ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-14783/13 от 10.10.2013 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

17 октября 2013 года Дело № А50-14783/2013

Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2013 года, полный текст решения изготовлен 17 октября 2013 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Морозовой Т.В.,

при ведении протокола помощником судьи Любишиным А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к 1) Отделу ГИБДД Управления МВД России по г. Перми

2) Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Перми (ОГРН <***>, ИНН <***>)

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 23.07.2013 г. № 59 ГТ 000081

при участии представителей:

заявителя: ФИО1, доверенность от 07.10.2013 г. № 70;

ФИО2, доверенность от 07.10.2013 г. № 69,

ФИО3, доверенность от 28.12.2012 г.

ответчиков: 1) не явился, извещен;

2) ФИО4, доверенность от 29.07.2013 г. № 40/1-977;

установил:

Открытое акционерное общество «Строительно-монтажный трест № 14» (далее – ОАО «Трест № 14», заявитель или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Перми (далее - административный орган или ответчик) от 23.07.2013 г. № 59 ГТ 000081 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ за перевозку крупногабаритных грузов без специального разрешения и прекращения производства по делу.

Требования заявителя мотивированы отсутствием вменяемого события административного правонарушения, отмечая при этом, что на крупногабаритное транспортное средство – полуприцеп площадка ЧП ЗАП, у общества имелось соответствующее разрешение, а перевозку крупногабаритного груза общество не осуществляло. Допущенная обществом замена указанного в разрешении тягача, осуществляющего буксировку прицепа и не являющегося крупногабаритным транспортным средством, по мнению заявителя, о нарушении установленных требований законодательства не свидетельствует. Кроме того, замена допущена ответственным должностным лицом без доведения данной информации до сведения руководителей общества, то есть фактически общество не имело возможности проконтролировать буксировку прицепа в составе тягача, не указанного в разрешении. Также заявитель считает, что в любом случае с учетом характера нарушения, отсутствия вреда и тяжести наступивших последствий, отягчающих ответственность обстоятельств правонарушение может быть признано малозначительным. Заявитель ссылается и на существенное нарушение ст. 24.4 КоАП РФ, выразившееся в не рассмотрении ходатайства о прекращении производства по делу.

В судебном заседании, присутствовавший начальник управления механизации пояснил, что замена указанного в разрешении тягача была произведена в связи с его поломкой и производственной необходимостью. При этом транспортное средство было заменено на аналогичное.

Административный орган, представив суду материалы административного дела, требование заявителя отклонил по доводам, изложенным в отзыве. Полагает, что общество привлечено к административной ответственности при наличии в его действиях состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ и с соблюдением установленного административным законодательством порядка.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей заявителя и административного органа, проверив оспариваемое постановление в соответствии с ч. 7 ст. 210 АПК РФ, арбитражный суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 27.06.2013 г. административным органом в связи с поступившими материалами о перевозке ОАО «Трест №14» крупногабаритного груза, ширина которого составляет 3 метра 20 сантиметров, без специального разрешения и содержащими данные, указывающими на наличие события административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении.

По результатам административного расследования инспектором безопасности дорожного движения отделения технического надзора отдела ГИБДД Управления МВД России г. Перми в соответствии со ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 12.07.2013 г. № 59 ГТ 000081, в котором отражено нарушение обществом п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 г. № 272.

На основании указанного протокола ответчиком в соответствии с компетенцией, установленной ст. 23.3 КоАП РФ, принято постановление от 23.07.2013 г. № 59 ГТ 000081 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст.12.21.1 КоАП РФ перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Порядок перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что к крупногабаритному грузу относится груз, который с учетом габаритов транспортного средства превышает предельно допустимые габариты транспортных средств согласно приложению № 3.

В частности, по ширине предельно допустимые габариты транспортных средств составляют: все транспортные средства - 2,55 метра, изотермические кузова транспортных средств - 2,6 метра.

В примечании к приложении № 3 указано, что предельно допустимые габариты транспортных средств, указанные в настоящем приложении, включают в себя размеры съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры.

Следовательно, при превышении названных допустимых габаритов транспортного средства перевозка грузов может осуществляться только на основании специального разрешения.

Административным органом установлено, что 14.06.2013 г. на западном обходе города Перми, напротив АЗС по адресу: ул. Верхнемуллинская, 151, Открытое акционерное общество «Строительно-монтажный трест № 14» на автомобиле КАМАЗ-65116, государственный регистрационный знак <***>, под управлением водителя ФИО5 буксировало (перевозило) крупногабаритный полуприцеп ЧМЗАП-5212А, государственный регистрационный знак <***>, превышающий габариты по ширине 2 метра 55 сантиметров и фактическая ширина которого составляет 3 метра 20 сантиметров, без специального разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования РФ, учитывая, что получение такого разрешения обязательно.

