АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Пермь
«25» сентября 2009 года Дело № А50-13453/2009
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2009 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Ремянниковой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания судьей
рассмотрев дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю (в защиту интересов Российской Федерации)
к ответчику – Пермскому краю в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) ГКУ «Имущественное казначейство Пермского края»,
2) ГУ МЧС России по Пермскому краю
3) Управление федеральной регистрационной службы по Пермскому краю,
о признании недействительным зарегистрированного права собственности Пермского края на защитное сооружение гражданской обороны
В судебном заседании принимали участие:
от истца: ФИО1, дов. от 11.01.2009 г., удостов.
от ответчика: ФИО2, дов.от 11.01.2009, паспорт;
от 3-го лица – ГКУ «Имущественное казначейство Пермского края»: не явились, извещались;
от 3-го лица – ГУ МЧС России по Пермскому краю – ФИО3, дов. от 03.08.2009, удостов.; ФИО4, дов. от 26.05.2009, удостов.;
от 3-го лица – УФРС по Пермскому краю – ФИО5, дов. от 30.07.2009, паспорт
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к Пермскому краю в лице Агентства по управлению имуществом Пермского края о признании недействительным зарегистрированного права собственности на нежилые помещения, общей площадью 796,8 кв.м, расположенные в подвале 9-этажного здания (лит.Б) по адресу: <...>.
Ответчик с исковыми требованиями не согласен. Указал, что право собственности на спорный объект возникло в результате заключения договора купли-продажи недвижимости № 41 от 03.09.1998. Нахождение объекта в собственности субъекта РФ не противоречит федеральным законам, а именно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», ФЗ «О гражданской обороне».
3-е лицо – УФРС по Пермскому краю в отзыве указало, что в ЕГРП 14.05.1999 на основании плана приватизации внесена запись о праве собственности ОАО «Эвестур» на нежилое помещение общей площадью 9156,7 кв.м (лит.Б), расположенного по адресу: <...>. 14.05.1999 право собственности на объект зарегистрировано за Пермской областью. 04.03.2002 зарегистрировано право оперативного управления за ГУ «Имущественное казначейство Пермской области». 17.09.2004 внесена запись о разделении объекта на нежилое помещение общей площадью 796,8 кв.м и часть здания общей площадью 8359,9 кв.м. Запись о праве оперативного управления за ГУ «Имущественное казначейство Пермской области» на нежилое помещение общей площадью 796,8 кв.м актуальна.
3-е лицо – ГУ МЧС России по Пермскому краю – в отзыве указало, что спорное защитное сооружение является мобилизационным резервом, объектом гражданской обороны и относится исключительно к федеральной собственности (л.д.65-66).
3-е лицо – ГКУ «Имущественное казначейство Пермского края не явилось, отзыв не представило, что в силу ч.1,5 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора.
Истец настаивает на удовлетворении заявленных исковых требований.
Заслушав представителей сторон, 3-х лиц, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с данными Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним за Пермской областью (в настоящее время - Пермским краем) зарегистрировано право собственности на нежилые помещения (№ 1-42) в подвале 9-этажного здания (лит. Б) по адресу: <...> (кадастровый номер 59-01/2-000-003920-001-1001) общей площадью 796,8 кв.м. Право оперативного управления зарегистрировано за ГОУ «Имущественное казначейство Пермской области» (выписка из ЕГРП от 05.02.2009 – л.д.45).
Основанием для регистрации права собственности ответчика на спорное имущество явился договор купли-продажи от 03.09.1998 № 41, по которому Комитет по управлению государственным имуществом администрации Пермской области от имени администрации Пермской области приобрел у АООТ «Эвестур» в лице конкурсного управляющего ФИО6 здание 9-этажного административно-бытового корпуса № 2а с подвалом и техническим этажом общей площадью 8643,5 кв.м, находящееся по адресу: <...>.
На момент заключения сделки Комитет по управлению государственным имуществом администрации Пермской области осуществлял полномочия собственника и в отношении федерального имущества.
Истец, считая зарегистрированное право на спорный объект недействительным обратился в суд с рассматриваемым иском.
