ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-1297/11 от 03.03.2011 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Пермь

10 марта 2011 года Дело №А50-1297/2011

Резолютивная часть решения оглашена 03.03.2011г., полный текст решения изготовлен 10.03.2011г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Н.В.Якимовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.П.Ушаковой, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению лица, привлеченного к административной ответственности – Общества с ограниченной ответственностью «Тепло-М» (ОГРН 1025901366545, ИНН 5906042295) к административному органу – Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360), об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители: лица, привлеченного к административной ответственности –  Шмыкова Т.Н. предъявлен паспорт, доверенность от 12.01.2011г.; административного органа  Ольшевская, А.В. предъявлено удостоверение, доверенность от 01.02.2011г.

Общество с ограниченной ответственностью «Тепло-М» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14.12.2010г. (исх. от 28.12.2010г. №13064-10) по делу №925-10-адм о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 200 000 руб.

Факт нарушения Обществом признается, представитель заявителя просит применить малозначительность, указывает на следующие обстоятельства: Общество является дочерним предприятием ОАО «Мотовилихинские заводы» и осуществляет передачу электроэнергии предприятиям, входящим в рамки холдинга указанной организации; выручка от передачи электрической энергии иным лицам составляет 1,2%; доступность информации; передача электрической энергии не является основным видом детальности Общества; частичное опубликование необходимых сведений; размещение информации в настоящий момент в сети Интернет.

Административный орган с заявленными требованиями не согласен. Считает, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения, и правонарушение не может быть признано малозначительным.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции установил следующее.

При осуществлении государственного контроля по соблюдению Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004г. №24 административным органом установлен факт нарушения Обществом п.п.9,11 названных Стандартов.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.15 КоАП РФ, Управление 30.11.2010г. составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении (л.д.15-16).

По итогам рассмотрения материалов административного дела Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю 14.12.2010г. вынесено постановление №925-10-адм о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ст.9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб. (л.д.11-14).

Не согласившись с Постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в суд.

В соответствии со ст.9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 2 ст.22 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (действовавшей на дату совершения правонарушения) установлена обязанность субъектов естественных монополий в электроэнергетике по опубликованию в средствах массовой информации сведений о своей деятельности в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно п.3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006г., сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства являются субъектами розничных рынков электрической энергии.

Общество, являясь сетевой организацией, относится к субъектам рынка электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004г. №24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

В соответствии с п.2 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.

Субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации (п.3 Стандартов раскрытия информации).

Согласно п. 9 Стандартов раскрытию подлежит следующая информация:

а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении субъекта рынка электрической энергии осуществлялась аудиторская проверка), если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

б) показатели эффективности использования капитала - в случае применения метода расчета экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъекта рынка электрической энергии: уровень доходности инвестированного капитала, установленный федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, с указанием источника опубликования методики определения уровня доходности инвестированного капитала; фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий;

в) отчет о движении активов, учитываемых при установлении федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий уровня доходности инвестированного капитала, включающий: балансовую стоимость активов на начало года; балансовую стоимость активов на конец года; сведения о выбытии активов в течение года; сведения о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.

Указанная в п.9 Стандартов информация подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации и(или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня (п.10).

В силу п. 11 Стандартов организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальные сетевые организации (далее - сетевые организации) помимо информации, предусмотренной п. 9 настоящего документа, размещают в открытом доступе на своем официальном сайте в сети Интернет следующую информацию: а) условия договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии и типовые договоры об осуществлении технологического присоединения с указанием источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров; б) сведения о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов; в) сведения о размерах потерь, возникающих в электрических сетях сетевой организации, включая: размеры потерь в сетях, в том числе уровень нормативных потерь и отклонения от них в целом по сетевой организации и по регионам обслуживания с учетом номинальных классов и уровней напряжения с выделением размера оплачиваемых сетевой организацией потерь и размера потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию на оптовом рынке, а также процентное соотношение размера потерь в сетях и количества переданной электрической энергии за год с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; перечень мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также сроки их исполнения и источники финансирования; источник опубликования методических указаний по определению нормативов потерь в сетях, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; информацию о порядке закупки сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости; г) перечень зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов; д) сведения о техническом состоянии сетей, в том числе: количество аварийных ограничений (отключений) за квартал и год по границам территориальных зон деятельности организации с указанием причин аварий и мероприятий по их устранению; объем недопоставленной в результате аварийных ограничений (отключений) электрической энергии; е) сведения об общей пропускной способности каждого участка электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием: текущего резерва мощности для присоединения потребителей (в абсолютных показателях) с учетом присоединенных потребителей и отдельно с учетом заключенных договоров на технологическое присоединение; планируемого резерва мощности на конец года с учетом присоединенных потребителей, заключенных договоров на технологическое присоединение, поданных заявок на технологическое присоединение и реализации планов капитальных вложений (инвестиционных программ); ж) отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств); з) планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием даты расширения пропускной способности и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств); и) годовые графики капитального ремонта электросетевых объектов, согласованные с системным оператором (его территориальными управлениями), а также сведения о планируемых ограничениях мощности по основным сечениям электрической сети в связи с ремонтными работами; к) сведения о поданных заявках на технологическое присоединение и заключенных договорах на технологическое присоединение по каждому участку электрической сети (в местах подстанций, трансформаторов и распределительных устройств) с указанием: количества поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения; количества заключенных договоров на технологическое присоединение, присоединяемого объема мощности, сроков и стоимости по каждому договору отдельно; информации об аннулированных заявках на технологическое присоединение.

