ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-14661/2022 от 18.08.2022 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь 

25 августа 2022 года                                                                              Дело № А50-14661/2022

Резолютивная часть решения объявлена 18.08.2022.

Полный текст решения изготовлен 25.08.2022.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Вавиловой Н.В.,                             при ведении протокола судебного заседания секретарем Обориной И.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третьи лица: ООО «Ин-Сервис», ООО «АртЭкс», ООО «Климат-Опт», ИП ФИО1,

об оспаривании ненормативных правовых актов,

при участии:

от заявителя - ФИО2, предъявлен паспорт, доверенность от 21.07.2022;

от заинтересованного лица – ФИО3, предъявлен паспорт, доверенность от 01.06.2022;

от третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее – заявитель, ОПФР, Отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – ответчик, Пермское УФАС) решения и предписания от 02.06.2022 № 003882 и № 003883 по жалобе ИП ФИО1, пп. 1, 2 и 4 решений от 02.06.2022 № 003885 по жалобе ООО «АртЭкс», № 003884 по жалобе ООО «Климат-Опт», № 003881 по жалобе ОО «Ин-Сервис».

В обоснование заявления Отделением приведены доводы о том, что оно не согласно с принятыми 02.06.2022 решениями и предписанием Пермского УФАС, считает их не соответствующими Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках, Закон 44-ФЗ) и нарушающими права и законные интересы Отделения в сфере экономической деятельности в целях осуществления закупок товаров и работ для нужд Отделения.

Антимонопольный орган с требованиями не согласился по мотивам письменного отзыва, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного решения. По мнению Пермского УФАС, значения показателей «Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения)», «Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева)» в составе заявок третьих лиц указаны в соответствии с требованиями инструкции по заполнению заявки, указанными в разделе 3 «Требования к содержанию заявки». Считают,  что у Аукционной комиссии не имелось оснований для признания заявок участников, рассматриваемых в настоящем деле, несоответствующими положениям извещения о проведении закупки. Следовательно, в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках.

Третьими лицами отзывы не представлены.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции установил:

19.05.2022 ОПФР (заказчик) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено извещение об осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку (с установкой) кондиционеров и систем кондиционирования воздуха (сплит-систем) и демонтаж существующих кондиционеров и систем кондиционирования воздуха (сплит-систем) для серверных помещений ОПФР по Пермскому краю (извещение   № 0256100000122000083), в соответствии с которым установлена начальная максимальная цена контракта - 1 765 746,69 руб.; дата окончания подачи заявок - 20.05.2022.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2022 №ИЭА1 заявки ИП ФИО1, ООО «Ин-Сервис», ООО «АртЭкс», ООО «Климат-Опт» были отклонены Аукционной комиссией заказчика на основании непредставления информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках) (Отклонение по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках) Не указано конкретное значение класса энергоэффективности для кондиционеров (в заявке участника указано: по кондиционеру № 1 - класс энергоэффективности не ниже «А»; по кондиционеру № 2 - класс энергоэффективности не ниже «В»). В соответствии с приложением № 4 к извещению «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению», участником аукциона должно быть предоставлено значение класса энергоэффективности «В» или «А» без слова «не ниже».

27.05.2022 участниками закупки, указанными выше, поданы жалобы на действия аукционной комиссии при оценке заявок.

Решениями Пермского УФАС России по жалобам участников закупки о нарушении законодательства о закупках от 02.06.2022 жалобы признаны обоснованными в части нарушения порядка рассмотрения заявок на участие в закупке, информации и документов, направленных оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона 44-ФЗ, и принятия решения о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пп. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона 44-ФЗ.

На основании вышеназванных решений в отношении Отделения 02.06.2022 вынесено предписание об устранении нарушений Закона 44-ФЗ (по жалобе ИП ФИО1) (далее - предписание от 02.06.2022), которым Отделению, как Заказчику и Аукционной комиссии, предписано совершить следующие действия:

- отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2022 №ИЭА1;

- повторно рассмотреть заявки с учетом требований Закона о закупках и решения по жалобе ИП ФИО1 от 02.06.2022;

- опубликовать соответствующую информацию на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок;

- в срок до 22.06.2022 Заказчику, Аукционной комиссии исполнить настоящее предписание;

- в срок до 23.06.2022 Заказчику, Аукционной комиссии представить в Пермское УФАС России документальное подтверждение исполнения настоящего предписания (с указанием заявителя жалобы).

Не согласившись с решениями и предписанием антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные в дело документы в совокупности с пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (статья 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать названному Закону.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Одним из таких способов являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).

Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта (часть 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ).

Частью 1 статьи 49 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона 44-ФЗ заявка участника закупки должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака); б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона 44-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона 44-ФЗ, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Как следует из материалов дела, при описании объектов закупки по электронному аукциону заказчиком использовались показатели, установленные Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), который ведется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 в электронном виде на сайте zakupki.gov.ru.

