ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-15147/21 от 21.09.2021 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Пермь      

28.09.2021 года                                                             Дело № А50-15147/21

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 28 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Новицкого Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черемных Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления образования администрации Чернушинского городского округа (ОГРН 5959004159, ИНН 1195958043357)

к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1025900526893, ИНН 5902290900)

о признании незаконным и отмене представления от 20.05.2021 № 20-10/15,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Зайнуллина Г.М. по доверенности, предъявлены паспорт, диплом,

от заинтересованного лица – Чепакова С.В., по доверенности, предъявлены служебное удостоверение, диплом,

от третьего лица – Пономарева Л.В. по доверенности, предъявлены паспорт, диплом,

У С Т А Н О В И Л:

Управление образования администрации Чернушинского городского округа (ОГРН 5959004159, ИНН 1195958043357) (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1025900526893, ИНН 5902290900) (далее - Управление) о признании незаконным и отмене представления от 20.05.2021 № 20-10/15.

Определением Арбитражного суда Пермского от 25.06.2021 заявление принято к производству, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство физической культуры и спорта Пермского края (ОГРН 1025900530611, ИНН 5902290586).

В обоснование своих требований заявитель указывает, что средства субсидии использованы им в соответствии с их целевым назначением.

Управление с требованиями заявителя не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве, считает, что оснований для признания недействительным представления от 20.05.2021 № 20-10/15 не имеется.

Третье лицо в письменном отзыве поддерживает позицию заявителя, считает оспариваемое представление незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал, представитель третьего лица просил признать преставление незаконным, представитель Управления просил оставить требования без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ суд пришел к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2019 № 158-П утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (далее - Порядок № 158-П).

Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждено постановлением Правительства Пермского края  от 05.04.2019г. № 235-П  "Об утверждении распределения субсидий из бюджета Пермского края, в том числе за счет средств субсидий из федерального бюджета, бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием".

14.05.2019 между Министерством физической культуры и спорта Пермского края и администрацией Чернушинского муниципального района  заключено соглашение № 57657000-1-2019-003 о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в размере 1 019 445 руб.

Указанная субсидия в согласованном объеме была перечислена Управлению образования администрации Чернушинского муниципального района платежным поручением от 21.08.2019 № 485442. 

Средства субсидии в сумме 1 073 100 рублей (в том числе, средства федерального бюджета в размере 968 472,75 руб.), Управлением образования администрации Чернушинского муниципального района перечислены платежным поручением № 488834 от 21.08.2019 Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева» (Далее – МБОУ «Кадетская школа») на приобретение спортивно-технологического оборудования в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

На основании заключенных контрактов № 1933 от 03.07.2019 (сумма  475 200 руб.,  № 33 от 03.07.2019  (сумма 133 122 руб.), № 467  от 03.07.2019 (сумма 464 778 руб.) МБОУ «Кадетская школа» было приобретено спортивно-технологическое оборудование. Факт поставки и оплаты оборудования подтверждается представленными в материалы дела товарными накладными и платежными документами.

Приобретенное оборудование смонтировано и установлено на территории МБОУ «Кадетская школа» (материалы проверки, инвентаризационная описи от 18.03.2021 № 00ГУ-000001,  № 00ГУ-000002,  № 00ГУ-000003). 

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждаются материалами дела. 

Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю, в соответствии с приказом от 24.03.2021 № 126, в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта».

По результатам проверки составлен акт от 01.04.2021, заявителю выдано представление от  20.05.2021 № 20-10/15, содержащее требование по устранению нарушения бюджетного законодательства путём перечисления денежных средств в сумме 968 472,75 рублей в доход федерального бюджета, и принятию мер по устранению его причин и условий.

Полагая, что данное представление не соответствует законодательству, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.

Суд, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя
в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из взаимосвязанного анализа положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Согласно пункту 4 Положения № 703 казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится управление.

Пунктом 5 Положения № 703 установлены полномочия казначейства в установленной сфере деятельности, в частности: полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

В соответствии с пунктами 66, 67 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 акт и иные материалы выездной проверки (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

На основании пункта 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции.

