ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-14792/15 от 07.10.2015 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

ул. Екатерининская, дом 177, г. Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

07 октября 2015 года

Дело № А50-14792/2015

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Дубова А.В., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Уралгидрострой» (ОГРН 1095917001619, ИНН 5917599377)

к Региональной службе по тарифам Пермского края (ОГРН 1025900537574, ИНН 5902184588)

об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях от 19.06.2015,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Уралгидрострой» (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края (далее – административный орган, РСТ) от 19.06.2015 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафов в размере 50 000 руб. по каждому из постановлений.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что административным органом неправомерно вынесено два постановления за совершение одного и того же правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований о раскрытии информации в сфере водоснабжения и водоотведения. Также заявитель полагает, что деяние может быть признано  малозначительным.

Административный орган представил отзыв на заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не усматривает.

Лица, участвующие в деле, о наличии возбужденного производства и возможности представления отзыва, доказательств и дополнительных документов в сроки, установленные в определении о принятии заявления к производству, извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копии определения заказным письмом с уведомлением, а также размещения его текста на официальном сайте суда.

Рассмотрев в порядке, установленном статьями 228-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представленные сторонами доказательства и изложенные в письменном виде пояснения, возражения и доводы, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за соблюдением регулируемыми организациями Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 (далее – Стандарты, Стандарты раскрытия информации) административным органом установлено, что общество, осуществляя холодное водоснабжение, должно было раскрыть в установленные Стандартами сроки следующую информацию:

о регулируемой организации (общая информация);

о тарифах на регулируемые товары (услуги), а именно информацию о тарифах и плановых показателях (в частности, величина тарифа);

об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) за 2014 год в сфере холодного водоснабжения;

о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, а именно информацию о доступе к товарам и услугам за 1 квартал 2015 года;

о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения, а именно о величине тарифа на 2016 год.

Настоящая информация обществом на официальном сайте административного органа rst.permkrai.ru по состоянию на 18.05.2015 не раскрыта.

По факту нарушения в отношении общества 05.06.2015 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола административным органом 19.06.2015 вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 50 000 руб.

Кроме того, общество, осуществляя водоотведение, должно было раскрыть в установленные Стандартами сроки следующую информацию:

о регулируемой организации (общая информация);

о тарифах на регулируемые товары (услуги), а именно информацию о тарифах и плановых показателях (в частности, величина тарифа);

об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) за 2014 год в сфере водоотведения;

о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения, а именно информацию о доступе к товарам и услугам за 1 квартал 2015 года;

о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере водоотведения, а именно предложение о величине тарифа на 2016 год.

Настоящая информация обществом на официальном сайте административного органа rst.permkrai.ru по состоянию на 18.05.2015 не раскрыта.

По факту нарушения в отношении общества 05.06.2015 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения протокола административным органом 19.06.2015 вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с данными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании их незаконными и отмене.

Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Заявителем не оспаривается, что он осуществляет регулируемую деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Кунгурского муниципального района, а значит является надлежащим субъектом правонарушений.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органы регулирования тарифов обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно статье 2 настоящего закона;

водоотведение – прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;

холодное водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013
№ 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» установлены состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения (далее – регулируемые организации), а также органами регулирования тарифов.

Согласно пункту 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;

б) опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа;

в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети «Интернет»;

г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций в порядке, установленном настоящим документом.

Раскрытие информации на сайтах в сети «Интернет» осуществляется по формам, утверждаемым Федеральной службой по тарифам. Раскрываемая информация должна быть доступна в течение 5 лет (пункт 6 Стандартов).

Пунктом 14 Стандартов предусмотрено, что в сфере холодного водоснабжения регулируемой организацией раскрывается информация:

о регулируемой организации (общая информация) (подпункт «а»);

о тарифах на регулируемые товары (услуги) (подпункт «б»);

об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) (подпункт «в»);

о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения (подпункт «е»);

о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения (подпункт «к»).

Исходя из пункта 34 Стандартов информация, указанная в пункте 17 (общая информация о регулируемой организации) подлежит раскрытию в течение месяца со дня вступления в силу настоящего документа.

Таким образом, общая информация о регулируемой организации подлежала раскрытию в срок до 31.01.2013.

Исходя из пункта 27 Стандартов информация, указанная в пункте 15 (о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения) раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.

Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 17.12.2014 № 293-в установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Уралгидрострой» (Кунгурский район).

При таких обстоятельствах, информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения подлежала раскрытию в срок до 17.01.2015.

В силу пункта 28 Стандартов информация, указанная в пункте 18 (об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат) раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.

Отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Следовательно, в данном конкретном случае, информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат за 2014 год в сфере холодного водоснабжения подлежала раскрытию в срок не позднее 5 мая 2015 года (с учетом пункта 7 статьи 6.1 НК РФ).

На основании пункта 32 Стандартов информация, указанная в пункте 21 (о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения) раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.

При таких обстоятельствах, информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, а именно информацию о доступе к товарам и услугам за 1 квартал 2015 года подлежала раскрытию в срок до 30.04.2015.

Согласно пункту 33 Стандартов информация, указанная в пункте 26 (о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения на очередной период регулирования) раскрывается регулируемой организацией в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления).

Контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и водоотведение, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).