В соответствии с Законом № 44-ФЗ 27 мая 2022 Комиссией по осуществлению закупок Отделения были рассмотрены заявки, поданные на электронный аукцион № 0256100000122000083 на поставку (с установкой) кондиционеров и систем кондиционирования воздуха (сплит-систем) и демонтаж существующих кондиционеров и систем кондиционирования воздуха (сплит-систем) для серверных помещений ОПФР по Пермскому краю (далее - электронный аукцион).

Семь заявок были отклонены Комиссией по осуществлению закупок Отделения по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона 44-ФЗ в связи с непредставлением (за исключением случаев, предусмотренных Законом 44-ФЗ) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом 44-ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пп. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствием таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Другие 6 заявок были признаны соответствующими требованиям Закона 44-ФЗ и извещения об осуществлении закупки.

В своем письме от 12.04.2011 № Д22-577 Минэкономразвития России говорит о том, что понятие «технические характеристики товара» включает в себя совокупность технических (физических, химических, механических, органолептических и т.д.) характеристик товара, позволяющих отличить один товар от другого. Показатель качества (характеристики) товара - это количественное и качественное выражение свойств товара. Каждый показатель имеет наименование и значение. Например: вид кондиционера -сплит-система.

При описании товаров ОПФР руководствовалось характеристиками, указанными в КТРУ 28.25.12.130-00000010, а именно к поставке требовались следующие бытовые кондиционеры:

Кондиционер бытовой № 1

Наименование характеристики

Показатель характеристики

Характеристики товара по КТРУ

1

Вид кондиционера

сплит-система

2

Режимы работы кондиционера

охлаждение, обогрев

3

Тип внутреннего блока

настенный

4

Вид блока кондиционера

наружный

5

Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения)

В

6

Мощность в режиме охлаждения

> 3.5 кВт

7

Мощность в режиме нагрева

> 3.5 кВт

8

Дополнительные функции

Устройство зимнего пуска кондиционера

9

Наличие фильтров грубой очистки воздуха

Да

10

Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева)

В

Кондиционер бытовой № 2

Наименование характеристики

Показатель характеристики

Характеристики товара по КТРУ

1

Вид кондиционера

сплит-система

2

Режимы работы кондиционера

охлаждение

3

Тип внутреннего блока

настенный

4

Вид блока кондиционера

наружный

5

Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения)

В

6

Мощность в режиме охлаждения

> 15 кВт

7

Дополнительные функции

Устройство зимнего пуска кондиционера

8

Наличие фильтров грубой очистки воздуха

Да

В жалобах ИП ФИО1, ООО «АртЭкс» и ООО «Климат-Опт» указывали на то, что ими, при подаче заявки на участие в электронном аукционе, столбцы «Наименования показателей» были оставлены без изменений, при этом ссылаются на Решение Пермского УФАС России от 12.07.2021 по жалобе ИП ФИО4 и говорят о том, что в рассмотренном деле ОПФР по Пермскому краю прямо указывало в своей инструкции по заполнению заявок: «Столбец «Наименование показателя» должен оставаться неизменным». Однако в Описании объекта закупки (Техническом задании), являющемся Приложением 3 и в Требованиях к содержанию и  составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению, являющимся Приложением 4 к извещению об осуществлению закупки для нужд ОПФР по Пермскому краю, не содержится таких столбцов как «Наименование показателей», а так же указаний на то, что наименования характеристик (показателей) в каких-либо столбцах должны или не должны изменяться.

В оспариваемых решениях Пермское УФАС говорит о том, что «в требованиях к заполнению заявки не содержится указание на необходимость указывать столбец «Наименование характеристики» без использования слов «не ниже». Указанные требования относятся к значениям показателя, а не наименованию». Однако, указанные выводы антимонопольного органа, суд находит ошибочными.

В соответствии с разделом 3 «Инструкция по заполнению заявки» Требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению, являющимися Приложением 4 к извещению об осуществлению закупки, Заказчиком указано: «Если при описании характеристик «Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения)», «Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева)» используется обозначение «В», то участником закупки должно быть представлено значение класса энергетической эффективности «В» или «А» в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 и Приказа Минэкономразвития России от 22.03.2021 № 131.

Если при описании характеристик используется термин «не менее», «не должен быть менее», «не должно быть менее», «не должна быть менее», «не должны быть менее», «не менее чем» или «не хуже», «не должен быть хуже», «не должно быть хуже», «не должна быть хуже», «не должны быть хуже», «не хуже чем», «не ниже», «не должен быть ниже», «не должно быть ниже», «не должна быть ниже», «не должны быть ниже», «не ниже чем», то участником закупки должно быть представлено значение равное или превышающее указанное.