У общества имелось разрешение № 98 на перевозку, в том числе указанного полуприцепа, действительное 01.04.2013 г. по 30.06.2013 г., однако транспортное средство в разрешение указано КРАЗ 6443, государственный регистрационный знак <***>, то есть допущена самовольная замена транспортного средства, относительно имеющегося разрешения.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, заявителем не оспариваются и свидетельствуют о наличии в его действиях, события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что крупногабаритный полуприцеп ЧМЗАП-5212А, государственный регистрационный знак <***>, является самостоятельным транспортным средством, на которое выдано разрешение № 98, судом рассмотрен и признан несостоятельным.

В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Механическое транспортное средство - это транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.

В силу п.п. 4.2, 5.3, 5.4, 5.5 Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом России 27.05.1996, при согласовании разрешения на перевозку груза Госавтоинспекция определяет необходимость и вид сопровождения, в частности, автомобилем прикрытия и (или) тягачом; не допускается транспортировка тяжеловесных грузов транспортным средством (тягачом), когда масса буксируемого прицепа (полуприцепа) с грузом превышает технические нормативы, установленные заводом-изготовителем; автомобили-тягачи, предназначенные для работы с прицепами, должны быть оборудованы устройством, позволяющим в случае разрыва соединительных магистралей между тягачом и его прицепом (полуприцепом) затормозить автомобиль рабочим или аварийным тормозом.

Согласно ст. 3 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 24 июля 2012 г. № 258,  в специальном разрешении содержится следующая информация: на лицевой стороне: номер специального разрешения, вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), календарный год действия специального разрешения, количество разрешенных поездок, срок выполнения поездок, маршрут транспортного средства, сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, характеристика груза (наименование, габариты и масса), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза/с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), наименование уполномоченного органа, выдавшего специальное разрешение, должность лица, подписавшего специальное разрешение, его фамилия, имя, отчество, место для печати уполномоченного органа, выдавшего специальное разрешение, и дата оформления специального разрешения.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если: сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (п. 2 ст. 40 Порядка выдачи).

Исходя из изложенного, Разрешение № 98 выдано не на прицеп как крупногабаритное транспортное средство (груз), а на его перевозку, именно на автомобиль-тягач - КРАЗ 6443, государственный регистрационный знак <***>. На перевозку спорного прицепа автомобилем КАМАЗ-65116 требовалось получение специального разрешения на данное транспортное средство.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, в том числе производственной необходимости, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Допущенные работниками общества противоправные виновные действия (бездействие) не освобождают само общество от административной ответственности, так как специальное разрешение выдается перевозчику груза - обществу, а не его работнику.

В данном случае, на организации, принявшей на себя обязательства по перевозке автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, возложена обязанность по соблюдению при осуществлении его деятельности установленных правил.

Вина заявителя административным органом установлена и описана в оспариваемом постановлении, и выражена в ненадлежащей организации работы своих сотрудников, чтобы исключить возможность нарушения ими установленных норм и правил. Доказательства осуществления надлежащего контроля за исполнением работниками общества требований установленных правил заявителем ни административному органу, ни суду не представлены, в связи с чем, вина общества во вмененном ему административном правонарушении административным органом также доказана.

Таким образом, заявитель привлечен к административной ответственности при наличии в его действиях состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.21.1 КоАП РФ.

С учетом характера совершенного административного правонарушения и обстоятельств его совершения, исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений, заключающейся в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в области соблюдения правил дорожного движения, суд не находит оснований для признания вменяемого обществу правонарушения малозначительным и оснований для освобождения заявителя от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Назначенное обществу наказание (штраф 400 000 рублей) соответствует минимальному размеру санкции ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Постановление вынесено в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела заявитель извещен надлежащим образом, что им не оспаривается и свидетельствует о соблюдении административным органом требований ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ.

Не рассмотрение административным органом ходатайства о прекращении производства по делу в соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ не может признано в качестве грубого нарушения, влекущего отмену постановления о привлечении к административной ответственности, поскольку данный вопрос подлежит разрешению в порядке, предусмотренном ст. 26.11 КоАП РФ, при рассмотрении дела по существу.

При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 23.07.2013 г. № 59 ГТ 000081, вынесенного Отделом ГИБДД Управления МВД России по г. Перми, о привлечении Открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест № 14» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 400 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты его изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Т.В. Морозова