ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-15324/12 от 10.10.2012 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

15 октября 2012 года Дело № А50-15324/2012

Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 15 октября 2012 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Т.Ю.Плаховой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лузениной Т.В. рассмотрел в судебном заседании дело

по исковому заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Городскому бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница № 13» (ОГРН <***>; 5906086334)

об обязании восстановить средства обязательного медицинского страхования, возвратить в бюджет фонда использованные не по назначению средства и о взыскании штрафа

В заседании приняли участие:

от истца – ФИО1, доверенность от 12.03.2012г., удостоверение, ФИО2, доверенность от 26.09.2012г., удостоверение;

от ответчика – ФИО3, доверенность от 31.01.2011г., паспорт.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее – истец, ТФОМС Пермского края, фонд) обратился в суд с иском к Городскому бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Детская клиническая больница № 13» (далее – ответчик, ГБУЗ «ДКБ №13», Учреждение) об обязании восстановить средства обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), использованные не по целевому назначению, путем перечисления на собственный счет (счет медицинской организации) по учету средств ОМС в сумме 10 065 руб. 36 коп., возвратить в бюджет ТФОМС Пермского края средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 10 757 руб. 93 коп. и о взыскании штрафа в сумме 9 542 руб. 27 коп. на счет ТФОМС Пермского края в УФК по Пермскому краю.

Ответчиком представлен отзыв, согласно которому с иском не согласен, считает требования незаконными, ссылаясь при этом на то, что нецелевое использование средств ОМС им не допущено.

Как следует из материалов дела, между Фондом и МУЗ «Городская клиническая больница № 1» последовательно были заключены договоры на оплату лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию» № 07/687 от 30.12.2008г., № 07/110 от 15.01.2010г., предметом которых является оплата Фондом лечебно-профилактической помощи, оказанной ГБУЗ «ДКБ №13» на основании договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по ОМС.

На основании распоряжения Правительства Пермского края от 15.09.2011г. № 183-рп МУЗ «Городская детская клиническая больница № 1» передано в государственную собственность Пермского края и переименовано в ГБУЗ Пермского края «Детская клиническая больница № 13».

Согласно п. 3.2.1 договоров Фонд обязуется оплачивать медицинскую помощь по договорам, оказанную Учреждением по ОМС, в соответствии с действующими на момент оплаты нормативными правовыми актами Фонда, законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также в соответствии с решениями Краевой согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС и документами, утвержденными Фондом.

Учреждение в свою очередь обязалось использовать полученные по договору средства эффективно и рационально в соответствии с их целевым назначением (п. 3.1.11 указанных договоров).

При этом по условиям заключенных между сторонами договоров Фонд осуществляет проверку деятельности Учреждения, связанную с исполнением настоящего договора (включая целевое и рациональное расходование средств ОМС).

Пунктом 5.3 договоров стороны предусмотрели, что в случае установления специалистами Фонда фактов нецелевого использования Учреждением средств, полученных по договорам, Учреждение обязано восстановить всю сумму средств ОМС, использованных не по назначению, за счет средств бюджета, средств учредителя, платных услуг населению в соответствии с предписанием Фонда.

Из материалов дела следует, что Фондом на основании договоров на оплату лечебно-профилактической помощи по обязательному медицинскому страхованию проведена проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования ГБУЗ «ДКБ №13» за 2009-2011 г.г., - в период с 23.01.2012г. по 22.02.2012г.

По результатам проведенной проверки составлен акт от 22.02.2012г., в котором зафиксированы допущенные ГБУЗ «ДКБ №13» нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании средств ОМС. На основании акта в адрес Учреждения вынесено предписание об устранении нарушений в использовании средств ОМС от 02.03.2012г. № 04/865, которым ответчику предлагалось восстановить денежные средства ОМС, использованные не по назначению, в сумме 124 852 руб. 82 коп. за период 2009-2010гг. путем перечисления на собственный счет Учреждения по учету средств ОМС за счет средств бюджета, платных услуг населению или средств собственника в срок до 22.03.2012г.

