АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Пермь
18 декабря 2006 года Дело №А50-15302/2006-А6
Резолютивная часть решения объявлена 11.12.2006г. Полный текст решения изготовлен 18.12.2006г.
Арбитражный суд Пермской области в лице судьи А.Н. Саксоновой,
при ведении протокола заседания судьей, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Карагайского муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго»,с.Карагай Пермского края к Межрайонной ИФНС России №3 по Пермскому краю, 3-е лицо: Муниципальное учреждение Управление финансов и налоговой политики Карагайского района, о признании недействительными решений налогового органа
Представители сторон участия в заседании не принимали.
Карагайское муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнерго» обратилось в арбитражный суд Пермской области с требованиями (с учетом их уточнения в порядке ст.49 АПК РФ) к Межрайонной ИФНС РФ №3 по Пермскому краю о признании недействительными ее решений от 18.08.2006г. №1233, №1234, от 14.08.2006г. №1199, №1198, №1197 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», а также решений от 18.08.2005г. №1235 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» и от 18.08.2006г. №812 «О взыскании налоговой санкции», ссылаясь на необоснованное доначисление налога на добавленную стоимость по результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций по НДС за апрель, август, декабрь 2003года и январь, февраль, декабрь 2004года. Заявитель считает, что оспариваемыми решениями ему необоснованно доначислены платежи по НДС, поскольку полученные предприятием целевые бюджетные средства не связаны с оплатой реализованных налогоплательщиком товаров (работ, услуг) и обоснованно не были включены в налогооблагаемую базу по исчислению НДС.
Налоговый орган с требованиями заявителя не согласен, ссылаясь на законность принятых решений. По мнению Инспекции, предприятием в уточненных декларациях по НДС в нарушение п.п.2 п.1 ст.162 НК РФ неправомерно уменьшена налоговая база на суммы субсидий, перечисленных из бюджета, в счет оплаты услуг по теплоснабжению.
Третье лицо – Муниципальное учреждение Управление финансов и налоговой политики Карагайского района требования заявителя поддерживает, Из отзыва следует, что финансовым управлением проводится перерасчет сумм начисленных субсидий при оказании предприятиями услуг ЖКХ. Начисление субсидий по потребителям ЖКХ, имеющим льготы по оплате услуг, производится расчетным центром Администрации Карагайского района. Ранее суммы из бюджета финансировались с НДС, с апреля 2006г. производится перерасчет без НДС.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не прибыли, участники процесса извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, поэтому неявка сторон в силу ч.2 ст.200 АПК РФ не препятствует рассмотрению спора по существу.
Изучив материалы дела, арбитражный суд первой инстанции установил:
Карагайским муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнерго» (далее по тексту – предприятие) в мае 2006года в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые периоды 2003-2004гг., в том числе за апрель, август, декабрь 2003г. и январь, февраль, декабрь 2004г. Уточненные декларации по НДС представлены заявителем в связи с проводимым перерасчетом начисленных и перечисленных сумм субсидий по жилищно-коммунальным услугам без учета налога на добавленную стоимость, о чем предприятию было сообщено письмом МУ Управления финансов и налоговой политики Карагайского района от 28.03.2006г. №115 «О перерасчете субсидий по ЖКУ за 2003-2004гг.» (л.д.75 т.2). В представленных уточненных декларациях налогоплательщиком из налоговой базы исключены суммы бюджетного финансирования, ранее полученные с налогом на добавленную стоимость.
