Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
02 октября 2013 года | Дело № А50- 37 /2013 |
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен октября 2013 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи И.Е.Ремянниковой
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Е.Г.Гричанниковой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)
заинтересованные лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент культуры и молодежной политики администрации г. Перми, Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми
о признании незаконным решения об отказе в выборе земельного участка
в судебном заседании принимали участие:
от заявителя: ФИО2, дов. от 11.07.2013,
от ДЗО: ФИО3, дов. от 22.05. 2013 г.,
от Управления по экологии и природопользования: ФИО4, дов. от 11.06.2013
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – ДЗО) о признании незаконным отказа (письмо от 24.05.2013г. № И-21-01-09-9281), выразившегося в отказе в выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее домов по ул. Шоссе Космонавтов, 201,203, общей площадью - 6108 кв.м., под строительство школы искусств; обязании Департамента выдать акт о выборе указанного земельного участка под строительство школы искусств, и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Представитель заявителя требования поддержал.
ДЗО указал, что поскольку имелись заключения Департамент культуры и молодежной политики администрации г. Перми (ДКиМП), Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми (УЭиП) о невозможности размещения объекта, ДЗО было принято оспариваемое решение.
Департамент культуры и молодежной политики администрации г. Перми (далее – ДкиМП) отзыв не представили.
Управление по экологии и природопользованию администрации г. Перми (далее - УЭиП) просили в удовлетворении требований отказать. В отзыве указали, что на испрашиваемом земельном участке произрастает около 70 деревьев, которые находятся в хорошем состоянии, являются ухоженными; земельный участок располагается в районе, где отмечается высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, поэтому сохранение существующих зеленых насаждений необходимо.
Руководствуясь ч.4 ст.137 АПК РФ в отсутствие возражений участников процесса, суд завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание арбитражного суда 1-й инстанции.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
09.04.2013г. заявитель обратился в ДЗО с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, место размещения объекта: г. Пермь, Индустриальный район, южнее домов по ул. Шоссе Космонавтов, 201, 203, площадь земельного участка - 6108 кв.м., испрашиваемое право - аренда на 4 года 11 месяцев для строительства школы искусств.
Письмом от 24.05.2013г. № И-21-01-09-9281 ДЗО отказано в предоставлении истребуемого земельного участка.
Основанием для отказа является, то, что в ДЗО поступили заключения ДКиМП и УЭиП с выводами о невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке.
Заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель обратился в Департамент за предоставлением земельного участка в соответствии со ст. 30-31 ЗК РФ.
Согласно п.1. ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства осуществляется двумя способами: с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта.
В соответствии с п. 5 ст. 30 ЗК РФ порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 ЗК РФ; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок выбора земельных участков для строительства регулируется ст. 31 ЗК РФ, согласно которой на основании заявления гражданина или юридического лица орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования; результаты выбора оформляются актом о выборе земельного участка, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора, или об отказе в размещении объекта. При этом решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно Регламенту взаимодействия ДЗО с функциональными и территориальными органами администрации города Перми при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, утвержденному постановлением администрации г.Перми от 12.11.2009 № 857 (далее - Регламент) ДЗО в течение 5 календарных дней с даты регистрации заявления направляет запросы с копиями заявления и документов, приложенных к нему, для подготовки заключения в следующие функциональные и территориальные органы администрации города:
- управление по экологии и природопользованию администрации города Перми (далее – УэиП),
- департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - ДГА),
- управление внешнего благоустройства администрации города Перми (далее - УВБ),
- территориальный орган администрации города Перми, на территории которого находится место размещения объекта, указанного в заявлении.
Как указывалось выше, при прочих положительных заключениях функциональных и территориального органов, в ДЗО поступили заключения ДКиМП и (УЭиП) о невозможности размещения объекта.
Так, из заключения ДКиМП следует, что строительство объекта на испрашиваемом земельном участке является нецелесообразным и размещение данного объекта не имеет общественного значения для городского округа, и, следовательно, не входит в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта, предусмотренный п.4.2. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. №315 (ред. 18.12.2012) (далее по тексту - «Положение»). ДКиМП указывает, что обеспеченность местами школ дополнительного образования не должна превышать 12 % от численности детей школьного возраста, ссылаясь на распоряжение Правительства РФ от 13.07.2007 № 923-р «Об изменении социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р». В Индустриальном районе г.Перми осуществляют деятельность 3 школы дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
Приведенное основание отказа является необоснованным.
