Екатерининская, дом 177, Пермь, 614068, www.perm.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Пермь
21.11.2018 года Дело № А50-15176/18
Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2018года.
Полный текст решения изготовлен 21.11.2018 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Дрондиной Е. Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катаевой-Гатиатуллиной Л.Р., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению МОО ТОС «Крохово» (614513, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ответчику Пермскому муниципальному району в лице Администрации Пермского муниципального района (614065, <...>; ОГРН<***>, ИНН <***>)
о взыскании убытков в размере 231 249 руб. 00 коп.,
третье лицо: Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района (614065, <...>),
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, доверенность от 02.04.2018 г., паспорт, ФИО2, паспорт, доверенность от 10.10.2018 года.
от ответчика – ФИО3, доверенность № 01ГУ-000086 от 21.12.2017 г., удостоверение,
от третьего лица: не явились, извещены,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Местная общественная организация ТОС «Крохово» (далее – истец) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Пермскому муниципальному району в лице Администрации Пермского муниципального района (далее – ответчик) о взыскании убытков в размере 231 249 руб.
Определением суда от 27 августа 2018 годав качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, привлечен Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района.
Истец на иске настаивает.
Ответчик с требованиями истца не признает, по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 78-79 с учетом оборота).
Третье лицо – явку представителя не обеспечило, свою позицию по заявленному иску не выразило.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.
Постановлением администрации Пермского муниципального района № 68-С от «02» мая 2017г.был утвержден порядок предоставления субсидий территориальным общественным самоуправлениям из бюджета Пермского муниципального района на софинансирование мероприятий по реализации социально значимых проектов (Далее - «Порядок предоставление субсидий»).
Распоряжением администрации Пермского муниципального района «Об итогах конкурса социально значимых проектов территориального общественного самоуправления в 2017г. от «06» июля 2017г.» одним из победителей конкурса социально значимых проектов было признано территориальное общественное самоуправление «Крохово», зарегистрированное на территории Савинского сельского поселения, социально значимый проект «Чистое Крохово».
Распоряжением Администрации Пермского муниципального района «Об утверждении объема субсидий на софинансирование мероприятий по реализации социально значимых проектов территориальных общественных самоуправлении» от «13» июля 2017г. № 68-С»был утвержден MOO ТОС «Крохово» для реализации социально значимого проекта «ЧистоеКрохово» объем субсидий из районного бюджета в размере143 600 руб. 00 коп.
«20» сентября 2016г. между Администрацией муниципального образования «Савинского поселение», в лице ФИО4 иМОО ТОС «Крохово», в лице председателя ФИО5 было заключено соглашениео предоставлении субсидии на софинансирование мероприятий по реализации социально значимого проекта территориального общественного самоуправления в размере 42 040 руб. 00 коп. (Соглашение от «20» сентября 2017г.) для доведения доли ТОС поселенческого уровня до необходимых 25% от стоимости всего проекта.
«20» сентября 2016г. МОО ТОС «Крохово»приступило к реализации социально значимого проекта «Чистое Крохово» - строительству пункта сбора ТБО, расположенного по адресу Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, <...> кадастровый номер: 59:32:0000000:13370.
Однако, Администрацией Пермского муниципального района не было заключено соответствующее соглашение, а Распоряжением Администрации Пермского муниципального района от «18» октября 2017г. № 140-С, МОО ТОС «Крохово» был немотивированно исключен из перечня территориальных общественных организаций, которым гарантировалось выделение субсидий на условиях софинансирования.
Тем не менее, к середине ноября 2017г.ключевой объект проекта - пункт сбора ТБО был возведен силами ТОС «Крохово»с привлечением финансовых и материальных средств ка общую сумму 231 249 руб. 00 коп, в том числе за счетсредств ФИО5как физического лица, добровольно согласившегося оказать содействие в завершении строительства и рассчитывающего на частичный возврат вложенных средств после возобновления субсидирования проекта из районного бюджета.
«30» ноября 2017.на пункте сбора ТБО было обнаружено предписание об освобождении земельного участка.
«19» декабря 2017г.распоряжением комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района от «19» декабря 2017г. № 2281 о принудительном демонтаже незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Пермского муниципального района пункт сбора ТБО, расположенный по адресу Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, <...> кадастровый номер: 59:32:0000000:13370 был внесен в перечень объектов подлежащих сносу.
«25» декабря 2017г.пункт сбора ТБО расположенный по адресу Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, <...> кадастровый номер: 59:32:0000000:13370 был демонтирован путем слома конструкций.
