Арбитражный суд Пермской области
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
07 ноября 2006г. № дела А50-14564 / 2006-А8
Арбитражный суд в составе судьи Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Борзенковой И.В.
по заявлению УВД г. Березники в лице Медицинского вытрезвителя УВД г. Березники Пермской области
к Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Пермскому краю
о признании недействительным решения налогового органа.
В заседании приняли участие:
от заявителя: не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
от ответчика: главный специалист-эксперт юридического отдела ФИО1 (по доверенности от 04.10.2006г. № 39).
УВД г. Березники в лице Медицинского вытрезвителя УВД г. Березники Пермской области (далее - Медицинский вытрезвитель УВД г. Березники Пермской области), просит признать недействительным решение № 115.112/1236 от 24.03.2006г. «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Пермскому краю.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что являясь обособленным подразделением федерального органа исполнительной власти Государственного учреждения «Управление внутренних дел города Березники Пермской области», освобожден от уплаты транспортного налога на транспортные средства.
Межрайонная инспекция ФНС России № 2 по Пермскому краю просит отказать в удовлетворении требований по мотивам, указанным в отзыве на заявление, ввиду законности своих действий.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился. Неявка лица, участвующего в деле, в порядке ст. 156 АПК РФ, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, арбитражный суд
У С Т А Н О В И Л:
25 января 2006г. в Межрайонную инспекцию ФНС России № 2 по Пермскому краю Медицинским вытрезвителем УВД г. Березники Пермской области была представлена декларация по транспортному налогу за 2005г. с указанным кодом налоговой льготы 20102 – «Органы государственной власти, органы местного самоуправления».
Уведомлением от 02.03.2006г. за № 12.223/288 налоговая инспекция сообщила, что данная льгота на территории Пермской области не предусмотрена, следовательно, организация не может воспользоваться указанной налоговой льготой.
10.03.2006г. заявитель письмом за № 43 обратился МИ ФНС России № 2 по Пермскому краю с просьбой дать разъяснения по транспортному налогу и представил уточненную налоговую декларацию по транспортному налогу за 2005г., согласно которой указан код налоговой льготы 26.
Налоговый орган письмом от 21.03.2006г. № 15-04/11925 дал разъяснения, что воспользоваться указанной льготой заявитель не вправе по следующим основаниям: в соответствии ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, при установлении налога законами субъектов РФ могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками, транспортные средства, находящиеся на балансе заявителя подлежат налогообложению в соответствии с Законом Пермской области «О налогообложении в Пермской области» от 30.08.2001г. № 1685-296 (в ред. от 03.06.2004г.), законом Пермской области «О налогообложении в Пермской области» от 30.08.2001г. указанная льгота не предусмотрена.
Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем декларации по транспортному налогу за 2005 год, на основании которой было вынесено оспариваемое решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 15.112/1236 от 24.03.2006г. Названным решением, в связи с необоснованным применением льготы, по мнению налогового органа, заявитель привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 1 432 рублей 80 копеек и доначислен к уплате транспортный налог за указанный налоговый период в сумме 7 164 рублей, пени в сумме 91 рубля 70 копеек.
В соответствии сп.1 ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с п. 6 ч. ст.358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
В соответствии со Структурой Федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента РФ от 20.05.2004г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти», Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
П.п. 1, 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 19.07.2004г. № 927, утверждено, что МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД Росси по федеральным округам, министерства внутренних дл, главные управления, управления внутренних дел по субъектам РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
Согласно ст.1 ФЗ № 1026-1 от 18.04.1991г. «О милиции» милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу ст.2 указанного закона задачами милиции являются: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом.
На основании ст.3 милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.7 ФЗ «О милиции» милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности.
Согласно Постановлению правительства РФ № 926 от 07.12.2000г. «О подразделениях милиции общественной безопасности» медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в милицию общественной безопасности.