Согласно представленной истцом в материалы дела выписке из Реестра федерального имущества № 08-31-3506 от 21.05.2009 спорный объект недвижимого имущества внесен в реестр федерального имущества (л.д.10).
Распоряжением Пермского областного комитета по управлению имуществом от 23.11.1992 № 682-п путем приватизации федерального имущества на базе Пермского электротехнического завода создано АООТ «Эвестур». В соответствии со вторым разделом п.8 «Порядок и условия использования объектов, не включенных в уставной капитал; объектов, не подлежащих приватизации» (л.д.38) Плана приватизации предприятия предусматривалось, что мобилизационные мощности предприятия используются в соответствии с «Типовым договором на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки».
Департаментом электротехнической промышленности Министерства промышленности Российской Федерации по согласованию с отделами мобилизационного планирования и экономики Главного управления по оборонной промышленности и конверсии выдано заключение № 001488, согласно которому Пермский электротехнический завод подлежал приватизации за исключением части имущества, которая является мобилизационным объектом, резервом, мощностями (л.д.24).
24.07.1996 между АООТ «Эвестур» и Комитетом по управлению имущество Пермской области был заключен договор № 20 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, согласно которому АООТ «Эвестур» приняло на ответственное хранение имущество гражданской обороны. Помимо прочего, в состав имущества гражданской обороны, принятого АООТ «Эвестур» на ответственно хранение, вошло спорное защитное сооружение гражданской обороны (убежища противорадиационного укрытия) № 25/442 второго класса защиты, вместимостью 450 человек, общей площадью 796,8 кв.м (согласно данным технического паспорт убежища и учетной карточки ЗС ГО), расположенное в подвале 9-этажного здания по адресу: <...> (лит. Б), 1974 года постройки.
В настоящее время указанный объект гражданской обороны находится на ответственном хранении и в безвозмездном пользовании ООО «Западуралинтерстрой-Солмикс» по договору б/н от 14.10.2005 о правах и обязанностях в отношении объектов, имущества гражданской обороны и на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 07.10.1998 г. в административно-бытовом корпусе № 2а с подвалом и техническим этажом по ул.Стахановской № 54 в г.Перми в подвале (лит.Б) на площади 796 кв.м расположены убежище, оперативный зал, разведывательная часть, комната шифровальщиков, вспомогательные помещения. Согласно выписке из технического паспорта на здание административно-бытового корпуса с подвалом и техническим этажом по ул.Стахановской, 54, в г.Перми по состоянию на 12.11.2001 на площади 796,8 кв.м находится убежище, комната ГО, кабинет шифровальщиков, вспомогательные помещения.
Согласно паспорту убежища № 442 (00285-25) нежилое помещение является противорадиционным укрытием второго класса защиты, вместимостью 450 чел., общей площадью 796,8 кв.м, расположено в подвале 9-этажного здания по адресу: <...> (лит.Б).
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление) установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В разделе IIIПриложения 1 к Постановлению указаны объекты исключительно федеральной собственности - защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Кроме того, в соответствии с п. 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 к федеральной собственности относятся защищенные объекты органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны, материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения.
Таким образом, поскольку на момент разграничения государственной собственности на федеральную, государственную и муниципальную в соответствии с указаниями п. 3 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, спорное здание общей площадью 796,8 кв.м в подвале 9-этажного здания (лит.Б) по адресу: <...>, являлось защитным сооружением гражданской обороны, предназначенными для использования в особый период, то в силу прямого указания закона данное здание относится к объектам федеральной собственности.
Следует также отметить, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие правомерность владения и отчуждения АООТ "Эвестур" ответчику спорного имущества по договору от 03.09.1998.
Из изложенного следует, что при приобретении ответчиком спорного объекта недвижимого имущества, являющегося защитными сооружениями гражданской обороны - убежищем, в собственность субъекта РФ были нарушены государственные интересы, поскольку объекты гражданской обороны имеют стратегическое значение для государства, служат для поддержания в надлежащем состоянии обороноспособности страны и отнесены исключительно к федеральной собственности.
При таких обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1.1. п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным зарегистрированное право собственности Пермского края на нежилые помещения общей площадью 796,8 кв.м, расположенные в подвале 9-этажного здания (лит.Б) по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ruили Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья И. Е. Ремянникова