Согласно положениям статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком:

нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию;

нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета;

нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта;

несоблюдение целей, порядка и условий предоставления кредитов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).

Приложением N 32 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» установлены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование государственных программ субъектов РФ в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием.

В соответствии с данными правилами субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ субъектов Российской Федерации в части оснащения объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием направляются на:
а) создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом "Готов к труду и обороне" (ГТО);
б) создание или модернизация физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта;
в) создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием.

В соответствии с пункта 2.2.1 Порядка № 158-П субсидии предоставляются, в том числе, на создание малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне».

Средства субсидии направляются на закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО), согласно перечню, утвержденному приказом Министерства спорта Российской Федерации.

Условиями предоставления субсидий являются:

наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования Пермского края, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из бюджета Пермского края субсидии (п. 2.4.1 Порядка № 158-П).

в случае предоставления субсидии по направлению, указанному в пункте 2.2.1 настоящего Порядка, - наличие муниципального центра тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

 наличие соглашения о предоставлении субсидии, заключенного в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» по форме, аналогичной типовой форме соглашения, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации

В соответствии с п. 6.4 Порядка № 158-П нецелевое использование субсидии, нарушение порядка и (или) условий ее предоставления (расходования), влекут применение бюджетных мер принуждения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого представления, основанием для его  вынесения явилось то обстоятельство, что заявителем, средства субсидии на приобретение спортивно-технологического оборудования (включающие федеральный компонент в сумме 968 472,75 руб.) перечислены МБОУ «Кадетская школа», которое на момент перечисления субсидии не было включено в перечень мест тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта ВФСК «ГТО» среди населения Чернушинского муниципального района. 
Вместе с тем Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю не учтено, что условие о включении спортивного объекта на дату перечисления средств в перечень спортивных площадок и объектов тестирования для сдачи нормативов ГТО на территории муниципального образования для целей предоставления субсидии вышеперечисленными правовыми актами не предусмотрено.

Отсутствует указанное условие и в соглашении от 14.05.2019 № 57657000-1-2019-003 о предоставлении субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования на софинансирование мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием, заключенном между Министерством физической культуры и спорта Пермского края и администрацией Чернушинского муниципального района.

Также Управлением не принято во внимание, что исходя из содержания Методических рекомендаций по организации деятельности центров тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, утвержденных приказом Минспорта России от 15.07.2020 N 524 (часть 4), Положения о Центре тестирования, утвержденного постановлением главы Чернушинского муниципального района от 29.01.2016 № 15, включение спортивного объекта в перечень мест тестирования, осуществляется после его оснащения соответствующим спортивно-технологическим оборудованием. Исходя из этого, у заявителя отсутствовали основания для включения МБОУ «Кадетская школа» в перечень мест для проведения тестирования до оснащения спортивного объекта необходимым оборудованием и инвентарем для проведения тестирования. 

Постановлением администрации Чернушинского городского округа от 08.07.2020 № 1006-261-01-04, МБОУ «Кадетская школа» (Пермский край, г.Чернушка, ул. Луначарского, 13а) включена в перечень мест для проведения тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта «ГТО».

Таким образом, средства субсидии направлены на достижение целей, для которых они предоставлялись – закупку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок, монтируемых на открытых площадках или в закрытых помещениях, на которых возможно проводить тестирование населения в соответствии со Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Оснований для возврата средств субсидии в доход федерального бюджета судом не установлено. Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку стороны от уплаты госпошлины освобождены (подпункт  1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), судебные расходы по ее уплате не распределяются.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

 1. Требования Управления образования администрации Чернушинского городского округа (ОГРН 5959004159, ИНН 1195958043357) удовлетворить.

  Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Пермскому краю от 20.05.2021 № 20-10/15, как не соответствующее бюджетному законодательству.

  Обязать Управление Федерального казначейства по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                   Д.И. Новицкий