Как следует из материалов дела, Медицинский вытрезвитель УВД г. Березники Пермской области является обособленным подразделением Государственного учреждения «Управление внутренних дел г. Березники Пермской области», согласно уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, по месту нахождения обособленного подразделения от 19.02.2001г. (л.д. 35). Транспортные средства, имеющиеся у заявителя, находятся у него в оперативном управлении, что не оспаривается налоговым органом.
Согласно п.п. 1, 3, 9 приказа МВД СССР от 30.05.1985г. № 106 «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоне внутренних дел исполкома городского, районного совета народных депутатов» и п.п. 1.1, 1.6, 5.3 Положения о медицинском вытрезвителе УВД г. Березники Пермской области, утвержденного начальником УВД г. Березники 29.03.2005г., медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции, выполняющим функции пресечения нарушений антиалкогольного законодательства. Штаты медицинского вытрезвителя утверждаются соответствующими начальниками управлений внутренних дел в соответствии с типовым штатным расписанием МВД России. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, организация бухгалтерского учета и отчетности, проведение ревизий в медицинских вытрезвителях возлагаются на финансово-плановые управления (отделы) МВД, ГУВД, УВД.
Таким образом, поскольку Медицинский вытрезвитель УВД г. Березники Пермской области, являясь структурным подразделением УВД г. Березники Пермской области, входит в единую централизованную систему органов внутренних дел, управляемую Министерством внутренних дел, где законодательно предусмотренная приравненная к военной служба, а входящие в состав органов внутренних дел подразделения созданы для реализации поставленных перед ними задач, это позволяет относить, закрепленные за ним на праве оперативного управления транспортные средства, к освобождаемым от налогообложения в порядке пп.6 ч.2 ст. 358 НК РФ.
Довод налогового органа об отсутствии права у заявителя на льготу по транспортному налогу, в связи с отсутствием указанной льготы в Законе Пермской области «О налогообложении в Пермской области» от 30.08.2001г. № 1685-296, судом рассмотрен и отклонен, поскольку ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. При этом федеральный законодатель, установив транспортный налог, определил те его существенные элементы, которые не могут быть изменены законом субъекта РФ и одновременно закон предоставил последнему право при введении налога определять ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности по данному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом, как следует из п. «и» ч.1 ст. 72 и ч.3 ст. 75 Конституции РФ необходимо учитывать при обложении региональным налогом нормы НК РФ (определение КС РФ от 22.04.2004г. № 130-О).
Таким образом, медицинский вытрезвитель УВД г. Березники Пермской области при исчислении транспортного налога за 2005г. правомерно руководствовался пп.6 п.2 ст. 358 НК РФ, в связи с чем у налогового органа отсутствуют правовые основания для доначисления налога и, соответственно, привлечения к налоговой ответственности.
Кроме того, названным решением к ответственности привлечен Медицинский вытрезвитель УВД города Березники Пермской области как структурное подразделение УВД г. Березники.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
В п.2 ст.11 НК РФ дано определение понятия «организации», применяемого в налоговых правоотношениях: организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.
Из буквального толкования данных норм, а также ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что с 1 января 1999 года обособленные подразделения юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений.
Поэтому ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее подразделение.
Таким образом, налоговым органом Медицинский вытрезвитель УВД г. Березники Пермской области неправомерно привлечен к налоговой ответственности, так как заявитель является обособленным подразделением, а не самостоятельным юридическим лицом. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
В порядке ст. 104 АПК РФ, 333.40 НК РФ при удовлетворении требований о признании недействительным решения заявителю возвращается госпошлина в сумме 2000 руб., уплаченная по платежному поручению № 259 от 11.08.2006г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермской области
Р Е Ш И Л :
Признать решение № 115.112/1236 от 24.03.2006г. «О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Пермскому краю недействительным как несоответствующее положениям НК РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 2 по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов УВД г. Березники в лице Медицинского вытрезвителя УВД г. Березники Пермской области.
Возвратить УВД г. Березники в лице Медицинского вытрезвителя УВД г. Березники Пермской области из доходов федерального бюджета госпошлину в сумме 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 259 от 11.08.2006г.
Выдать справку на возврату госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермской области в месячный срок с даты вынесения решения.
Судья И.В. Борзенкова