«29» мая 2017г.ТОС «Крохово» обратилось к Администрации муниципального образования «Савинское сельское поселение» с заявлением о предоставлении документов, удостоверяющие право муниципальной собственности на земельный участок, где будут проводиться работы в рамках проекта ТОС.
«30» мая 2017г.Администрация Муниципального образования «Савинское сельское поселение» в своем ответе № 481 ТОС «Крохово», указало, что право муниципальной собственности на земельный участок, необходимый для реализации проекта «Чистое Крохово», расположенный при въезде в <...> между шассе Космонавтов и зданием по адресу: <...>, не зарегистрировано, испрашиваемый земельный участок расположен на землях, право государственной собственности на которые не разграничено, и на сегодняшний день ни на каком виде права не предоставлен, в связи с чем, Администрация Савинского сельского поселения не возражает в реализации проекта «Чистое Крохово» на указанном земельном участке.
Кроме того, по мнению Истца при принятии решения о демонтаже незаконно размещенного объекта пункта сбора ТБО были грубо нарушены положения о порядке выявления и демонтажа незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Пермского муниципального района.
В соответствии с п. 2.2. Положения о порядке выявления и демонтаже незаконно размещенных объектовдвижимого имущества на территории Пермского муниципального района (утвержден Решением земского собрания Пермского муниципального района Пермского края от 28.09.2017г. № 256) (Далее - «Положения о порядке выявления и демонтаже незаконно размещенных объектов»)комитет в течение десяти днейпосле дня получения информации, указанной во втором абзаце пункта 2.1. настоящего Положения, производит проверку данной информации. По результатам проверки составляется акт согласно приложению № 1 к данному положению.
Согласно п. 2.4 Положения о порядке выявления и демонтаже незаконно размещенных объектовв течение 3-х рабочих дней после дня составления акта проверки, устанавливающего факт выявления незаконного размещенного движимого объекта, подлежат постановке на учет для организации их демонтажа и освобождения территории, занятой такими объектами.
В соответствии п. 2.6. Положения о порядке выявления и демонтаже незаконно размещенных объектовпо истечении установленного пунктом 2.4. настоящего Положения срока, с момента составления акта, о выявлении незаконно размещенного движимого объекта, Комитетом производится наклейка на незаконно размещенный движимый объект, предписание о необходимости освободить в течение 30 дней незаконно занятый земельный участок. Если владелец известен, то одновременно с расклейкой, предписания направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении.
В соответствии с п. 2.10. Положения о порядке выявления и демонтаже незаконно размещенных объектовкомитет для организации принудительного демонтажа незаконно размещенных движимых объектов, издает распоряжением о принудительном демонтаже таких незаконных размещенных движимых. Сроки издания распоряжения 5 рабочих дней после окончания срока, отведенного на добровольный демонтаж незаконного размещенного объекта недвижимости.
Таким образом, из вышеназванных норм следует, что на незаконно размещенный объект в течение четырех дней со дня составления акта должно быть помещено предписание с требованиями о добровольном демонтаже незаконного размещенного объекта, о чем должен быть уведомлен владелец.
Согласно сведениям, представленным в реестре незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Пермского муниципального района по состоянию на «09» января 2018г. акт № 12 о выявлении незаконно размещенного сооружения на земельном участке с кадастровым номером: 59:32:0000000:13370, по адресу: Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, д, Крохово, ул. Полевая, акт №12 от 01.11.2017 был составлен «01» ноября 2017г.
В соответствии с распоряжением о принудительном демонтаже незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Пермского муниципального района № 2281 от «19» декабря 2017г., в соответствии с которым был демонтирован пункт сбора ТБО, расположенный по адресу: Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, <...> временного хранения демонтируемых объектов определено по адресу: <...> в районе дома №91 а.
В соответствии с реестром незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Пермского муниципального района по состоянию на 09.01.2018 пункт сбора ТБО, расположенный по адресу Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, <...> был демонтирован 25.12.2.107г., 27.12.2017г. - утилизирован.
Обращает внимание суда, что в нарушение п. 4.1., 4.6Положения о порядке выявления и демонтаже незаконно размещенных объектов пункт сбора ТБО был утилизирован до истечения 6месячного срока хранения, что лишило владельца пункта сбора ТБО - ТОС «Крохово» возможность забрать имущество из пункта временного хранения.
