Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
11 октября 2007 года Дело № А50-13563/2007-А18
Резолютивная часть решения объявлена 11 октября 2007 года. Полный текст решения 11 октября 2007 года
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи О. Г. Власовой,
При ведении протокола судебного заседания судьей О. Г. Власовой
Рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Россохи»
о признании незаконным Постановления № 23 от 13.09.2007 года о назначении административного наказания
заинтересованное лицо – Управление Роснедвижимости по Пермскому краю Чусовской территориальный отдел
При участии представителей сторон: от заявителя ФИО1 доверенности от 01.10.2007 года, паспорт, от административного органа ФИО2 доверенность от 05.10.2007 года № 03-7/98, паспорт
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 23 от 13.09.2007 г. вынесенного Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю Чусовской территориальный отдел. Указанным постановлением Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения – использовании земельных участков без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и привлечен к ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Требования заявитель мотивировал тем, что срок на переоформление права постоянного бессрочного пользования Федеральным законом от 27 декабря 2005 года № 192-ФЗ продлен до 01 января 2008 года, следовательно, до этой даты использование земельных участков без документов не является правонарушением, кроме того, предприятием предприняты все необходимые меры в целях недопущения совершения правонарушения, а именно имели место письменные обращения к органам власти с просьбой оформить документы, а также на часть земель заключен договор аренды. Предприятие относится к категории сельскохозяйственных, и находится в трудном финансовом положении, а оформление документов на землю требует значительных финансовых затрат. В судебном заседании представитель Заявителя на требованиях настаивает.
Административный орган с заявленными требованиями не согласен, считает, что оспариваемое постановление законно и обосновано, а доводы Заявителя надуманными. Просит суд отказать заявителю в удовлетворении его требований.
Суд, заслушав стороны и исследовав материалы дела, установил.
Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю на основании распоряжения от 31.08.2006 № 28 проведена проверка соблюдения земельного законодательства МУП «Россохи» на землях сельскохозяйственного назначения, используемых предприятием. По результатам проверки оформлен акт от 07 сентября 2007 года.
В ходе проверки выявлено нарушение земельного законодательства, выразившееся в том, что 1. на используемый сельскохозяйственный земельный участок площадью 1267 га договора аренды отсутствуют;
2. правоустанавливающие документы на землю расположенную под переданным в хозяйственное ведение недвижимым имуществом, находящимся на территории Никифоровского сельского поселения и вне границ населенных пунктов на землях сельскохозяйственного назначения (здания конторы, столовой АЗС, зернохранилищ, склады минеральных удобрений, кровники деревянные, семякомплекс, свинарник территория РММ) площадью 1 7860 кв. метров, не оформлены.
Акт вручен законному представителю предприятия под роспись.
07.09.2007 года в присутствии законного представителя предприятия составлен протокол об административном правонарушении, где сделан вывод о том, что действия Заявителя подпадают под ст. 7.1 КоАП РФ.
13 сентября 2007 года в присутствии директора предприятия Управлением Роснедвижимости по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление № 23, согласно которому МУП признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося использовании земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Заявитель с указанным постановлением не согласен, в связи с чем, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.
Из данной нормы следует, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
В соответствии с толкованием понятия "самовольное занятие земель", данным в приложении 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной Приказом Министерства от 25.05.1994 N 160 и зарегистрированной в Минюсте России, самовольным занятием земель является пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.
Согласно ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, определенным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен ст. 30 Земельного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что МУП зарегистрировано в качестве юридического лица 10 марта 2000 года. Учредителем предприятия является муниципальное образование г.Чусовой, которое передало Заявителю имущество (в том числе недвижимое) на праве хозяйственного ведения на основании договора № 59 от 18 марта 2000 года и акта от 13 марта 2000 года. Земельные участки, на которых расположено недвижимое имущество предприятию не передавались, распоряжений об их закреплении за Заявителем не издавалось. Кроме того, предприятием используется 2500 га пашни, однако договор аренды заключен только на 1 269 га.
Событие правонарушения подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства от 07.09.2007 года, протоколом осмотра территории от 07.09.2007 года и приложенной к нему фототаблицей; планом – схемой расположения объектов недвижимости заявителя; актом использования земель (пашни) в МУП «Россохи» в 2007 года, утвержденным директором предприятия, договором не передачу имущества на праве хозяйственного ведения № 589 от 13 марта 2007 года, актом приемки-передачи имущества, закрепляемого за МУП на праве хозяйственного ведения, перечнем основных средств по состоянию на 01.01.2007 года, и по существу не оспаривается заявителем.
Ссылка Заявителя на право оформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком до 01.01.2008 года, судом исследована и отклоняется, как не нашедшая подтверждения материалами дела.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административном правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Как пояснил в судебном заседании представитель Заявителя, спорными земельными участками предприятие пользуется с 2000 года.
Однако, как установлено судом, каких либо мер направленных на оформление прав на земельные участки заявителем не предпринималось.
Ссылка Заявителя на письмо к главе Никифоровского сельского поселения от 16 января 2007 года, судом отклоняется, так как после получения 22.01.2007 года ответа с указанием надлежащего адреса обращения с заявленным вопросом, предприятием какие либо меры не предпринимались. Обращение к начальнику по имущественным и земельным отношениям имело место только после ознакомления с распоряжением о проведении проверки.
Предоставление в аренду земельного участка подразумевает совершение землепользователем действий, направленных на заключение договора аренды земельного участка: подача заявления в орган местного самоуправления об установлении границ земельного участка, подача заявления в землеустроительную организацию об установлении границ земельного участка на местности (межевание земельного участка), подача заявления о проведении кадастрового учета земельного участка в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет земель, подача заявления в орган местного самоуправления о заключении договора аренды земельного участка (с приложением к нему кадастрового плана), подача заявления о проведении государственной регистрации договора в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
Доказательств того, что предприятием были предприняты указанные выше необходимые и достаточные меры для оформления прав на земельные участки, суду не представлено
Довод Заявителя о тяжелом финансовом положении, судом отклоняется ввиду отсутствия доказательств осуществления заявителем каких либо действий, исполнение которых было приостановлено либо прекращено в виду отсутствия средств.
Изложенные обстоятельства свидетельствует о наличии вины предприятия в совершении административного правонарушения в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
На основании вышесказанного суд приходит к выводу о том, что состав правонарушения по ст. 7.1 КоАП РФ в действиях (бездействии) МУП «Россохи» административным органом доказан, процедура привлечения к ответственности судом проверена и признана соответствующей требованиям Кодекса об административных правонарушениях РФ, в связи с чем оснований для удовлетворения требований предприятия не имеется.
Руководствуясь статьями 167- 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований об отмене постановления 23 от 13.09.2007г. вынесенного Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю Чусовской территориальный отдел о назначении административного наказания муниципальному унитарному предприятию «Россохи», ОГРН <***>, место нахождения 618221 Пермский край Чусовской район с.Никифорово, по ст. 7.1 КоАП РФ, отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного ссуда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo. arbitr.ru.
Судья О. Г. Власова