Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
28 февраля 2007 г. Дело № А 50-1306/2007– А15
Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2007 г.
В полном объеме решение изготовлено 28 февраля 2007 г.
Арбитражный суд в составе:
Судьи: Мартемьянова В.И.
при ведении протокола помощником судьи Кульмашевой А.Ф.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению ОАО «Морион»
к МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю
о признании решения недействительным в части
При участии представителей :
заявителя: ФИО1 – дов. от 1.01.2007 г., ФИО2 – дов. от 19.02.2007 г.
налогового органа: ФИО3 – дов от 9.01.2007 г.
установил: Открытое акционерное общество «Морион» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю № 445/446/295 от 16.01.2007 г. в части доначисления единого социального налога на сумму 479 915,93 руб. и пени в сумме 98 564,86 руб. Мотивируя заявленные требования, общество ссылается на нарушение налоговым органом положений п. 3 ст. 236 НК РФ. В судебном заседании представитель общества пояснил, что оснований для отнесения произведенных им в пользу работников расходов в сумме 1 845 830,93 руб., являющихся «дополнительной оплатой за неотработанное время» в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль не имеется, т.к. это не предусмотрено ст. ст. 265 НК РФ, 157 Трудового кодекса РФ, следовательно, суммы указанных выплат не могут быть «признаны объектом налогообложения единым социальным налогом» в силу п. 3 ст. 236 НК РФ.
Налоговый орган требования общества не признал по мотивам, изложенным в отзыве, полагает, что при принятии оспариваемого в части решения он обоснованно руководствовался п. 1 и п. 3 ст. 236 НК РФ, п. 1, п.п. 3 и 4 п. 2 ст. 265 НК РФ в их системной взаимосвязи.
Изучив материалы дела, заслушав представителей заявителя и налогового органа, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 9 месяцев 2006 г. и расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 г. По итогам проверки вынесено решение № 445/446/295 от 16.01.2007 г., согласно которому обществу предложено уплатить ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 г. в сумме 485 565,47 руб., пени в сумме 98564,76 руб.
Основанием для доначисления заявителю оспариваемых сумм ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2006 г. в размере 479915, 93 руб. послужили выводы налогового органа о том, что обществом занижена налогооблагаемая база по ЕСН и ОПС на 1 845 830,50 руб. , т.к. исходя из сведений, указанных в расчетах по ЕСН и ОПС за 9 месяцев 2006 г. в неё не были включены выплаты работникам за «простои по внешним причинам и уральский коэффициент на простои по внешним причинам» (л.д. 14).
Не согласившись с решением в оспариваемой части, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд. Не оспаривая фактов указанных выплат и их сумм, общество полагает, что поскольку расходы по оплате работникам за дни простоя не были отнесены им в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, то в силу прямого указания , содержащегося в п. 3 ст. 236 НК РФ, они не признаются объектом обложения ЕСН. При этом, поскольку фактически указанные выплаты являлись «дополнительной оплатой за неотработанное время», предусмотренных НК РФ оснований для отнесения указанных расходов в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль не имеется.
Арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. В соответствии с пунктом 2 ст. 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации. Положениями п. 3 ст. 236 НК РФ предусмотрено, что указанные в пункте 1 названной статьи НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой. Согласно ч. 1, 2 ст. 252 НК РФ в целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса). Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Исходя из положений ч. 2 ст. 253 НК РФ к расходам, связанным с производством и (или) реализацией относятся расходы на оплату труда.
Согласно ч. 1 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Исходя из содержания п. 3 ч. 2 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.
Из анализа данных норм в их взаимосвязи следует, что если произведенные налогоплательщиком выплаты в силу содержащегося в этих нормах прямого указания подлежат отнесению к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, то налогоплательщик обязан уменьшить налоговую базу на сумму указанных расходов. При этом , если выплаты подлежат отнесению к расходам по налогу на прибыль, то налогоплательщик обязан включать их в налоговую базу по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Данный вывод подтверждается правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 14.03.2006 N 106, согласно которой при рассмотрении дел, касающихся правильности определения налоговой базы по ЕСН, необходимо иметь в виду, что п. 3 ст. 236 Кодекса не предоставляет налогоплательщику права выбора, по какому налогу уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. При наличии соответствующих норм в главе 25 Кодекса налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, из налоговой базы по ЕСН.
Как видно из представленных в материалы дела приказов по ОАО «Морион» № 248 от 19.12.2005 г., № 24 от 6.02.2006 г., Лимитов человеко-дней простоев по подразделениям на февраль – сентябрь 2006 г., утвержденных генеральным директором общества, по инициативе администрации организация режима работы общества в период с января по сентябрь 2006 г. предусматривала наличие простоев. Причинами простоев обществом называются невозможность своевременного обеспечения производства покупными комплектующими изделиями, а также изменение структурной схемы управления. На основании данных приказов, оформлялись простойные листы конкретным работникам , оплата за дни простоя производилась в соответствии со ст. 157 Трудового кодекса РФ, пунктами 3.3.9, 4.4.21 Коллективного договора на 2005-2006 гг. в размере двух третей тарифной ставки (оклада) (п. 4 приказа по ОАО «Морион» № 248 от 19.12.2005 г., п. 8.2.1 приказа по ОАО «Морион» № 24 от 6.02.2006 г.).
Согласно справки № 330 от 16.01.2007 г., данной главным бухгалтером общества , за 9 месяцев 2006 г. произведена выплата денежных средств за простои и уральского коэффициента в сумме 1 845 830,93 руб.
Таким образом, поскольку понесенные обществом расходы по оплате работникам за дни простоев являются расходами на оплату труда в виде начислений, связанных с режимом работы общества и с изменением условий труда, а также с содержанием работников, что предусмотрено коллективным договором ( раздел «Оплата труда»), они уменьшают налоговую базу общества по налогу на прибыль, подлежат обложению ЕСН и с них подлежат уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим обществу правомерно произведено доначисление соответствующих сумм ЕСН и страховых взносов.
За несвоевременную уплату ЕСН и страховых взносов обществу в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 98 564,86 руб., обоснованность расчета которых подтверждается имеющимися в материалах дела протоколами расчета пени и обществом не оспаривается.
Доводы общества о том, что предусмотренных НК РФ оснований для отнесения расходов за время простоя, являющихся «дополнительной оплатой за неотработанное время» в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль не имеется, исследованы и отклонены как противоречащие вышеприведенным нормам материального права на основании изложенных выше причин.
При таких обстоятельствах заявленные обществом требования удовлетворению не подлежат.
Поскольку в удовлетворении заявленных обществом требований отказано, в соответствии со ст. ст. 104,110 АПК РФ оснований для возврата уплаченной им по заявлению госпошлины не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ОАО «Морион» о признании недействительным решения МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю № 445/446/295 от 16.01.2007 г. в части доначисления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму 479 915,93 руб. и пени в сумме 98 564,86 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Мартемьянов В.И.