Налоговым органом проведены камеральные проверки представленных уточненных деклараций, по результатам которых с соблюдением ст.101 НК РФ Инспекцией приняты решения от 18.08.2006г. №1233 (апрель 2003г.), №1234 (август 2003г.), от 14.08.2006г. №1197 (январь 2004г.), №1198 (февраль 2004г.), №1199 (декабрь 2004 года) об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение от 18.08.2005г. №1235 (декабрь 2003г.) о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и вынесенное на его основании решение от 18.08.2006г. №812 о взыскании налоговой санкции за неуплату НДС за декабрь 2003года. Названными решениями предприятию доначислен НДС суммах 64167руб. за апрель 2003г., 358167руб. за август 2003г, 340500руб. за декабрь 2003г., а также соответствующие суммы пени 8093,28руб. и штраф по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 43985руб. за неуплату налога за декабрь 2003г., НДС в сумме 44237руб. за январь 2004г., 305085руб. за февраль 2004г. и 78272руб за декабрь 2004 года. На основании решения о привлечении к ответственности от 18.08.2006г. №1235 налоговым органом принято решение в порядке ст.103.1 НК РФ взыскании налоговой санкции в сумме 43985руб.
При проведении камеральных налоговых проверок уточненных деклараций по НДС Инспекцией установлено, что предприятие уменьшило налоговую базу по НДС на сумму бюджетных средств в связи с предоставлением гражданам льгот и субсидий по оплате услуг ЖКУ.
По мнению налогового органа, спорные бюджетные средства, полученные предприятием в 2003-2004гг. в качестве субсидий на оплату услуг ЖКУ подлежат включению в облагаемую НДС базу по пп.2 ст.162 НК РФ.
Выводы Инспекции являются ошибочными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен в статьях 153 - 162 Кодекса.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В пункте 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, предусматривающей порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции, также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Карагайское муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнерго» администрации Карагайского района является организацией жилищно-коммунального хозяйства, оказывает населению услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению.
Из материалов дела видно, что во исполнение Постановления Правительства РФ № 887 от 02.08.1999г. «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг» администрацией Карагайского района 31.03.2003г. утверждено Положение о Районном расчетном центре по начислению и обработке платежей населения за ЖКУ, которым производится начисление платежей за жилищно-комунальные услуги в соответствии с действующими на территории района тарифам, а также начисление льгот по оплате ЖКУ в соответствии с федеральным законодательством, законами Пермской области, начисление субсидий малообеспеченным семьям. Указанная информация о начисленных платежах, в том числе о суммах начисленных субсидий, доводится до предприятий ЖКХ (т.2 л.д.41-45).
Судом установлено, что в рамках трехстороннего договора от 06.03.2003г. заключенного между Администрацией Карагайского района, районным расчетным центром по начислению и обработке платежей за ЖКУ и КМУП «Теплоэнерго», заявителю, как получателю бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью, в 2003-2004гг. было выделено бюджетное финансирование по статье 130300 бюджетной экономической классификации (л.д.46 т.2, л.д.76-77 т.2).
Платежными поручениями от 04.04.2003г. №917, от 11.08.2003г. №2242, от 06.12.2003г. №3612, от 09.01.2004г. №122, от 06.02.2004г. №388, от 23.12.2004г. №3749, от 09.12.2004г. №3614 (т.3 л.д.29-35) Управлением финансов и налоговой политики Карагайского района в адрес заявителя были перечислены денежные средства в размере 7500113,82руб. с указанием назначения платежа "субсидии ЖКУ", с указанием подстатьи бюджетной классификации 130300. Из пояснений заявителя и третьего лица следует, что бюджетное финансирование производилось с учетом начисленных сумм налога на добавленную стоимость.
Указанные денежные средства первоначально были включены заявителем в налоговую базу по НДС и продекларированы в соответствующих расчетах по НДС (основные декларации – т.1. л.д.65, 75, 85, 102, 110, 116) в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Федеральным законом "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 предусмотрено предоставление семьям, в которых совокупный доход на одного человека не превышает прожиточного минимума, жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг, по расходам на эти цели, превышающим половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Обеспечение предоставления субсидий законом возложено на органы местного самоуправления. При этом возмещение связанных с предоставлением гражданам субсидий должно осуществляться за счет средств местных бюджетов и передаваемой на эти цели финансовой помощи из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, размер которой устанавливается законами о бюджете на очередной финансовый год.
