ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-14556/06 от 18.10.2006 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

20 октября 2006г. А50-14556/2006-А8

Резолютивная часть решения объявлена 18.10.2006г.

Решение в полном объеме изготовлено 20.10.2006г.

Арбитражный суд в составе судьи Борзенковой И.В.

при ведении протокола судьей

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению заместителя Прокурора Пермского края

к УФНС РФ по Пермскому краю

с участием третьих лиц : ФГОУ среднего профессионального образования «Кунгурский автотранспортный колледж» и ФНС РФ

о признании недействительным решения

В заседании приняли участие:

От заявителя: ФИО1 ( удостоверение № 120006/960)

от ответчика: ФИО2 (дов от 01.08.2006г. № 09-61, паспорт), ФИО3 (дов от 1.08.2006г. №09-60, паспорт)

от третьих лиц: 1) ФИО4 (дов в деле от 18.10.2006г. №82, паспорт)

2) не явился (уведомлен надлежащим образом о месте и времени заседания)

Заместитель прокурора Пермского края обратился в арбитражный суд Пермской области с заявлением о признании недействительным решения УФНС РФ по Пермскому краю от 09.06.2006г. № 17-10/16 об отказе ФГОУ среднего профессионального образования «Кунгурский автотранспортный колледж» в предоставлении отсрочки по налогу на имущество организаций и земельному налогу. Свои требования заявитель мотивирует тем, что при отсутствии обстоятельств, установленных п.1 ст. 64 НК РФ, в соответствии с п. 7 ст. 64 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в изменении срока уплаты налога в связи с недофинансированием. В нарушение положений п.6,7 ст. 64 НК РФ данное решение не было согласовано с соответствующими финансовыми органами При вынесении данного решения УФНС РФ превысило свои полномочия , поскольку в силу положений ст. 63, 64 НК РФ органом , принимающим решение об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов, является налоговый орган по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. При предоставлении налогоплательщиком копий писем федерального агентства по образованию от10.04.2006г. №10-55-1804/10-08, ФНС РФ от 05.04.2006г. № ММ-15-19/377, справки отделения казначейства, карточек лицевых счетов у ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении отсрочки ввиду отсутствия документов, подтверждающих недофинансирование из федерального бюджета.

Управление ФНС РФ по Пермскому краю заявленные требования не признает, поскольку из буквального и системного толкования п.2 ст. 62, п.1 ст. 64 и п.7 ст. 64 НК РФ следует, что прежде чем устанавливать наличие обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, налоговый орган обязан установить наличие оснований для предоставления отсрочки .. В соответствии с п.2.2 Приказа ФНС РФ от 30.03.2005г. № САЭ-3-19/127 и п. 6.8 Положения об Управлении ФНС России по Пермскому краю принятие решения о предоставлении отсрочек по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также пени относится к компетенции Управления ФНС РФ по субъекту РФ по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.

ФГОУ среднего профессионального образования «Кунгурский автотранспортный колледж» поддерживает заявленные требования в полном объеме , поскольку в силу положений ст. 78 ФЗ №189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006г.» в составе расходов федерального бюджета зарезервированы средства в объеме 19700000,0 тыс. руб. для компенсации расходов по уплате налога на имущество и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении. Средства на уплату налогов поступили от главного распорядителя (Федерального агентства по образованию) только за 1 квартал 2006г. Отказ в предоставлении отсрочки уплаты данных налогов повлек выставление межрайонной инспекцией ФНС РФ №5 по пермскому краю требований об уплате налогов и соответствующих сумм пеней, а также совершение действий по принудительному взысканию данных сумм.

ФНС РФ . надлежащим образом уведомленное о месте и времени заседания, отзыв не представила, требования по существу не оспорила.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил:

В соответствии со ст. 373 НК РФ с учетом изменений, вносимых в ст. 381 НК РФ Федеральным законом № 139-ФЗ от 11.11.2003г., а также положениями ст. 388 НК РФ с 1 января 2006г. ФГОУ СПО «Кунгурский автотранспортный колледж» является плательщиком налога на имущество организаций и земельного налога.