При описании характеристик используемого товара не допускается использование слов, значений и символов: «не более», «более», «не выше» «выше», «свыше», «не менее», «менее», «не менее чем», «не ранее», «ранее», «не ниже», «ниже», «не хуже», «хуже», «может быть», «не может быть», «должен», «должен быть» «не должен быть», «должно», «должно быть», «не должно быть», «должна», «должна быть», «не должна быть» «должны», «должны быть», «не должна быть», «превышать», «не превышать», «превышает», «не превышает», «должен иметь», «не должен иметь», «должна иметь», «не должна иметь», «должны иметь», «не должны иметь», «примерно», «приблизительно», «около», «от» (если предлог «от» является не минимальной величиной диапазонного значения (например: от 0 С до 40 С)), «до» (если предлог «до» является не максимальной величиной диапазонного значения (например: от О С до 40 С)) «или», «либо», «эквивалент», «или эквивалент», «аналог», «или аналог», «либо аналог», «аналогичный», «\», «>», «<», «>», «<», «±», «не >», «не <», «не >», «не <», «различные», «различных» и описание характеристик в виде неконкретных значений».

Таким образом, в Требованиях к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению ОПФР по Пермскому краю указано на то, какие характеристики (в том числе содержащиеся в столбцах «Наименование характеристики» и «Показатель характеристики») подлежат конкретизации, какие - нет, какие слова допустимо использовать участникам при описании товара в своих заявках, какие - нет.

Характеристика товара - это совокупность наименования характеристики и показателя характеристики. Нельзя дать характеристику товара используя только одно из указанных значений. Поэтому и в Требованиях к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению ОПФР по Пермскому краю предъявлялись требования к описанию характеристик товара в совокупности: (наименование характеристики плюс показатель характеристики).

Например:

- наименование характеристики: класс энергоэффективности (в режиме охлаждения);

- показатель характеристики: А.

По отдельности наименование и показатель характеристики представляют собой набор слов, только в совокупности - это характеристика товара.

Значение показателей по характеристикам «Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения): В» и «Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева): В» возможно конкретизировать, в связи с чем участники закупки должны были указать класс энергоэффективности В или А без указания слов «не ниже».

Как установлено судом и следует из материалов дела, в заявках ИП ФИО1 и ООО «АртЭкс» было указано для позиций «Кондиционер бытовой №2»:

- наименование характеристики «Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения);

- показатель характеристики «В».

В заявках ООО «Ин-Сервис» и «Климат-Опт» было указано для позиций «Кондиционер бытовой №1»:

- наименование характеристики «Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения)» и «Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме нагрева)»,

- показатель характеристики «В»;

«Кондиционер бытовой №2»:

- наименование характеристики «Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения)»,

- показатель характеристики «В».

В совокупности «класс энергоэффективности не ниже (в режиме охлаждения): В», «класс энергоэффективности не ниже (в режиме нагрева): В», что в свою очередь не является конкретной характеристикой товара.

Из чего Комиссией по осуществлению закупок Отделения определить, какой класс энергоэффективности будет у товара, предлагаемого участником закупки к поставке, не представлялось возможным. В случае допуска данной заявки у заказчика возникли бы препятствия при приемке товара с неконкретными показателями. В связи с чем Комиссией было принято решение об отклонении заявки по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона 44-ФЗ.

При проведении закупки, в результате которой производится установка кондиционера, заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг (данная позиция была изложена Верховным судом Российской Федерации в своем решении от 04.02.2021г. № АКПИ20-959 по рассмотрению Письма Федеральной антимонопольной службы от 25.06.2020г. № ИА/53616/20).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что решение заказчика об отклонении заявок третьих лиц основано на положениях Закона 44-ФЗ и является правомерным. Следовательно, в действиях заявителя отсутствует нарушение, требований пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках.

Таким образом, суд приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых антимонопольным органом приняты оспариваемые решения. Доводы заявителя о незаконности в оспариваемой части решений антимонопольного органа находят подтверждение в материалах и обстоятельствах дела.

На основании изложенного, решения и предписание не соответствуют вышеназванным нормам Закона № 44-ФЗ, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.112 АПК РФ вопросы распределения госпошлины судом не рассматриваются, поскольку заявитель и ответчик освобождены от ее уплаты в силу положений пп.1.п.1.ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю 02.06.2022 решение и предписание по жалобе ИП ФИО1 (вх.№ 008380), решения по жалобам ООО «АртЭкс» (вх.№ 008383), ООО «Климат-Опт» (вх.№ 008406), ООО «Ин-Сервис» (вх.№ 008456) в части п.п.1,2 и 4 как несоответствующие Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обязать антимонопольный орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Судья                                                                                        Н.В. Вавилова