ООО «Тепло-М» в 2009г. осуществляло деятельность по передаче электрической энергии, на его действия распространяются требования Постановления Правительства РФ от 21.01.2004г. №24, действовавшие до 24.08.2010г.

Постановлениями региональной электрической комиссии Пермского края от 12.12.2008г. №80-э, от 11.12.2009г. №65-э установлены тарифы и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Общества.

Административным органом установлено, что ООО «Тепло-М» не была опубликована информация, предусмотренная п.п. 9 и 11 Стандартов, подлежащая ежегодному опубликованию в сроки до 1 июня 2010 г. в электронных средствах массовой информации.

Из материалов административного дела следует, что Обществом информация была опубликована на сайте РЭК Пермского края 19.11.2010г.:

за 2009г. – годовая финансовая отчетность, структура и объем затрат а производство и реализацию товаров, RAB, цены и тарифы на передачу электроэнергии, плата за технологическое присоединение, основные потребительские характеристики регулируемых товаров, объем недопоставленной электроэнергии в результате аварий, результаты контрольных замеров, инновационная программа, приобретение ТМЦ;

за 2010г. - структура и объем затрат а производство и реализацию товаров, RAB, цены и тарифы на передачу электроэнергии, плата за технологическое присоединение, основные потребительские характеристики регулируемых товаров, объем недопоставленной электроэнергии в результате аварий, ремонт электросетевых объектов, о наличии технической возможности доступа к регулируемым товаров, инновационная программа, приобретение ТМЦ.

По состоянию на указанную дату информация, подлежащая обязательному опубликованию в печатных изданиях, в соответствии с требованиями вышеуказанного Постановления, не была опубликована, за исключением сведений о тарифах на услуги по передаче электрической энергии («Бюллетень правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» №1 от 12.01.2009г., №51 от 28.12.2009г.).

Нарушение Обществом раскрытия информации, установленной Стандартами раскрытия информации субъектом розничного рынка электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004г. №24, свидетельствуют о наличии в его действиях события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.9.15 КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).

Доказательства принятия Обществом всех зависящих от него мер по исполнению публичной обязанности по раскрытию информации с соблюдением порядка и сроков, предусмотренных Стандартами раскрытия информации, в материалах дела отсутствуют. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения обществом указанной обязанности, не установлено.

В данном случае Общество не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Заявитель имел возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных антимонопольным законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.

С учетом изложенного, суд считает доказанной вину Общества в совершении вменяемого административного правонарушения.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в рамках установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, без существенных процессуальных нарушений.

Вместе с тем, исследовав степень вины Общества, суд пришел к выводу о малозначительности совершенного деяния.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Данные обстоятельства в силу ч.2,3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

По смыслу ст.2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Суд считает, что бездействие Общества может быть квалифицировано как малозначительное, учитывая, что необходимая информация опубликована Обществом самостоятельно, хотя и с нарушением срока; была размещена в сети Интернет, при этом допущенная Обществом просрочка опубликования информации не создала существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, судом учтено, что Общество, являясь дочерним предприятием ОАО «Мотовилихинские заводы», осуществляет передачу электроэнергии предприятиям, входящим в рамки одного юридического лица (холдинга), выручка от передачи электрической энергии иным лицам составляет 1,2%, передача электрической энергии не является основным видом детальности Общества, отсутствие фактов отказа со стороны Общества в предоставлении необходимой информации.

При этом суд полагает, что устное замечание как мера ответственности за совершение вменяемого правонарушения, является для Общества достаточным для достижения задач законодательства об административных правонарушениях, указанных в ст.1.2 КоАП РФ. Объявление устного замечания направлено на то, чтобы проинформировать нарушителя о недопустимости подобных нарушений в будущем.

Согласно ч.2 ст.211 АПК РФ, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

При указанных обстоятельствах требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление следует признать незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 168-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Признать незаконными и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14.12.2010г. по делу об административном правонарушении №925-10-адм о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «Тепло-М» административного наказания по ст.9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Освободить Общество с ограниченной ответственностью «Тепло-М» (юридический адрес: 614014, г.Пермь, ул.1905 года, 35, ОГРН 1025901366545, ИНН 5906042295) от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru .

Судья Н.В.Якимова