В силу положений ст. 379 и ст. 393 НК налоговым периодом по налогу на имущество организаций и земельному налогу признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Вместе с тем, п.7.4 Положения о налогообложении на территории муниципального образования г. Кунгур, утвержденного Решением Кунгурской городской Думы от 27.03.2003г. № 377 , предусмотрена уплата авансовых платежей по земельному налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода.

Как следует из материалов дела, 20 и 27 апреля .2006г. образовательным учреждением были представлены в МИФНС РФ №5 по Пермскому краю налоговые декларации по налогу на имущество организаций и земельному налогу за 1 квартал 2006г. Суммы доначисленного налога на имущества в размере 73503 руб. и земельного налога в сумме 61904 руб. уплачены в бюджет по платежным поручениям только в мае и сентябре 2006г.( л.д.72-87).

25.05.2006г. ввиду отсутствия достаточного финансирования по статье 290 «Прочие расходы» на уплату налога на имущество организаций и земельного налога ФГОУ СПО «Кунгурский автотранспортный колледж» обратилось в Управление ФНС РФ по Пермскому краю с заявлениями о предоставлении отсрочки по уплате налога на имущество организаций в сумме 60237 руб. и по земельному налогу в сумме 63126 руб. до 30.09.2006г. по основанию и на условиях, оговоренных п.п.2 п.2 ст. 64 НК РФ. (л.д.12-13).

Факт приложения документов. , поименованных в сопроводительном письме колледжа от 25.05.2006г. № 155/05-35(л.д.1), не оспаривается налоговым органом в ходе судебного разбирательства.

9.06.2006г. руководителем Управления ФНС РФ по Пермскому краю было принято решение № 17-10/16(л.д.9) об отказе ФГОУ СПО «Кунгурский автотранспортный колледж» в предоставлении отсрочки по уплате налога на имущество организаций в сумме 60237 руб. и земельного налога в сумме 63126 руб.

Основанием для отказа явилось непредставление документов, подтверждающих недофинансирование из федерального бюджета, а также отсутствие справки налогового органа по месту учета налогоплательщика об отсутствии оснований, исключающих изменение срока уплаты налогов, сборов и пени, определенных в п. 1 ст. 62 НК РФ.

При рассмотрении данного спора судом приняты во внимание следующие обстоятельства:

В силу положений ст. 61 НК РФ изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном настоящей главой, и в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов муниципальных образований - в части налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты соответствующих муниципальных образований.

При этом, срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

В силу положений п.1 ст. 62 НК РФ срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора предусмотрены в ст. 64 НК РФ , согласно которой отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Так в силу пп.2 п. 2 ст. 64 НК РФ одним из оснований предоставления отсрочки является задержка заинтересованному лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

Согласно п.5. ст. 64 НК РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

В силу положений п7. ст. 64 НК РФ при отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

Согласно положениям п.9 названной статьи решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Из материалов дела следует, что в соответствии со ст. 78 Федерального закона №189-ФЗ от 26.12.2005г. «О федеральном бюджете на 2006г.» в составе расходов федерального бюджета зарезервированы средства в объеме 19700000 тыс. руб. на уплату налога на имущество организаций и земельного налога федеральными органами государственной власти и учреждениями, находящимися в их ведении в связи с изменением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с 01.01.2006г.

Порядок распределения ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога установлен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2006г. №101 «О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2006г.».

Принимая во внимание длительность процесса формирования и согласования форм, предусмотренных Минфином РФ, на момент обращения учреждения с заявлением не были уточнены лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования бюджетных учреждений для уплаты названных налогов.. Фактическое поступление бюджетного финансирования планировалось не позднее третьего квартала 2006г.

Указанные обстоятельства подтверждаются письмами Федерального агентства по образованию от 10.04.2006г. №10-55-1804/10-08, ФНС РФ от 05.04.2006г. № ММ-15-19/377, справкой отделения казначейства, карточками лицевых счетов.(л.д.15-20).

