ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-15370/17 от 06.10.2017 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь Дело № А50-15370/2017

12 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 12 октября 2017 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе: судьи В.В. Удовихиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Катаевой-Гатиатуллиной Л.Р.,

рассмотрел в судебном заседании дело

по иску Государственного казенного учреждения Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края» (614060, г. Пермь, бульвар Гагарина, 10, ОГРН 1105902000885, ИНН 5902293717)

к ответчику – Обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Вектор" (ОГРН 1085902002152, ИНН 5902844643)

о расторжении государственного контракта

при участии:

от истца: Голдобина И.П., паспорт, доверенность от 28.06.2017г., Бирюков Д.В., паспорт, доверенность от 22.09.2017.

от ответчика: Шестаков В.М., директор, паспорт

Государственное казенное учреждение Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края» обратилось в Арбитражный суд Пермского края сиском к Обществу с ограниченной ответственностью "Строй-Вектор" о расторжении контракта №2/2015-ПИР от 15.07.2015г. на разработку проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция инженерных сетей ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО им.Героя России Ф.Кузьмина» в части технического перевооружения котельной (замена котла).

Ответчик в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований, письменный отзыв не представил, указал на невозможность исполнения контракта в соответствии с имеющимся техническим заданием.

В соответствии с частью 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) непредставление отзыва на исковое заявление не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

Как следует из материалов дела, 15.07.2015 между государственным казенным учреждением Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края» (далее - ГКУ ПК «УКС Пермского края», Заказчик, Истец) и ООО «Строй-Вектор» (далее -Подрядчик, Ответчик) был заключен государственный контракт № 2/2015-ПИР на разработку проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция инженерных сетей ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО им. Героя России Ф. Кузьмина» в части технического перевооружения котельной (замена котла) (далее - государственный контракт).

Согласно п. 2.1. государственного контракта Заказчик осуществляет финансирование, а Подрядчик выполняет работы по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция инженерных сетей ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО им. Героя России Ф. Кузьмина» в части технического перевооружения котельной (замена котла) (далее - Объект).

В соответствии с п. 5.1 государственного контракта срок выполнения работ 74 календарных дня с момента его заключения, то есть в срок до 26.09.2015 года.

Пунктом 4 технического задания к государственному контракту предусмотрена стадийность проектирования: первая стадия включает в себя составление проектно-сметной документации, вторая стадия - рабочей документации.

Результатом выполненных Подрядчиком работ согласно условиям контракта и технического задания к нему, является передача Заказчику следующей документации:

1.проектная документация, прошедшая государственную экспертизу;

2.положительное заключение государственной экспертизы объекта капитального строительства;

3.положительное заключение государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства;

4.4. рабочая документация, разработанная в объеме необходимом для

строительства и сдачи объекта в эксплуатацию.

Ответчик при заключении государственного контракта принял на себя обязательства полностью исполнить его условия и сдать результата Заказчику за обусловленную государственным контрактом цену и в установленный срок.

В соответствии с п. 2.3. государственного контракта Ответчик ознакомлен и согласен с утвержденным техническим заданием и не имеет замечаний, препятствующих выполнению работ по разработке проектно-сметной документации, а также замечаний увеличивающих цену контракта и сроки выполнения работ по государственному контракту.

Технические, экономические и другие требования к проектно-сметной документации, являющейся предметом государственного контракта, должны соответствовать требованиям постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», государственных стандартов (стандартов), строительных норм и правил, технических регламентов и других действующих на территории Российский Федерации нормативных правовых актов в части состава, содержания и оформления проектной документации по Объекту, а также утвержденному техническому заданию (п. 2.4. государственного контракта).

17.09.2015 года Заказчиком направлено письмо в адрес Подрядчика с указанием на необходимость исполнения государственного контракта в установленный срок.

Истец указал, что в установленный срок работы не выполнены.

Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда в частности при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (п.2 ст.452 ГК РФ).

Разделом 12 контракта определен порядок расторжения контракта.

18.02.2016 года письмом №СЭД-04-05-179 ГКУ ПК «УКС Пермского края» направило в адрес ООО «Строй-Вектор» соглашение о расторжении государственного контракта.

По результатам рассмотрения проекта соглашения о расторжении государственного контракта, направленного 18.02.2016 ГКУ ПК «УКС Пермского края» в адрес ООО «Строй-Вектор», 17.03.2016 ООО «Строй-Вектор» направили в адрес ГКУ ПК «УКС Пермского края» подписанное соглашение о расторжение контракта с протоколом разногласий, в котором указано на необходимость оплаты выполненной работы по разработке проектной документации стадии «Р» в размере 225 360, 00 руб.

