ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-13920/12 от 19.09.2012 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

«21» сентября 2012года № дела А50 - 13920/2012

Резолютивная часть объявлена 19.09.2012г.

В полном объеме решение изготовлено 21.09.2012г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Байдиной И.В., осуществляя аудиозапись, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Власовой К.А., рассмотрев в заседании арбитражного суда первой инстанции дело по заявлению открытого акционерного общества «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) с требованием:

-признать незаконным и отменить предписание от 19.06.2012г. №001/2012

При участии:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 23.04.2012г. (т.1, л.д.14), предъявлен паспорт;

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности от 10.01.2012г., предъявлено служебное удостоверение.

Установил:

Открытым акционерным обществом «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (далее по тексту - ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», общество, заявитель) оспаривается предписание № 001/2012 от 19.06.2012, вынесенное Государственной инспекцией вневедомственного контроля Пермского края (далее по тексту - Инспекция, заинтересованное лицо).

Заявителем оспаривается акт ненормативного характера, а в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) подобные споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Оспариваемое предписание датировано 19.06.2012, а заявление направлено в арбитражный суд почтовой связью 10.07.2012 (т.1, л.д.15), т.е. процессуальный срок обществом соблюден.

Требования изложены обществом в заявлении (т.1. л.д.5-7).

Заинтересованное лицо в удовлетворении требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т.1, л.д.36-39).

Как следует из материалов судебного дела, в График проведения государственного годового техосмотра тракторной техники у юридических лиц на 2012 год включено ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» (т.1, л.д.46).

17.04.2012 предприятию вручено извещение о проведении техосмотра (т.1, л.д.40). Ответственному за эксплуатацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним следовало представить паспорта самоходных машин (прицепов) и платежные поручения (с отметкой банка) об оплате государственной пошлины (т.1, л.д.40).

В Акте государственного технического осмотра группы машин от 22.06.2012 зафиксировано, что на балансе состоит 38 единиц техники, представленных на технический осмотр в полном объеме. Из них соответствуют техническим требованиям только 34 единицы, а 4 не прошли технический осмотр, т.к. не соответствуют требованиям безопасной эксплуатации (т.1, л.д.41).

По итогам проверки обществу предписано осуществить постановку на государственный учет двух электротележек и обеспечить получение водителями электротележек удостоверения тракториста с открытой категорией «В» и разрешительной записью «Водитель электротележки (электропогрузчика)» (т.1, л.д.11).

Полагая, что предписание № 001/2012 от 19.06.2012 незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив в совокупности доводы сторон и имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

При рассмотрении требований о признании недействительным предписания государственного органа в предмет доказывания входит наличие у органа, издавшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие содержания предписания требованиям действующего законодательства и отсутствие нарушенных прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено предписание (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В момент проведения техосмотра на территории Пермского края действовало Положение о государственной инспекции вневедомственного контроля Пермского края, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 29.02.2008 N 33-п (далее по тексту - Положение).

Согласно Положению, Инспекция как орган исполнительной власти Пермского края, осуществляющий функции регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, наделена полномочиями по проведению периодических государственных технических осмотров и выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в подконтрольной сфере.

Согласно пункту 4 Порядка проведения государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, зарегистрированных органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2002 N 117 (далее по тексту - Порядок проведения государственного технического осмотра), государственный технический осмотр машин проводится ежегодно. При этом пунктом 8 установлено, что Органы гостехнадзора проводят государственный технический осмотр машины, принадлежащей юридическому лицу, после предъявления удостоверения с отметкой, подтверждающей наличие права на управление закрепленной в установленном порядке за водителем машиной, предъявленной на государственный технический осмотр; регистрационный документ на машину и медицинскую справку установленной формы о годности водителя к управлению машиной.

При проведении ежегодного технического осмотра 19.06.2012 установлено, что на территории предприятия эксплуатируются две электротележки модели «ЭТ-1210», не состоящие на государственном учете и водители электротележек не имеют удостоверений тракториста с открытой категорией «В».

Способ выявления нарушения внеплановой проверкой не является, полномочия должностным лицом не превышены. Назначение и проведение государственного технического осмотра осуществлено в соответствии с Порядком проведения государственного технического осмотра и в пределах компетенции контролирующего органа.

Поэтому несостоятельна ссылка заявителя на положения статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлены параметры автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, подлежащих государственной регистрации. Автомототранспортные средства и другие виды самоходной техники подлежат регистрации, если рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см или максимальная мощность электродвигателя более 4 кВт (пункт 1 постановления № 938).

К компетенции органов гостехнадзора отнесена регистрация транспортных средств имеющих максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенных для движения по автомобильным дорогам.

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке их зарегистрировать (пункт 3 постановления № 938).

Понятие самоходных машин приведено в пункте 2 Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999г. № 796 (далее по тексту - Правила допуска к управлению самоходными машинами). Под самоходными машинами в Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб.см или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).

Начиная с 1 ноября 2011 года право на управление самоходными машинами подтверждается одним из следующих документов:

Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста);

Временное удостоверение на право управления самоходными машинами;

Временное разрешение на право управления самоходными машинами;

Управление самоходной машиной лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего наличие у него права на управление самоходными машинами, запрещается (пункт 3 Правил допуска к управлению самоходными машинами).

Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) категории «В» подтверждает наличие права на управление гусеничными и колесными самоходными машинами с двигателем мощностью до 25,7 кВт (пункт 4 Правил допуска к управлению самоходными машинами).

Отсутствие государственной регистрации в органах гостехнадзора самоходной техники не позволяет проводить контроль за ее техническим состоянием. Достоверные данные об отсутствии технических неисправностей

могут быть предоставлены контролирующему органу только после проведения технического осмотра.

Электротележки модели «ЭТ-1210» приобретены ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» 07.11.2011 (т.1, л.д.57-58). Мощность двигателя электротележек 7,5 кВт, максимальная конструктивная скорость 9 км/час (т.1, л.д.57-58). Параметры электротележек подпадают под требования приведенных выше Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и Правил допуска к управлению самоходными машинами.

Поэтому спорные транспортные средства подлежат регистрации, а водители электротележек обязаны получить в установленном порядке удостоверение тракториста-машиниста категории «В».

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства на которые они ссылаются как на основание своих требований.

Несостоятельна ссылка заявителя на пункт 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия 16.01.1995, т.к. электротележки, приобретенные ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», снабжены не двигателем внутреннего сгорания объем которого измеряется в см.куб, а электродвигателем, т.е. следует исходить из мощности электродвигателя, которая измеряется в кВт.

Поэтому в паспорте самоходной машины и других видов техники, представленных ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», отсутствует такой показатель как рабочий объем двигателя в куб.см (т.1, л.д.57-58).

Рабочий объем двигателя в куб.см и мощность двигателя в кВт указывается только в паспорте транспортного средства, а спорные тележки являются самоходной техникой.

При решении вопроса о постановке на государственный учет заявитель ошибочно руководствовался Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008099, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999г. № 18, т.к. данные Правила устанавливают единые требования к условиям, охране и безопасности труда при эксплуатации напольного безрельсового колесного транспорта.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств:

1). несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам

2). нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Два юридически значимых обстоятельства судом первой инстанции не установлены, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В связи с изложенным выше в совокупности требования удовлетворению не подлежат и заявителю не возвращается государственная пошлина, уплаченная им в размере 2000 рублей по платежному поручению № 5865 от 05.07.2010 (т.1, л.д.10).

Руководствуясь ст.ст. 167-170,176, 181 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении требований отказать.

2.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

3.Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на официальном сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет: www. 17aas.arbitr.ru».

Судья И.В. Байдина