замечания по прохождению периодических медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовки, в личных медицинских книжках продавцов Соларевой О.В., Плотниковой Т.А. отсутствуют отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, а также отметки о прохождении вакцинации против дифтерии, что подтверждается предписанием должностного лица № 89 от 17.05.2013г. и информацией ЗАО «Тандер» о исполнении данного предписания с приложением копий личных медицинских книжек продавцов Соларевой О. Б. и Плотниковой Т.А., что является нарушением требований ст. ст. 10, 11, 29, 34, 35, 36 ФЗ РФ № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 13.2, 14.1, 14.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 1.3, 8.1 СП 3.1.2.1108-02 «Профилактика дифтерии».

По факту выявленных нарушений должностным лицом Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в соответствии с полномочиями, установленными ст. 28.3 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении от 19.06.2013 г. № 292 и в соответствии с компетенцией, установленной КоАП РФ, заместителем руководителя Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю вынесено постановление от 02.07.2013 г. № 309-С о привлечении общества к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - это нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и(или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 34 Федерального закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.

Согласно ст. 35 Федерального закона N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ ).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 сентября 2001 г. N 23 "О введении в действие санитарных правил" с 1 января 2002 г. введены в действие санитарные правила "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 сентября 2001 г. (далее - Санитарные правила).

Санитарные правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей (пункт 1.1, 1.2 Санитарных правил).

В соответствии с пп. в п. 2.4 Санитарных правил производственный контроль включает, в том числе, наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (п. а); осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (п. б); ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля (п. е); организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов (п. в).

В соответствии с п. 13.2 СП 2.3.6.1066-01 на каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, отметка о прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

В соответствии с п. 14.1 СП 2.3.6.1066-01 руководитель организации торговли обеспечивает, в том числе: наличие в каждой организации торговли настоящих санитарных правил; выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации торговли; прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию; наличие личных медицинских книжек на каждого работника; своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками; организацию профессиональной гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения в установленном порядке.

В соответствии с п. 1.3 СП 3.1.2.1108-02 соблюдение настоящих санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 8.1 СП 3.1.2.1108-02 основным методом защиты от дифтерии является вакцинопрофилактика, которая направлена на создание невосприимчивости населения к этой инфекции. У привитых против дифтерии людей вырабатывается антитоксический иммунитет, который защищает от токсических форм дифтерии и летальных исходов. Профилактические прививки против дифтерии включены в национальный календарь прививок.

Административным органом в ходе проверки установлено, что обществом допущены нарушения обязательных требований действующего законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

- выявлены замечания по прохождению периодических медицинских осмотров и профессиональной гигиенической подготовки, в личных медицинских книжках продавцов Соларевой О.В., Плотниковой Т.А. отсутствуют отметки о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестация, а также отметки о прохождении вакцинации против дифтерии.

Выявленные проверкой нарушения являются нарушением ст. ст. 10, 11, 29, 34, 35, 36 ФЗ РФ № 52 от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 13.2, 14.1, 14.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 1.3, 8.1 СП 3.1.2.1108-02 «Профилактика дифтерии».

Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе санитарно-эпидемиологического расследования от 08.05.2013 г., протоколе об административном правонарушении, оспариваемом постановлении, подтверждаются материалами дела, и как следствие свидетельствуют о наличии события административного правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как видно из оспариваемого постановления, вопрос вины заявителя исследовался административным органом при вынесении постановления, в тексте постановления данный вопрос отражен применительно к конкретным обстоятельствам дела и собранным доказательствам.

Привлекая общество к ответственности, административный орган исходил из отсутствия каких-либо препятствий для своевременного надлежащего выполнения обществом требований санитарного законодательства.

В ходе административного производства административным органом установлено, что у ЗАО «Тандер» была реальная возможность по соблюдению императивных норм действующего санитарного законодательства, однако данным Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующих санитарных правил.

Выводы административного органа признаны судом обоснованными.

Доводы заявителя об отсутствии вины общества в совершении вменяемого нарушения, поскольку обществом нарушения устранены до вынесения протокола об административном правонарушении, в сроки, установленные в предписании, судом отклоняются, так как данные обстоятельства не являются основанием для выводов об отсутствии вины общества, не освобождают от административной ответственности и расцениваются судом лишь как смягчающие его ответственность.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, из чего следует, что и устранение выявленного нарушения не освобождает от ответственности.

Более того, незамедлительное устранение нарушений подтверждает, что у общества была возможность для соблюдения норм действующего санитарного законодательства, но им не были приняты все необходимые и своевременные меры по их недопущению и устранению.

Соответствующие доводы заявителя, на основании изложенного, подлежат отклонению.

Доказательств, подтверждающих принятие заявителем необходимых и

достаточных мер по соблюдению требований санитарного законодательства, либо невозможности соблюдения указанных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Таким образом, ЗАО «Тандер» допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил, им совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.3 КоАП РФ, состав которого подтверждается материалами дела.

Существенных процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела заявитель извещен надлежащим образом, что им не оспаривается и свидетельствует о соблюдении административным органом требований ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ.

Правонарушение выявлено 25.04.2013, протокол об административном правонарушении составлен 19.06.2013 г., то есть, по мнению заявителя, с нарушением сроков, указанных в ст. 28.5 КоАП РФ.

Однако срок, указанный в статьях 28.5 КоАП РФ, не является пресекательным, а его истечение само по себе не свидетельствует о существенности допущенного нарушения. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности. В связи с чем, соответствующие доводы общества о нарушении сроков составления протокола и оспариваемого постановления судом отклоняются в силу вышеизложенного.

Размер административного штрафа установлен заявителю в пределах санкции ст. 6.3 КоАП РФ. При этом административным органом был учтен характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, посягающего на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. С учетом того, что ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность, в том числе, в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, административное наказание назначено обществу с учетом положений, предусмотренных ч. 3 ст.4.1 КоАП РФ.

Оснований для применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.

При изложенных обстоятельствах, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, поэтому госпошлина по делу не взыскивается.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным Постановления по делу об административном правонарушении от 02.07.2013 г. № 309-С Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю о привлечении Закрытого акционерного общества «Тандер» / ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475/ к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья А.В. Дубов