Ссылаясь на существенные нарушения ответчиком условий контракта, истец обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском о расторжении контракта.

Правоотношения истца и ответчика вытекают из договора на выполнение работ для муниципальных нужд, регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон N 44-ФЗ).

В соответствии с п. 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

По договору подряда подрядчик обязуется по заданию другой стороны (заказчика) выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик принять результат работ и оплатить его (статья 702 ГК РФ).

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).

Истец указывает на неисполнение условий контракта со стороны ответчика в полном соответствии с условиями этого контракта.

Согласно п. 4.3.7 государственного контракта, п. 12 Технического задания, являющегося приложение № 1 к государственномуконтракту от 15.07.2015 № 2/2015-ПИР, проект надлежит выполнять согласно требованиям, установленным постановлением правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Разделом 6 «Проект организации строительства» указанного постановления в пункте «п» установлено, что проект организации строительства должен содержать перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования.

По мнению истца, письма подрядчика о необходимости приемки и оплаты проектно-сменой документации стадии «Р» противоречат порядку, предусмотренному пунктом 6.1 государственного контракта, в соответствии с которым приемка проектно-сметной документации осуществляется только после получения заказчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости.

Ввиду отсутствия разработанной проектно-сметной документации стадии «П», неполучения результата, указанного п. 15 Технического задания, работы не несут для ГКУ ПК «УКС Пермского края» потребительской ценности, не подлежат использованию в процессе строительства.

ГКУ ПК «УКС Пермского края» был дополнительно направлен запрос в Западно-Уральское управление Ростехнадзора (письмо от 07.04.2016 №04-02-362) о направлении разъяснений о необходимости предоставления подрядчику инженерных изысканий.

Пунктом 8 технического задания к государственному контракту установлено, что инженерные изыскания не требуются.

Согласно ответу Западно-Уральского управления Ростехнадзора (письмо от 19.04.2016 № 03-09/765) необходимость выполнения инженерных изысканий подлежит установлению техническим заказчиком совместно с подрядчиком.

Таким образом, доводы ответчика об отсутствии у него необходимых исходных данных не нашли подтверждения в ходе рассмотрения спора.

Подтверждением наличия у подрядчика исходных данных является письмо ООО «Строй-Вектор» от 29.09.2015 года № 177, согласно которому подрядчиком указывается, что ГКУ ПК «УКС Пермского края» выдавались исходные данные.

В соответствии с п. 2.3. государственного контракта, подрядчик ознакомлен и был согласен с утвержденным техническим заданием и не имеет замечаний, препятствующих выполнению работ по разработке проектно-сметной документации.

Пунктом 4.3 государственного контракта установлено, что подрядчик обязуется выполнять работы в строгом соответствии с условиями настоящего контракта и приложениями к нему (Приложение № 1 Техническое задание).

Оплата прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации, а также экспертизы о достоверности сметной стоимости включена, согласно п. 3.8 государственного контракта, в цену государственного контракта.

Таким образом, суд пришел к выводу, что подрядчик был ознакомлен и согласен с утвержденным техническим заданием, и не имел замечаний в части увеличения цены государственного контракта, объема работ и (или) сроков выполнения работ по государственному контракту.

В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ч. 1, 2 ст. 71 АПК РФ).

В ходе рассмотрения спора Ответчик не представил в материалы дела доказательств надлежащего исполнения своих обязательств по контракту в срок, установленный соглашением сторон. Заключение государственной экспертизы проекта отсутствует.

Ответчик не оспорил доводы истца в части предоставления заказчику проектной документации только стадии Р (без предоставления проектной документации стадии П).

Доказательства невозможности исполнения контракта, в связи с некорректностью технического задания, также не представлены ответчиком в рамках рассмотрения спора (статьи 65, 68 АПК РФ).

На основании изложенного, в отсутствие доказательств передачи результата работ в полном объеме заказчику, требование истца о расторжении контракта №2/2015-ПИР от 15.07.2015г. является правомерным, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 167, 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Расторгнуть государственный контракт №2/2015-ПИР от 15.07.2015г. на разработку проектно-сметной документации по объекту: «Реконструкция инженерных сетей ГАОУ «Пермский кадетский корпус ПФО им.Героя России Ф.Кузьмина» в части технического перевооружения котельной (замена котла).

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья В.В. Удовихина