Таким образом, утилизации объекта пункта сбора ТБО, расположенного по адресу: Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, <...> была произведена незаконно в нарушение порядка установленного Положением о порядке выявления и демонтажа незаконно размещенных объектов.
МОО ТОС «Крохово» перечислило денежные средства в размере 42 040 руб. (субсидия на софинансирование мероприятий) Администрации МО «Савинское сельское поселение», что подтверждается платежным поручением №4 от 03.07.2018 г. (л.д.111).
Истец считает, что действия Ответчика носили незаконный характер, изданный ненормативный правовой акт, комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района о сносе пункта сбора ТБО, был принят в нарушение установленных законодательством РФ правил, и повлек для Истца наступления убытков в виде стоимости объекта – пункта сора ТБО в размере 231 249 руб.
Суд, выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные доказательства, пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет убытки как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 названного Кодекса).
Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер убытков, причинную связь между допущенным правонарушением и возникшими убытками. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.
Представитель Ответчика с заявленными требованиями не согласна, пояснила суду следующее.
Постановлением администрации Пермского муниципального района от 02.05.2017 № 68-С утвержден Порядок предоставления субсидий территориальным общественным самоуправлениям из бюджета Пермского муниципального района на софинансирование мероприятии по реализации социально значимых проектов.
В соответствии с данным Постановлением было издано распоряжение
администрации Пермского муниципального района от 13.07.2017 № 68-С
«Об утверждении объёма субсидий на софинансирование мероприятий по
реализации социально значимых проектов территориальных общественных
самоуправлений». '1
Согласно п. 2.4. порядка предоставления субсидий территориальным общественным самоуправлениям из бюджета Пермского муниципального района на софинансирование мероприятий по реализации социально значимых проектов (далее - Порядок), утвержденного постановлением администрации Пермского муниципального района от 02.05.2017 № 68-С «Об утверждении Порядка предоставления субсидий территориальным общественным самоуправлениям из бюджета Пермского муниципального района на софинансирование мероприятий по реализации социально значимых проектов», администрация Пермского муниципального района (далее - Администрация) перечисляет субсидию на счёт ТОС в размерах и в сроки, определённые соглашением о предоставлении субсидии, при условии подтверждения ТОС исполнения своих обязательств по- софинансированию проекта ТОС в размере не менее 25 % от общей стоимости проекта ТОС. Для подтверждения исполнения обязательств по софинансированию расходов при реализации проекта, ТОС представляет в Администрацию:
п.п. 2.4.1. Порядка отчёт о выполнении условий софинансирования расходов при реализации социально значимого проекта ТОС по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (далее - отчёт о выполнении условий софрнансирования) в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в, силу распоряжения Администрации «Об утверждении итогов Конкурса социально значимых проектов территориальных общественных самоуправлений» в текущем финансовом году;
п.п. 2.4.2.Порядка копии платежных поручений, заверенные руководителем органа ТОС;
п.п. 2.4.3. Порядка копию договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках реализации проекта ТОС, заключенного в соответствии с действующим законодательством, заверенную руководителем органа ТОС.
За период проведения конкурса социально значимых проектов в 2017 году ТОС «Крохово» не предоставил документы, указанные в п.п. 2.4.1., 2.4.2., 2.4.3. Порядка, тем самым нарушив свои обязательства по софинансированию расходов при реализации социально значимого проекта «Чистое Крохово», что является несоблюдением условий предоставления субсидии на реализацию мероприятий социально значимого проекта за счет средств бюджета Пермского муниципального района. На основании вышеизложенного администрацией Пермского муниципального района было издано распоряжение от 18.10.2017 № 140-С «О внесении изменений в распоряжение, администрации Пермского муниципального района от 13.07.2017 № 68-С «Об утверждении объема субсидий на со финансирование мероприятий "по реализации социально значимых проектов территориальных общественных самоуправлений».
На сегодняшний день данный ненормативный правовой акт не отменен и не оспорен.
Решением Земского Собрания Пермского муниципального района от 28.09.2017 №256 утверждено Положение о порядке выявления и демонтажа незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Пермского муниципального района (далее - Положение). Настоящее Положение регламентирует порядок выявления и демонтажа незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Пермского муниципального района.
В результате обследования, проведенного 07.11.2017 (акт №12 от 07.11.2017) специалистами комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Комитет) выявлен факт возведения на земельном участке с кадастровым номером: 59:32:0000000:13370, расположенном по адресу: Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, <...> сооружения без правоустанавливающих документов на земельный участок и разрешительной документации на возведение данного сооружения.