В тот же день Фондом выставлено требование № 04/866 о возврате в бюджет Фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 9 407 руб. 20 коп., 1 350 руб. 73 коп., а также об уплате штрафов в размере суммы нецелевого использования средств 9 407 руб. и в размере 10% от суммы нецелевого использования средств 135 руб. 07 коп.

Учреждение не согласилось с выводами, изложенными в акте в части вмененного нарушения в виде нецелевого использования средств ОМС для выплаты заработной платы бухгалтеру ФИО4 в 2010г. на сумму 10 065 руб. 36 коп., в 2011г. на сумму 10 757 руб. 93 коп., направило Фонду 22 02.2012г. возражения на акт.

По результатам рассмотрения возражений на акт Фонд поддержал выводы, изложенные в нем, и предложил принять меры по восстановлению средств, использованных не по целевому назначению согласно предписанию и требованию Фонда.

Неисполнение ответчиком указанных предписания и требования в полном объеме в установленный срок послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим заявлением.

В силу положений ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции, действующей в проверяемый период) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Правительством Российской Федерации утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на конкретный год, которой определяются виды и объемы медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. Ее финансирование осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов всех уровней.

В соответствии с этими Программами органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Законами Пермского края от 25.12.2009г. № 561-ПК, от 02.12.2010г. № 713-ПК утверждены Программы государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010, 2011 года соответственно (далее - Программы), где определены объемы и условия получения гражданами Пермского края медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

В соответствии с разделом 1 Программ оказание медицинской помощи финансируется за счет средств ОМС, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ в соответствии с Территориальной программой.

Согласно п. 7 Программ расходование средств, полученных медицинскими организациями в рамках реализации Программы, производится в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, действующей единой методики расчета тарифов на медицинские услуги в системе ОМС на территории Пермского края, Порядка определения расходов медицинских учреждений, работающих в системе ОМС на территории края, подлежащих возмещению за счет средств ОМС, утвержденного Министерством здравоохранения Пермского края и Пермским краевым фондом ОМС.

Программы содержат перечни мероприятий, обеспечивающих реализацию законодательно установленных прав граждан на получение гарантированных видов бесплатной медицинской помощи, и объемы необходимых для их реализации финансовых средств.

Разделы 3, 4 Программ на соответствующий год разграничивают обязанности по финансированию Программы между бюджетами разных уровней: в разделе 3 Программ перечислены виды медицинской помощи, предоставляемые в рамках территориальной Программы ОМС; в разделе 4 – виды медицинской помощи, предоставляемой за счет средств бюджетов всех уровней (муниципальных и краевого).

Согласно п. 2.4 раздела 4 Программ за счет бюджетов муниципальных районов (городских округов) предоставляется медицинская помощь, медицинские и иные услуги, в том числе во внутрибольничных аптеках.

В ходе проверки специалистами Фонда установлено, что Учреждением в 2010г., 2011г. за счет средств ОМС выплачена заработная плата бухгалтеру 2 категории ФИО4, которая осуществляет учет медикаментов на аптечном складе, финансируемом в 2010г. за счет муниципального образования, в 2011г. – за счет средств бюджета Пермского края.

Полагая, что часть заработной платы названного работника подлежала выплате за счет средств краевого бюджета и муниципального образования, специалисты Фонда пришли к выводу о расходовании Учреждением средств ОМС (в размере определенной части заработной платы ФИО4) израсходованы на цели, не предусмотренные Программами на соответствующий год.

По расчету Фонда Учреждением неправомерно выплачена названному работнику заработная плата за счет средств ОМС в 2010г. в размере 10 065 руб. 36 коп., в 2011г. – 10 757 руб. 93 коп., расходы на ее выплату за счет средств ОМС расценены истцом как нецелевое использование средств ОМС.

Фондом начислен Учреждению штраф за использование не по целевому назначению средств, перечисленных Учреждению на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, на основании ч. 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». При этом размер штрафа определен Фондом за период с 01.01.2011г. по 30.11.2011г. в соответствии с редакцией названной нормы, действовавшей до 30.11.2011г. (штраф в размере суммы нецелевого использования средств), в последующий период – в редакции Федерального закона от 30.11.2011г. № 369-ФЗ (штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств).

