ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-15201/2021 от 20.09.2021 АС Пермского края

                  АРБИТРАЖНЫЙ СУД  ПЕРМСКОГО  КРАЯ

                        Екатерининская, д.177,  Пермь, 614068

www.perm.arbitr.ru

  Именем Российской Федерации

                                                РЕШЕНИЕ

г. Пермь

27 сентября 2021 года                                                      Дело № А50-15201/2021                                                                                                                                                                                            

Резолютивная часть решения объявлена судом 20 сентября 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 27 сентября 2021 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи  Катаевой М.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пастуховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

товарищества собственников жилья «Дом на Уинской» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

об оспаривании предписания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (доверенность от 18.06.2021, диплом, паспорт), ФИО2 (паспорт);

от заинтересованного лица –  ФИО3 (доверенность от 15.03.2021                № 32, диплом, удостоверение), ФИО4 (доверенность от 11.01.2021            № 3, диплом, паспорт),

УСТАНОВИЛ:

товарищество собственников жилья «Дом на Уинской» (далее – заявитель, ТСЖ «Дом на Уинской», товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее – заинтересованное лицо, инспекция) № 1342 от 18.03.2021.

В судебном заседании представители заявителя поддержали требования, полагая, что указанные в предписании работы по капитальному ремонту дома правомерно произведены заявителем за счет средств фонда капитального ремонта, предписание инспекции о восстановлении денежных средств на счете вынесено незаконно и создает препятствия для осуществления товариществом деятельности, связанной с управлением многоквартирным домом.

Представители инспекции с требованиями не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и письменных объяснениях. По мнению инспекции, работы, выполненные за счет взносов на капитальный ремонт, произведены не в соответствии с установленными региональной программой сроками, объем выполненных работ не соответствует перечню работ по капитальному ремонту, что свидетельствует о несоблюдении обязательных требований в части обеспечения сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт на сумму 4 867 660,62 руб.

Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Инспекцией на основании распоряжения от 16.02.2021 № 1342  в отношении ТСЖ «Дом на Уинской» проведена внеплановая документарная проверка, результаты которой отражены в акте проверки от 18.03.2021                   №  1342 (т. 1 л.д. 14-22, 34-36).  В ходе проверки инспекцией выявлено несоблюдение товариществом обязательных требований в части обеспечения сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт и к соответствию объема выполненных работ по капитальному ремонту объему, предусмотренному соответствующими договорами на выполнение работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме № 44 по улице Уинская города Перми, общая сумма нецелевого использования средств капитального ремонта составила 4 867 660,62 руб.

В целях устранения выявленного нарушения товариществу выдано предписание от 18.03.2021 №  1342, обязывающее в срок до 18.07.2021 восстановить денежные средства фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете (т. 1 л.д. 10-12).

Не согласившись с указанным предписанием, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в дело документы в совокупности с пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что в рамках представленных полномочий инспекцией проведена внеплановая документарная проверка, по результатам проверки товариществу выдано оспариваемое предписание.

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено Инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.

Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме (часть 1 статьи 135 ЖК РФ).

Как закреплено в статье 138 ЖК РФ основные обязанности товарищества собственников жилья состоят в следующем: осуществлять управление многоквартирным домом, выполнять обязательства по договору, обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество, обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью и т.д.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что  многоквартирный дом № 44 по улице Уинская города Перми находился в управлении ТСЖ «Дом на Уинской».

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ч.1 ст.158 ЖК РФ).

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (ч.2 ст.158 ЖК РФ).

Право собственников помещений в многоквартирном доме на денежные средства фонда капитального ремонта, образованного за счет их взносов, конкретизировано в разделе IX ЖК РФ, в соответствии с которым фонд капитального ремонта формируется путем перечисления взносов собственников помещений на специализированный счет либо путем их перечисления на счет регионального оператора (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ). Средства фонда капитального ремонта могут использоваться только в соответствии с их целевым назначением, указанным в ст. 174 ЖК РФ.

Частью 1 статьи 174 ЖК РФ определено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.

Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома (ч.1 ст.166 ЖК РФ).

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации названный перечень может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ).

Согласно статье 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.

В соответствии с нормами ЖК РФ, Закона Пермского края от 11 марта 2014 года N 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее - Закон № 304-ПК)  постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта (далее – Региональная программа).

 В целях реализации Программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, определения объемов финансирования услуг и (или) работ по капитальному ремонту, в том числе видов и объема государственной и муниципальной поддержки, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, органы местного самоуправления ежегодно утверждают краткосрочные планы (раздел 3 Региональной программы).

В соответствии с Региональной программой  собственники помещений в многоквартирных домах, выбравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта формирование его на специальном счете, обязаны обеспечить реализацию мероприятий Программы в сроки и в объемах, предусмотренных Программой и краткосрочными планами.

В отношении многоквартирного дома № 44 по улице Уинская города Перми Региональной программой предусмотрены следующие виды работ по капитальному ремонту: с 2021 по 2023 годы – ремонт внутридомовых инженерных систем, с 2027 по 2029 годы – ремонт и замена лифтового оборудования, признанного не пригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, с 2030 по 2032 годы – ремонт крыши, с 2039 по 2041 годы – ремонт несущих конструкций.