В соответствии с п.2.5 Положения указанный объект 30.11.2017 внесен в Реестр незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Пермского муниципального района (далее - Реестр). Реестр опубликован на официальном сайте Пермского муниципального района (www.permraion.ru).
Сотрудниками Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Комитет), 09.11.2017 на сооружении размещено предписание о необходимости освобождения земельного участка в добровольном порядке. 30.11.2018 специалистами Комитета было размещено повторное предписание.
Согласно п.2.8. Положения владелец вправе обратиться в Комитет с
заявлением о невозможности по каким-либо причинам демонтировать
незаконно размещенный движимый объект в указанный в предписании срок,
Комитет рассматривает заявление и при признании причин уважительными,
устанавливает новые сроки для демонтажа незаконно размещенного
движимого объекта.
В адрес Комитета обращения о невозможности демонтировать незаконно размещенный движимый объект в указанный в предписании срок от председателя либо от иных представителей ТОС «Крохово» не поступали.
18.12.2017 в адрес Комитета поступило обращение председателя ТОС «Крохово» о направлении пояснений по вопросу демонтажа пункта приема ТБО и оказания содействия в надлежащем оформлении земельного участка под данным объектом. Письмом Комитета от 21.12.2017 №10837 председателю ТОС «Крохово» предоставлен ответ, который он получил лично 21.12.2017.
В соответствии с п.2.10 Положения после окончания срока, отведенного на добровольный демонтаж распоряжением Комитета от 19.12.2017 №2281 (далее - Распоряжение) утвержден перечень незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории Пермского муниципального района. Согласно п.2 Распоряжения срок принудительного демонтажа объекта по адресу: Пермский край, Пермский район, Савинское с/п, <...> установлен 25.12.2017.
Лицом, осуществляющим принудительный демонтаж, перемещение и временное хранение объектов, на основании муниципального контракта от 18.12.2017 являлся ФИО6, генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Демонтаж».
Согласно п.3.2. Положения демонтаж движимых объектов
осуществляется в присутствии работников органов внутренних дел,
действующих в пределах их компетенции. Письмом Комитета от 19.12.2017
№10820 в адрес начальника отдела МВД России по Пермскому району,
полковника полиции ФИО7 направлена информация о
планируемом принудительном демонтаже незаконно размещенных объектов
движимого имущества и о необходимости направления представителя от
отдела МВД России по Пермскому району для присутствия при проведении
демонтажа указанного объекта. -
В соответствии с Положением, объект был демонтирован силами подрядной организации в срок с 25.12.2017 по 27.12.2017. При демонтаже присутствовал участковый работник отдела полиции Савинского сельского поселения.
Как следует из материалов дела и пояснений самого Истца, «20» сентября 2016г. МОО ТОС «Крохово»приступило к реализации проекта «Чистое Крохово» при отсутствии заключенного соглашения, впоследствии продолжив выполнение работ несмотря наРаспоряжение Администрации Пермского муниципального района от «18» октября 2017г. № 140-С об исключении МОО ТОС «Крохово» из перечня территориальных общественных организаций, которым гарантировалось выделение субсидий на условиях софинансирования. Завершив к середине ноября 2017г.объект проекта - пункт сбора ТБО, который был возведен силами ТОС «Крохово»с привлечением финансовых и материальных средств ка общую сумму 231 249 руб. 00 коп., тем самым способствовал наступлению убытков в указанном размере.
Кроме того, Истец не воспользовался своим правомдобровольно демонтировать объект, а после принудительного демонтажа и перемещения на временное хранение, возврата демонтированного объекта, тем самым способствуя возникновению убытков, после чего объект был утилизирован.
Доказательств возникновения убытков в виде уничтоженного пункта сбора ТБО размере 231 249,00 руб. по вине Пермского муниципального района в лице Администрации Муниципального района Пермского края Истцом не представлено. Как заявлено самим Истцом объект – пункт сбора ТБО демонтирован и утилизирован без законных к тому оснований третьим лицом - Комитетом имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, а не Ответчиком по делу.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Истец не представил доказательств факта нарушения обязательств Пермского муниципального района в лице Администрации Муниципального района Пермского края, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками (ст. ст. 9, 65 АПК РФ). Требование о взыскании убытков в виде стоимости утилизированного объекта - пункта сбора ТБО в размере 231 249,00 руб. удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.
Судья Е.Ю. Дрондина