Ответчик в требованиями не согласен, считает вывод Фонда о нецелевом расходовании средств ОМС на заработную плату работнику ФИО4 необоснованным.

Согласно доводам ответчика ФИО4 занимает должность бухгалтера 2 категории в бухгалтерии больницы, а не аптеки, с учетом работы на 1 ставку; в штатном расписании больницы и больничной аптеки должность бухгалтера по обслуживанию аптеки отсутствует, и, как следствие, отсутствует соответствующее бюджетное финансирование. Ответчик считает, что осуществление ФИО4 контроля за движением медикаментов на аптечном складе, входящих наряду с другими функциями в обязанности названного работника, не является основанием для выплаты ей заработной платы из средств бюджета. Указывает на невозможность введения отдельной должности на 0,25 ставки для обслуживания больничной аптеки с учетом коечного фонда, финансируемого за счет средств бюджета. Отмечает отсутствие логики в доводах истца о двух источниках выплаты заработной платы бухгалтеру с учетом осуществления им учета медикаментов, финансируемых за счет средств ОМС и бюджета, со ссылкой на то, что штатные сотрудники больничной аптеки, обрабатывающие как бюджетные лекарственные средства, так и полученные за счет ОМС, получают оплату исключительно из бюджетных средств, в соответствии со штатным расписанием.

Из материалов дела следует, что ФИО4 30.10.2000г. принята на работу в больницу на должность старшего кассира бухгалтерии, впоследствии с 01.04.2004г. переведена на должность бухгалтера 2 категории бухгалтерии больницы, на которой она находилась в период проведения Фондом проверки, с учетом объема работ на 1 ставку (трудовой договор б/н от 30.10.2000г. с дополнительными соглашениями к нему – л.д. 54-58).

К обязанностям бухгалтера 2 категории отнесены среди прочих осуществление контроля за движением лекарственных средств и медикаментов на аптечном складе, причем без разграничения по источникам финансирования их приобретения.

Согласно штатному расписанию на 01.01.2010г., на 01.01.2011г. источником финансирования должности бухгалтера 2 категории в составе бухгалтерии больницы является ОМС; финансирование из бюджета не предусмотрено; в перечне работников аптеки должность бухгалтера не указана.

Истец указал, что при проведении проверки названные штатные расписания Учреждением не предоставлялись, специалисты Фонда исходили из сведений, содержащихся в штатном расписании на 2009г., в котором в бухгалтерии имелось 0,25 ставки бухгалтера 2 категории, финансированной из бюджета.

Представитель ответчика пояснил, что в 2009г. действительно 0,25 ставкибухгалтера 2 категории финансировалось из бюджета, однако Учреждению было указано на несоответствие введеной должности размеру бюджетного коечного фонда, в связи с чем с 2010г. штатное расписание скорректировано.

Довод истца о непредставлении ему при проверке штатного расписания на 2010г. и 2011г. документально не подтвержден. Кроме того, при ознакомлении с названными документами в ходе рассмотрении дела истец дополнительные аргументы в обоснование своей позиции не привел; настаивал на требованиях со ссылкой на бюджетный источник финансирования аптечного склада, а значит, и заработной платы ФИО4, осуществлявшей учет медикаментов на нем.

Материалами дела подтверждается, что среди должностей в подразделении Учреждения «аптека», финансированного в спорный период бюджетом, бухгалтер не значится; в учреждении функционировала централизованная бухгалтерия с оплатой заработной платы и текущей ее деятельности за счет средств ОМС; в бухгалтерии выделена должность бухгалтера 2 категории (всего 3,25 единицы).

В соответствии со структурой коечного фонда на 01.01.2010г., на 01.01.2011г., утвержденных начальником управления здравоохранения администрации г.Перми, в 2010г. количество коек по видам медицинской помощи, финансируемым за счет средств ОМС составило 349, за счет средств бюджета – 25; в 2011г. – 363 и 30 соответственно.

