Арбитражный суд Пермского края
Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
27 июля 2022 г. Дело № А50- 13932/2022
Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 27 июля 2022 г.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вавиловой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Обориной И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Пермского межрайонного природоохранного прокурора
к лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении – обществу с ограниченной ответственностью «ЭКО» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя – ФИО1, служебное удостоверение;
от заинтересованного лица – ФИО2, паспорт, доверенность от 01.07.2022,
установил:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор (далее – заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «ЭКО» (далее – ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс). Заявление административного органа мотивировано тем, что общество осуществляет лицензируемую деятельность в сфере обращения с отходами с грубым нарушением лицензионных требований.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Общество отзыв на заявление не представило, представитель в судебном заседании против выявленных нарушений не возражал, просил при вынесении наказания учесть, что правонарушение совершено обществом впервые, нарушения устранены, общество является субъектом малого предпринимательства, в связи с чем полагает возможным заменить штраф на предупреждение.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Согласно представленному суду постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенному Пермским межрайонным природоохранным прокурором в отношении общества по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, ответчик имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, размещению (в части захоронения) отходов IV класса опасности, транспортирования отходов III-IV класса опасности от 01.11.2016 № (59)-2041-СТР.
Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании решения от 18.04.2022 № 61 совместно со специалистом Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка исполнения ООО «ЭКО» законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о лицензировании, об охране атмосферного воздуха, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В ходе проверки установлено, что между Администрацией Нытвенского городского округа и ООО «ЭКО» заключено концессионное соглашение от 17.12.2010 № 51, объектом которого является полигон утилизации твердых бытовых и промышленных отходов для Нытвенского муниципального района (59:26:2470101:26). Полигон как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, поставлен на государственный учет в федеральный реестр 06.05.2021 под № 57-0159-002539-П, категория объекта - П-я, категория риска – значительная (3), включен в государственный реестр объектов размещения отходов под № 59-00101-З-00170-030417.
Согласно приказу общества от 11.01.2016 № 1 ответственными за деятельность по обращению с опасными отходами назначены ФИО3, ФИО2 Приказом от 11.01.2016 № 2 ответственным за допуск работников к деятельности по обращению с отходами назначен ФИО2 (свидетельство о прохождении обучения по программе «Профессиональная подготовка лиц на право работы с опасными отходами» №363/2007).
Лица, допущенные к работе по обращению с отходами производства и потребления, и прошедшие обучение по программе «Профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IV классов опасности»: ФИО4 (удостоверение от 19.02.2016 № 263-у), ФИО5 (удостоверение от 19.02.2016 № 264-у), ФИО6 (удостоверение от 19.02.2016 № 266-у), ФИО7 (удостоверение от 19.02.2016 № 265-у), ФИО3. (свидетельство № 306/2007).
В рамках выездной проверки 28.04.2022 проведен осмотр хозяйственной зоны и рабочих карт полигона. На момент осмотра на 1 карте полигона работал бульдозер под управлением ФИО8, который выполнял работы по разравниванию и уплотнению отходов (трудоустроен в ООО «ЭКО» с 07.05.2012). При этом указанное лицо, фактически допущенное к обращению с отходами I-IV классов опасности, выполняло работу без прохождения обучения и получения документа о квалификации, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности.
Постановление вынесено в присутствии законного представителя ответчика – директора общества ФИО3, которому разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, вручена копия постановления (л.д.8-10).
Для привлечения общества к административной ответственности в соответствии со ст. ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ прокурор направил заявление с приложенными к нему постановлением и материалами проверки в арбитражный суд.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде штрафа для юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием №1 к указанной норме закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Закона № 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее - Закон № 99-ФЗ).
В ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены следующие понятия:
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
- твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу п. 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности.
В соответствии с подп. «е» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждённого постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 (далее - Положение о лицензировании), лицензионным требованием к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления работ по размещению отходов I-IV классов опасности, является, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности, в соответствии с требованиями ст. 15 Закона № 89-ФЗ.
Согласно подп. «а» п. 4 Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований является отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) - индивидуального предпринимателя и работников соискателя лицензии (лицензиата), допущенных к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I-IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I-IV классов опасности, в соответствии с требованиями ст. 15 Закона № 89-ФЗ, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона № 99-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 19.2 Закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Факт нарушения обществом лицензионных требований при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выразившееся в допуске к обращению с отходами (размещение (в части захоронения) отходов IV класса опасности) работника, не имеющего профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV класса опасности, подтверждается материалами дела об административном правонарушении и обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что в действиях общества имеется событие правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10), юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями.
Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде, не пропущен.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности. Следовательно, применение положений данной статьи является не обязанностью, а правом суда.
В соответствии с пунктом 18 Постановления № 10 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Кроме того, в пункте 18.1 Постановления № 10 дополнительно указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Общество не представило доказательств существования исключительных обстоятельств, позволяющих расценивать совершенное им правонарушение в качестве малозначительного.
Следовательно, суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из обстоятельств дела, суд считает возможным изменить меру наказания в отношении Общества.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Поскольку правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, обществом совершено впервые, (доказательств обратного заявителем не представлено), судом установлено, что ответчик является субъектом малого предпринимательства, отягчающие ответственность обстоятельства отсутствуют, а иные обстоятельства, поименованные в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, не усматриваются по материалам дела, то назначение наказания в виде предупреждения, будет соразмерным и отвечающим целям наказания за административное правонарушение.
Руководствуясь ст. ст. 168-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «ЭКО» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края
Судья Н.В. Вавилова