По смыслу положений п.6 ст. 161, п.2 ст. 163 Бюджетного кодекса РФ бюджетные орагнизации , к которым относится заявитель, обязаны и вправе использовать бюджетные средства строго только по целевому назначению.

Нецелевое использование бюджетных средств влечет наложение штрафных санкций по ст. 289 БК РФ.

Кроме того, бюджетное финансирование расходов по уплате налогов не включает в себя оплату штрафных санкций и пени, начисленных за несвоевременное перечисление в бюджет.

Косвенным доказательством отсутствия надлежащего финансирования является принятие Законодательным собранием Пермской области Закона Пермского края № 3173-724 «О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермской области» , согласно ст. 1 которого в ст. 20 названного Закона внесены изменения в части сроков уплаты авансовых платежей по налогу на имущество.

Обстоятельства, , исключающие изменение срока уплаты налога, приведенные в п. 1 ст. 61 НК РФ, управлением не выявлены и не положены в основу принятия решения об отказа е в предоставлении отсрочки.

Доводы Управления о том, что заявление об изменении срока уплаты налога может быть подано только до наступления сроков уплаты налогов в бюджет бесспорно не подтверждаются положениями ст. 61. 63, .64 НК РФ, тем более, что все неустранимые сомнения , противоречия и неясности налогового законодательства должны трактоваться в силу положений п. 7 ст. 3 НК РФ в пользу налогоплательщика. Кроме того, данное основание не было положено в основу принятия решения об отказе в предоставлении отсрочки.

Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения об отказе заявителю в предоставлении отсрочки уплаты налога на имущество организации и земельного налога по заявлениям от 25.05.2006г.

Кроме того, в силу положений п.3 ст. 63 и п.6. ст. 64 НК РФ решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

Между тем, доказательства того, что соответствующие финансовые органы принимали участие в рассмотрении заявления учреждения, а тем более выносили решения об отказе в согласовании вопроса о предоставлении ему отсрочки по налогам по каким-либо основаниям, налоговым органом в материалы дела не представлены.

При этом, в решении Кунгурской городской думы №266 от 29.12.2005г. «О бюджете города Кунгура на 2006г.» в п.16 установлен суммарный объем муниципальной поддержки в форме инвестиционного налогового кредита( отсрочки налоговых платежей) в размере 250000 руб. Факт использования данного лимита в 2006г. суду не представлен.

Факт отсутствия согласования при принятии решения по предоставлению отсрочки либо отказе в ее предоставлении свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия решения в порядке ст. 63, 64 НК РФ и является самостоятельным основанием, по мнению суда, для признания недействительным оспариваемого решения.

Судом рассмотрены и отклонены доводы заявителя о превышении полномочий УФНС РФ по Пермскому краю при рассмотрении вопроса об изменении сроков уплаты налогов.

В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.

Согласно Приказу Федеральной налоговой службы от 30.03.05 N САЭ-3-19/127 "Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени", зарегистрированному в Минюсте Российской Федерации 20.05.05, решения о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате региональных и местных налогов и сборов принимаются управлением Федеральной налоговой службы России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения заинтересованного лица.(л.д.

Данные полномочия зафиксированы и в п. 6.8 Положения об УФНС РФ по Пермскому краю (л.д.47).

Следовательно, УФНС РФ по Пермскому краю является тем уполномоченным органом, который вправе на территории края принимать решения об изменении сроков уплаты налогов.

Руководствуясь ст. ст. 110,167-170,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермской области

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным решение УФНС РФ от 09.06.2006г. № 17-10/16 как несоответствующее положениям НК РФ.

Обязать УФНС РФ по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГОУ СПО «Кунгурский автотранспортный колледж».

Решение может быть обжаловано в семнадцатый арбитражный апелляционный суд через арбитражный суд Пермской области в месячный срок с момента изготовления решения в полном объеме.

Судья И.В. Борзенкова