ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-14167/2011 от 06.09.2011 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Луначарского, 3, г. Пермь, 614990

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

8 сентября 2011 года

Дело № А50-14167/2011

Резолютивная часть решения оглашена 06.09.2011г.,

Полный текст решения изготовлен 08.09.2011г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Н.В.Якимовой

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.В.Пономаревой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОВД по Чайковскому муниципальному району Пермского края

к Индивидуальному предпринимателю ФИО1,

о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей:

от заявителя - не явились, извещены надлежащим образом,

от ответчика - ФИО2, предъявлен паспорт, доверенность от 07.02.2011г.,

установил:

ОВД по Чайковскому муниципальному району Пермского края обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП ФИО3 к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Заявление мотивировано тем, что предприниматель осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии).

Заявитель, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени судебного разбирательства, не явился, представителей в суд не направил. В порядке ч.3 ст.156 АПК РФ неявка заявителяне препятствует рассмотрению спора в его отсутствие.

Представитель предпринимателя возражает, пояснил, что ИП ФИО1 деятельность по организации и проведению азартных игр не осуществляет, договоры аренды помещения и оборудования расторгнуты в апреле 2011г., представил копии подтверждающих документов. Указал также, что с 30.03.2011г. в штате предпринимателя работники не числятся, факт игры на оборудовании проверяющими не зафиксирован, выводы сделаны только со слов понятых.

Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд установил:

ОВД по Чайковскому муниципальному району Пермского края 20.06.2011г. проведена проверка деятельности ИП ФИО3 на предмет соблюдения законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

В ходе контрольных мероприятий инспектором ОВД по Чайковскому муниципальному району Пермского края в присутствии понятых произведен осмотр помещения игрового зала «Конъон», расположенного по адресу: <...>, находящихся там вещей и документов, о чем 20.06.2011г. составлен соответствующий протокол (л.д.12).

В результате осмотра установлено, что в помещении находятся 11 единиц аппаратов, которое согласно протоколу осмотра (л.д.21), в соответствии со ст.27.10 КоАП РФ изъято.

По результатам проверки инспектором ОВД по Чайковскому муниципальному району Пермского края составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2011г., ответственность за которое установлена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ (л.д.7).

В протоколе содержатся выводы об осуществлении предпринимателем деятельности по проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, чем нарушены положения Закона от 29.12.2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее – Закон об азартных играх).

С заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности ОВД по Чайковскому муниципальному району Пермского края обратилось в арбитражный суд.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В соответствии с п.104 ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензирова­нии отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах отнесена к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Подпунктами 1,5 ст.4 Закона об азартных играх определено, что азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Организатор азартной игры – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.

Исходя из общих понятий, установленных в ст. 4 Закона об азартных играх, деятельность по организации и проведению азартных игр – это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 5 Закона об азартных играх деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.3 Закона об азартных играх государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.

Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений (ст. 4 Закона об азартных играх).

Статьей 13 Закона об азартных играх установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.

Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Закона об азартных играх).

Вне игорных зон действующим законодательством разрешена деятельность юридических лиц по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с подп.104 п.1 ст.17 Закона о лицензировании подлежит лицензированию.

В соответствии с п.2 ст.14 Закона об азартных играх букмекерские конторы и тотализаторы могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации. Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007г. №451.

Из материалов дела судом установлено, что в помещении клуба, расположенного по адресу: <...>. осуществляется деятельность по проведению азартных игр.

В ходе проверки ОВД по Чайковскому муниципальному району Пермского края установлено наличие в указанных помещениях 11 аппаратов развлекательного оборудования внешний вид которых соответствует игровым автоматам, а именно: имеют клавиатуру, с помощью которой производятся игровые манипуляции, и мониторы.

Проверкой установлено, что принцип работы автомата (устройства) аналогичен принципу работы игрового автомата с денежным выигрышем, имеется компьютерная видеоигра. Основным блоком управления является игровая плата, аналогичная по строению, принципу воспроизведения игровых программ игровой плате игрового автомата с денежным выигрышем, игровая плата содержит под собой скрытые алгоритмы и программы. Единственным отличием данного автомата от игрового автомата с денежным выигрышем является то, что игрок не опускает деньги в купюроприемник. Для принятия участия в игре на автомате игроку необходимо отдать любую денежную сумму оператору зала, за аренду оборудования, которая, в свою очередь, на указанную сумму на автомате с помощью специального ключа выставляет соответствующее количество кредитов.

Таким образом, в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что фактически выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса оборудования, без участия организатора или его работников, и в последующем вручается клиенту непосредственно владельцем игрового оборудования ввиду механического удаления. Данные действия свидетельствуют об использовании предпринимателем оборудования, которое подпадает под признаки игрового.

Вместе с тем, в материалах дела не представлены доказательства непосредственного представления предпринимателем оборудования в пользование посетителям клуба, факты принадлежности спорного развлекательного оборудования предпринимателю и его эксплуатации им (установка и использование) административным органом не доказаны.

Как следует из пояснений представителя ответчика 01.04.2011г. ИП ФИО1 договоры аренды помещения и оборудования расторгнуты, согласно акту приема передачи оборудование возвращено владельцу, представлены подтверждающие документы, сотрудники в штате предпринимателя отсутствуют.

Из представленных объяснений посетителя клуба (л.д.24) нельзя однозначно установить, что им осуществлялась игра на оборудовании, принадлежащем ответчику, факт передачи денежных средств сотруднику предпринимателя посетителями не подтвержден. Таким образом, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ административным Ораном не доказан.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований административного органа и привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности.

В соответствии с ч.3 ст.29.10 КоАП РФ судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должен решить вопрос об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, независимо от привлечения лица к административной ответственности. Согласно п.1 ст.3 указанной статьи вещи, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

Из материалов дела не представляется возможным установить законного владельца игрового оборудования, имеются лишь представленные представителем ответчика безвозмездный договор аренды оборудования от 01.12.2010г., соглашение о его расторжении от 01.4.2011г. и акт приема от 01.04.2011, согласно которым оборудование ИП ФИО1 возвращено собственнику ФИО4 Вместе с тем, нет сведений о том, в чьем ведении оборудование находилось в момент проверки, таким образом. образом оборудование подлежит возврату по месту его изъятия - игровой зал «Каньон» по адресу: <...>.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ОВД по Чайковскому муниципальному району о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ отказать.

В силу ст.29.10 КоАП РФ возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 вещи, изъятые по протоколу осмотра от 20.06.2011г., а именно: электронное оборудование с серийными номерами 0101164, 0101134, 010214, 0101095, 0101185, 090808151, 000188, 000173, 000184, 2 автомата без табличек, всего 11 единиц.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья Н.В. Якимова