Исходя из положений, изложенных в  части 1 статьи 167 ЖК РФ следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе, устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.1 ст.7 Закона  № 304-ПК  минимальный размер фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома, собственники в котором формируют указанный фонд на специальном счете, устанавливается как доля в размере 30 процентов от оценочной стоимости капитального ремонта такого многоквартирного дома, включающего все услуги и работы, входящие в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома.

На территории Пермского края минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах устанавливается постановлениями Правительства Пермского края.

Из анализа положений части 3 статьи 166 ЖК РФ и  части 2.1 статьи 7 Закона № 304-ПК следует, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете может быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере большем, чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный Правительством Пермского края. В этом случае перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемый решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, может быть дополнен услугами и (или) работами, не предусмотренными региональной программой капитального ремонта, а сроки проведения капитального ремонта могут быть установлены более ранние, чем это предусмотрено региональной программой капитального ремонта.

В случае если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Пермского края, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта (ч. 2.2. ст. 7 Закона № 304-ПК).

Как установлено инспекцией в ходе проверки и не оспаривалось заявителем, 11.03.2015 собственниками помещений в многоквартирном доме № 44 по улице Уинская города Перми было принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Пермского края.

С учетом данного обстоятельства, основываясь на приведенных правовых нормах, судом установлено, что денежные средства, накопленные на специальном счете, товарищество вправе расходовать исключительно на услуги и (или) работы в сроки, установленные Региональной программой.

Сведений о том, что в отношении спорного многоквартирного дома были утверждены краткосрочные программы, материалы дела не содержат.

 Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд установил, что на общих собраниях собственников, оформленных протоколами общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме № 1 от 05.08.2016,  № 2 от 12.07.2017, № 2 от 13.07.2018, № 1 от 04.07.2019, № 1 от 05.08.2020 были приняты решения о проведении капитального ремонта общего имущества за счет средств, накопленных на специальном счете (т. 1 л.д. 40-58, т. 2 л.д. 3-7).

В соответствии с указанными решениями товариществом заключены договоры подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, по итогам исполнения соответствующих работ произведено списание денежных средств со специального счета на общую сумму 4 867 660,62 руб.

Заявитель полагает, что работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома правомерно были произведены им за счет средств фонда капитального ремонта.

Приведенные доводы заявителя суд признает ошибочными по следующим основаниям.

Действительно, возможность изменения сроков проведения капитального ремонта предусмотрена в соответствующем положении ЖК РФ, Закона № 304-ПК.

В то же время, данное положение содержит условие – если на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования. Кроме того, виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего  имущества в многоквартирном доме должны быть определены нормативно.

Таким образом, поскольку капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения Региональной программой в отношении спорного многоквартирного дома не предусмотрен, то выполнение ТСЖ работ по ремонту участка циркуляции ГВС и замене стояков отопления по подвальному помещению за счет средств, накопленных на специальном счете в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, неправомерно, поскольку противоречит действующему законодательству.

Кроме того, состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень), и порядок их оказания и выполнения, согласно которому регламентирован перечень работ, выполняемых в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах и работ для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах, в том числе, проведение восстановительных работ, восстановление работоспособности (ремонт, замена).

Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Таким образом, плата за выполнение ТСЖ работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, структурно входит в состав платы за содержание и текущий ремонт (п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ) и не может быть произведена за счет взносов на капитальный ремонт с учетом отсутствия данных работ в Региональной программе.

Довод заявителя об ошибочном применении инспекций методических рекомендаций при отнесении выполненных работ не к капитальному ремонту, а к текущему ремонту, отклонен, как не доказанный и не имеющий существенного значения для рассмотрения настоящего дела.

Материалами дела подтверждаются допущенные заявителем нарушения, следовательно, требование заинтересованного лица, изложенное в предписании, соответствует положениям действующего законодательства.

Содержание предписания отвечает критериям определенности и исполнимости, поскольку позволяет установить, в отношении каких нарушений в нем установлено требование соблюдать положения действующего законодательства, а также характер требуемых от товарищества мер. Право выбора способа выполнения предписания предоставлено заявителю в соответствии с возложенными на него обязанностями по управлению многоквартирным домом. В случае невозможности выполнения предписания в установленный срок товарищество не лишено возможности обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока исполнения. Доказательств того, что заявитель обращался к заинтересованному лицу с указанным заявлением, материалы дела не содержат.

С учетом изложенного выше арбитражный суд не усматривает несоответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства. Кроме того, заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Выдача предписания, которое основано на законе, не может нарушать права и законные интересы заявителя.

Таким образом, судом не установлена совокупность оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным, соответственно отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

В связи с отказом в удовлетворении требований государственная пошлина по  делу относится на заявителя в порядке ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований отказать.

        Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

                        Судья                                              Катаева М.А.