На территории Пермского края в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1057-п «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края» таким органом является Региональная служба по тарифам Пермского края.

Административным органом по результатам мониторинга раскрытия информации на своем официальном сайте http://rst.permkrai.ru выявлено, что по состоянию на 18.05.2015 обществом не раскрыта информация в сфере холодного водоснабжения, предусмотренная пунктами 15, 17, 18, 21, 26 Стандартов раскрытия информации.

Кроме того, пунктом 35 Стандартов предусмотрено, что в сфере водоотведения регулируемой организацией подлежит раскрытию следующая информация:

о регулируемой организации (общая информация) (подпункт «а»);

о тарифах на регулируемые товары (услуги) (подпункт «б»);

об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) (подпункт «в»);

о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения (подпункт «е»);

о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере водоотведения (подпункт «к»).

Информация, указанная в пункте 38 (общая информация о регулируемой организации), подлежит раскрытию в течение месяца со дня вступления в силу настоящего документа (пункт 55 Стандартов).

Таким образом, общая информация о регулируемой организации подлежала раскрытию в срок до 31.01.2013.

Информация, указанная в пункте 36 (о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения) раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования (пункт 48 Стандартов).

Поскольку, как указывалось ранее, Постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края от 17.12.2014 № 293-в установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Уралгидрострой» (Кунгурский район), информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере водоотведения подлежала раскрытию в срок до 17.01.2015.

Информация, указанная в пункте 39 (об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности) раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня направления годового бухгалтерского баланса в налоговые органы (пункт 49 Стандартов).

Следовательно, в данном конкретном случае, информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат за 2014 год в сфере водоотведения подлежала раскрытию в срок не позднее 5 мая 2015 года (с учетом пункта 7 статьи 6.1 НК РФ).

Информация, указанная в пункте 42 (о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения) раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация (пункт 53 Стандартов).

При таких обстоятельствах, информация о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения, а именно информация о доступе к товарам и услугам за 1 квартал 2015 года, подлежала раскрытию в срок до 30.04.2015.

Информация, указанная в пункте 47 (о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере водоотведения на очередной период регулирования) раскрывается организацией в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении тарифов в сфере водоотведения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления) (пункт 54 Стандартов).

Административным органом установлено и заявителем не оспаривается, что как на момент проверки (18.05.2015), так и на момент вынесения постановлений (19.06.2015) информация, предусмотренная пунктами 15, 17, 18, 26, 36, 38, 39, 47 Стандартов обществом на сайте РСТ не раскрыта.

Информация, предусмотренная пунктами 21, 42 Стандартов, раскрыта с нарушением установленного срока (15.06.2015 вместо 30.04.2015).

С учетом изложенного, события правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Привлекая заявителя к ответственности, административный орган исходил из того, что у заявителя имелась возможность для опубликования необходимой информации, однако им не были приняты все зависящие от него меры для своевременного выполнения требований действующего законодательства. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для своевременного опубликования информации, заявителем суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, составы правонарушений по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в бездействии заявителя суд считает доказанными.

Довод общества о нарушении РСТ требований части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение, судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.

Из постановлений следует, что заявитель привлечен к ответственности за неразмещение в установленный срок разной информации (в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения). Таким образом, нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и в сфере водоотведения образуют разные составы правонарушений.

Существенных процессуальных нарушений закона при производстве  по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями. О времени и месте составления протоколов об административной правонарушении и рассмотрения дел заявитель извещен надлежащим образом, что свидетельствует о соблюдении административным органом требований статей 25.1, 28.2 КоАП РФ

Оспариваемые постановления вынесены компетентным органом и в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ).

В части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Административный орган, руководствуясь положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, назначил обществу за совершение обоих правонарушений административное наказание в виде штрафов в размере
50 000 рублей за каждое нарушение, то есть ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ. Оснований для снижения размера указанных штрафов суд не усматривает.

Как следует из материалов дела, общество не обеспечило своевременное раскрытие информации в сфере водоснабжения и водоотведения. Срок по размещению общей информации о регулируемой организации нарушен заявителем на момент вынесения постановлений более чем на 2 года, по размещению информации о тарифах – более чем на 5 месяцев, по размещению информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности и о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения – более чем на 1 месяц.

С момента выявления нарушения (18.05.2015) до момента вынесения постановления (19.06.2015) заявителем не предпринималось никаких мер по исполнению своей обязанности как регулируемой организации.

Таким образом, суд не может сделать вывод о том, что общество стремилось к выполнению установленных законом требований. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в результате совершения настоящего правонарушения заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных обязанностей.

Также суд полагает, что в силу особой значимости общественных отношений в сфере порядка управления, связанных с обеспечением доступа к информации предприятий и организаций, оказывающих наиболее важные социальные услуги, совершенное обществом правонарушение нельзя признать малозначительным.

Таким образом, постановления административного органа о привлечении общества к административной ответственности являются законными и обоснованными, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Согласно части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 168-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Уралгидрострой» (ОГРН 1095917001619, ИНН 5917599377) в удовлетворении заявленного требования о признании незаконными и отмене постановлений Региональной службы по тарифам Пермского края от 19.06.2015 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде штрафов в размере 50 000 рублей по каждому из постановлений.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

 Судья                                                                                  А.В. Дубов