ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-13611/14 от 13.10.2014 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

«14» октября 2014 года

Дело № А50-13611/2014

Резолютивная часть решения суда объявлена 13 октября 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 14 октября 2014 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи И.В. Байдиной, осуществляя аудиозапись, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции дело по дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пермгазэнергосервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>) с требованием:

признать незаконным предписание № П-29-06/0022 от 24.04.2014

При участии:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 06.10.2014, предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность №23 от 22.05.2014, предъявлен паспорт.

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Пермгазэнергосервис» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным предписаниz Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю (далее по тексту – заинтересованное лицо, управление) № П-29-06/0022 от 24.04.2014, которым заявителю в срок до 21.07.2014 предписано устранить нарушения 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту – Закон № 152-ФЗ).

Представитель общества в судебном заседании при рассмотрении спора по существу поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в письменных дополнениях к нему, пояснив, что персональные данные используются заявителем, в связи с исполнением договора заключенного в устной форме между потребителями и заявителем, следовательно, заявитель освобождается от обязанности предоставить сведения об источнике получения персональных данных. Отсутствие сведений об источнике персональных данных, не ограничивает право заявителя на обработку этих персональных данных, в том числе на их передачу платежному агенту ОАО «Пермэнергосбыт». Указывает на то, что в рамках проверки заявитель представлял письменные пояснения с подтверждающими доказательствами, а именно протокол общего собрания собственников жилых помещений в доме по адресу <...> о выборе в качестве способа управления непосредственное управление, а также реестры отправки указанным лицам проектов договоров.

Представитель Управления требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве от 23.09.2014 (т. 1, л.д. 18-22), пояснив, что общество осуществляет обработку персональных данных граждан собственников помещений, полученных неустановленным способом, без их согласия в нарушение норм закона.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

На основании требования прокуратуры Пермского края от 07.04.2014 г. № 7/2-68-2014, управлением 24.04.2014 была проведена внеплановая выездная проверка общества, по итогам которой составлен акт от 24.04.2014 № А-59-06/0129 и вынесено предписание об устранении выявленного нарушения №П-59-06/0022 (т.1, л.д. 14).

Общество не согласилось с законностью выданного предписания, и обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

В силу ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в том числе, с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

Частью 3 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ предусмотрено, что оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее - поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов выездной проверки, Заявителем предоставляются услуги теплоснабжения, горячего водоснабжения гражданам, проживающим в <...> д. 25.

Собственниками жилых помещений выбран способ управления многоквартирным домом: непосредственное управление, от своего имени. Письменные договоры горячего водоснабжения, теплоснабжения с каждым из собственников помещений, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, за исключением двух лиц заключены не были, письменное согласие указанных лиц на обработку персональных данных оператором не получено.

В целях осуществления расчетов за жилищно-коммунальные услуги ООО «ПГЭС» (Принципал) заключен с ОАО «Пермэнергосбыт» (Агент) агентский договор от 19.03.13 г. № 123-191/13, по условиям которого общество поручило своему агенту совершать следующие действия: осуществлять расчет объема и стоимости жилищно-коммунальных услуг, потребленных потребителями при использовании жилого помещения, и пени за просрочку их оплаты, а также начисление сумм к оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги; формирования и ведения базы данных ООО «ПГЭС» по потребителям, включая сведения о начислении сумм оплаты за жилищно-коммунальные услуги и учете сумм поступивших платежей в размере оказываемых услуг; формирование общего счета-квитанции по жилищно-коммунальным услугам, его печать и направление потребителям, в том числе с информацией, включаемой в квитанцию в соответствии с законодательством и (или) по указанию Принципала ( п. 1.2 договора). Во исполнение условий договора ОАО «Пермэнергосбыт» направляло гражданам, проживающим по указанным адресам, уведомления об оплате суммы долга, в которых были указаны их персональные данные, сведения о размере задолженности за жилищно-коммунальные услуги

Согласия граждан на передачу персональных данных третьему лицу получено не было.

В соответствии с ч. 2 ст. 164 ЖК РФ договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

В силу ч. 8 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Таким образом, в случае наличия письменного договора, заключенного между собственником помещений и ресурсоснабжающей организацией, согласия субъекта на обработку его персональных данных не требуется, поскольку это необходимо для исполнения договора (п. 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ). В остальных случаях в целях обработки персональных данных оператор должен получить согласие субъектов персональных данных, что соответствует требованиям ст. 6 Федерального закона №с 152-ФЗ.

Доводы заявителя о том, что указанные договоры могут заключаться путем совершения конклюдентных действий ( ст. 540 ГК РФ), а потому такое согласие не требуется, не приняты во внимание арбитражным судом,

поскольку это противоречит ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ.

Судом оценены и не приняты во внимание доводы заявителя о том, что согласия граждан на передачу персональных данных для обработки третьему лице не требовалось.

Действительно, ч. ч. 15, 16 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

  Однако, заявителем не учтено, что лица, передающие персональные данные агентам для расчетов с гражданами за жилищно-коммунальные услуги в порядке ст. 155 ЖК РФ, располагают ими по основаниям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона № 152-ФЗ.

В противном случае они не вправе осуществлять не только передачу персональных данных, но и их обработку.

В соответствии со ст. ст. 7, 9 Федерального закона № 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

Поскольку заявителем, являющемся оператором, осуществляющем обработку персональных данных, нарушены не только условия и принципы обработки персональных данных, но и порядок их получения, закрепленные в Федеральном законе № 152-ФЗ, оспариваемое предписание является законным и обоснованным.

Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Бремя уплаты государственной пошлины ложится на заявителя (2000,00 руб., уплаченных по платежному поручению № 3089 от 17.10.2013 и возвращенных судьей Аликиной Е.Н. на основании Справки на возврат госпошлины от 26.05.2014г.).

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья И.В. Байдина