Порядок предоставления субсидий установлен "Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, согласно которому субсидии гражданам предоставляются в безналичной форме в виде уменьшения размера их платежа за жилье и коммунальные услуги.
Согласно статье 5 Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
До 1 января 2005 года вышеназванные расходы бюджетов согласно Приказу Минфина России от 11.12.2002г. №127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" входили в отдельную группу расходов бюджетов Российской федерации по коду 130000 "Субсидии, субвенции и текущие трансферты".
Довод Инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, является необоснованным. В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Поэтому в первоначальных налоговых декларациях по НДС предприятием завышена налогооблагаемая база на сумму фактически полученных бюджетных средств, имеющих целевую направленность. Факт получения целевых бюджетных средств и их размер инспекцией проверен и не оспаривается. Нецелевое использование этих средств и получение в результате этого экономической выгоды, не выявлено. С учетом изложенного предприятие обоснованно произвело корректировку налоговых обязательств по НДС путем представления уточненных расчетов.
Суд первой инстанции не соглашается с доводом Инспекции о том, что в составе бюджетных средств предприятием был ранее получен НДС, поэтому предприятие не вправе уменьшать налоговую базу по НДС. Ошибочное начисление НДС распорядителями бюджетных не должно влиять на порядок формирования налогооблагаемой базы по НДС. Более того, из пояснений третьего лица (в предварительном судебном заседании) и материалов дела следует, что, в связи с получением разъяснений от Министерства финансов Пермского края о механизме предоставления льгот и субсидий, а также об особенностях определения налогооблагаемой базы по НДС с учетом п.2 ст.154 НК РФ, начиная с апреля 2006 года Управлением финансов и налоговой политики Карагайского района производится перерасчет ранее перечисленных сумм субсидий по КМУП «Теплоэнерго». При этом начисленные суммы субсидий в 2006 году предприятию не перечисляются а зачисляются в погашение задолженности, образовавшейся после произведенного перерасчета субсидий на сумму НДС за 2003-2004гг.(т.3 л.д.22,25-28).
Обязанность предприятия включать полученные средства в налогооблагаемую базу не вытекает и из смысла положений подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, на который ссылается Инспекция. Суммы субсидий и субвенций, предоставляемых бюджетами различного уровня и направленных на компенсацию затрат предприятий ЖКХ, связанных с применением последними государственных регулируемых цен, нельзя расценивать как полученные заявителем за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Оспариваемые решения подлежат признанию недействительным, как несоответствующие требованиям гл.21 НК РФ.
Согласно ст.112 АПК РФ судом распределены судебные расходы. Требования заявителя удовлетворены в полном объеме, поэтому в соответствии со ст.ст.104, 110 АПК РФ государственная пошлина в общей сумме 13000руб., уплаченная по платежным поручениям от 01.09.2006г. № 449, от 18.09.2006г. № 451, 452, 453, 454, 455, 456 (т.1 л.д.50-56), подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь ст.ст. 176, 104, 110, 112, 168-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Пермской области
РЕШИЛ:
Требования удовлетворить.
Признать недействительными решения Межрайонной ИФНС РФ №3 по Пермскому краю от 18.08.2006г. №1233, №1234, от 14.08.2006г. №1199, №1198, №1197 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», от 18.08.2005г. №1235 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», от 18.08.2006г. №812 «О взыскании налоговой санкции», как несоответствующие положениям гл.21 Налогового кодекса РФ. Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возвратить Карагайскому муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго» (ИНН <***>, местонахождение: 617210, <...>) из федерального бюджета государственную пошлину в общей сумме 13000руб., уплаченную по платежным поручениям от 01.09.2006г. № 449, от 18.09.2006г. № 451, 452, 453, 454, 455, 456.
Справку на возврат выдать.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пермской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.Н. Саксонова