Согласно Приложению № 2 к приказу Минздрава Российской Федерации от 09.06.2003г. № 230 «Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения» должности бухгалтера по учету материальных ценностей устанавливается из расчета 1 должность на 300 коек в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих коечный фонд. При этом в штатные расписания могут вводиться целые или 0,25, 0,5 и 0,75 должности (единицы), при их расчете итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25, цифры 0,38-0,62округляются до 0,5, цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 – до единицы.

Исходя из количества коек, финансируемых из бюджета (25 в 2010г. и 30 в 2011г.), минимально допустимая часть должности бухгалтера по учету материальных ценностей (0,25) с бюджетным источником выплат введена быть не могла. То есть Учреждение обосновано не ввело в 2010г. и 2011г. такую часть должности с финансированием из бюджета.

Истец не отрицает, что ФИО4 помимо учета медикаментов на аптечном складе осуществляла иные обязанности, не связанные с деятельность больничной аптеки; фактически состояла в штате подразделения, которое финансируется по программе ОМС.

Вопреки доводам ответчика истец признал нецелевым использованием средств ОМС в размере части полученной ФИО4 в 2010-2011гг. заработной платы. При определении размера средств ОМС, направленных Учреждением на выплату заработной платы ФИО4 в нарушение их целевого назначения, истец исходил из данных о распределении стоимости приобретенных за проверяемый период медикаментов в разрезе источников финансирования. Рассчитав по правилам пропорции долю стоимости медикаментов, приобретенных за счет бюджетных средств, от общей стоимости всех медикаментов в среднем за три года проверяемого периода (3,02%), истец применил данный показатель для исчисления неправомерно выплаченной за счет средств ОМС доли заработной платы ФИО4

Вместе с тем, такой метод распределения расходов по источникам финансирования приобретенных медикаментов в целях определения подлежащих возмещению за счет средств ОМС расходов медицинских учреждений нормативно не предусмотрен.

Возможность применения принципа пропорциональности при распределении между расходами на оказание медицинской помощи, финансируемой за счет средств ОМС, соответствующего бюджета и медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств работодателей, предусмотрена Порядком определения подлежащих возмещению за счет средств ОМС расходов медицинских организаций, работающих в системе ОМС на территории Пермского края от 25.05.2010г.

Согласно названному Порядку, разработанному в целях систематизации и унификации подходов к использованию денежных средств, полученных с медицинскими учреждениями, работающими в системе ОМС на территории Пермского края в рамках реализации Территориальной Программы ОМС и обоснованного определения расходов медицинских организаций, подлежащих возмещению за счет средств ОМС, расходование средств, полученных медицинской организацией за оказание медицинских услуг по ОМС, производится в соответствие с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов организации по средствам ОМС. Нецелевым использованием средств ОМС является расходование средств ОМС на цели, не предусмотренные сметой.

Затраты по оплате труда административно-управленческого, хозяйственно-обслуживающего и общебольничного медицинского персонала распределяются пропорционально основной заработной плате указанных подразделений. Причем расходы по оплате труда названных подразделений за счет средств ОМС подлежат возмещению по штатным единицам, учтенным при формировании плановой сметы.

Соответствие приведенного расчета названному Порядку не доказано, смета, первичная документация, необходимая для такого расчета, истцом не представлены.

При указанных обстоятельствах суд считает выплату Учреждением заработной платы названному работнику за счет средств ОМС правомерной, нецелевое использование денежных средств, направленных на ОМС, по рассматриваемым основаниям не усматривает.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Поскольку факт нецелевого использования Учреждением средств ОМС на зарплату ФИО4 в 2010г. в размере 10 065 руб. 36 коп., в 2011г. в размере 10 757 руб. 93 коп. истцом не доказан, основания для применения штрафных санкций за указанное правонарушение на основании ч. 9 ст. 39Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» отсутствуют.

Оценив в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы и с учетом положений действующего законодательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В связи с тем, что истец, являясь органом социального страхования, при обращении в суд был освобожден от уплаты государственной пошлины (подпункт 1.1. пункта 1 ст.333.37 НК РФ), государственная пошлина при отказе в удовлетворении исковых требований, взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.

Судья Т.Ю. Плахова