Как указал заявитель и не опроверг ДКиМП на заседании городского научно-методического совета обсуждена и одобрена Концепция развития дополнительного образования детей в городе Перми до 2015 года (далее по тексту - Концепция). Исходя из Концепции развития дополнительного образования детей в городе Перми до 2015 года и сложившейся ситуации (согласно статистическим данным), имеется нехватка сети негосударственных образовательных учреждений и развитие спектра услуг дополнительного образования детей на территории города Перми. В Концепции предусматривается: охват услугами дополнительного образования не менее 60% обучающихся от их общего количества; при этом - доля немуниципальных учреждений и организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования детей - 30%. К цели развития системы дополнительного образования в Концепции отнесено создание организационно-экономических условий для развития конкурентной системы организации предоставления услуг дополнительного образования, обеспечивающей реальные условия для повышения эффективности, доступности и качества услуг дополнительного образования детей, а к механизмам ее реализации в том числе - создание условий для развития немуниципальных поставщиков услуг дополнительного образования детей.
В своем заключении ДКиМП ссылается на Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2007 №923-р, в котором установлен норматив строительства детских школ искусств, школ эстетического образования. Довод ДКиМП о минимальной обеспеченности городского округа школами искусств и школами эстетической направленности несостоятелен, поскольку нормативы и нормы, одобренные и рекомендованные распоряжением Правительства РФ от 13.07.2007 № 923-р, носят рекомендательный характер, указывают лишь на минимум. Довод о том, что рассматриваемый объект не будет иметь общественного значения для городского округа носит вероятностный характер и не имеет правового значения в рассматриваемом споре.
Учитывая изложенное, строительство детской школы искусств представляется целесообразным.
Объект, для строительства которого заявитель просит выбрать земельный участок, будет использоваться как школа искусств, его эксплуатация направлена на удовлетворение культурных и образовательных (в области культуры) потребностей населения всего городского округа. В связи с изложенным, несостоятельным является довод ДКиМП о том, что школы искусств не входят в перечень объектов капитального строительства, установленного указанным выше Положением о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 г. № 315.
Согласование места размещения объектов осуществляется в случаях
установленных п. 4.2. указанного Положения, в том числе для строительства
объектов социально-культурного назначения (объекты образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и массового спорта), имеющих общественное значение для городского округа.
Следует отметить, что в п.1.2. ст.30 ЗК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться,осуществляется исключительно на торгах.Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать перечни объектов, в отношении которых осуществляется предварительное согласование места размещения объекта.
УЭиП указывает, что на испрашиваемом земельном участке в соответствии с результатом инвентаризации зеленых насаждений произрастает более 70 деревьев в хорошем состоянии. Местное население использует данную территорию как внутриквартальный сквер.
В соответствии со ст.1 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, скверы, бульвары относятся к территориям общего пользования и отграничиваются красными линиями на проектах планировки территории.
Проектом планировки и проектом межевания территории, утвержденными постановлением администрации города 23.08.2011 г. №432, не определены места общего пользования в отношении испрашиваемого земельного участка, в том числе внутриквартальный сквер.
При будущем проектировании размещения школы искусств возможно сохранение зеленых насаждений.
Кроме того, представителем УЭиП в судебном заседании даны пояснения о том, что частично истребуемый земельный участок используется под несанкционированную автостоянку (в материалы дела представлен фрагмент публичной кадастровой карты, где обозначен асфальтированный участок, используемый под автостоянку).
При указанных обстоятельствах отказ в размещении объекта противоречит ст. 30, 31 ЗК РФ, нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, лишает его права на предоставление земельного участка для строительства объекта.
Заявленные требования подлежат удовлетворению.
Расходы, понесенные заявителем на оплату госпошлины, в силу ст.110 АПК РФ возлагаются на ДЗО.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ (письмо от 24.05.2013г. № И-21-01-09-9281) Департамента земельных отношений администрации города Перми выразившийся в отказе в выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее домов по ул. Шоссе Космонавтов, 201,203, общей площадью - 6108 кв.м., под строительство школы искусств.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) выдать акт о выборе земельного участка под строительство школы искусств, общей площадью 6108 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, Индустриальный район, южнее домов по ул. Шоссе Космонавтов, 201, 203 и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Взыскать в Департамента земельных отношений администрации г.Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) расходы, понесенные в связи с уплатой госпошлины, в сумме 230 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Судья И.Е.Ремянникова