Арбитражный суд Пермского края
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь
26 ноября 2010 года Дело № А50-15486/2010
Резолютивная часть решения оглашена 24.11.2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.11.2010 года.
Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Неклюдовой А.А.
при ведении протокола помощником судьи Балахниной А.В.
рассмотрел в судебном заседании дело
по иску МУП «Водоканал» г. Березники
к ООО «Новогор-Прикамье»
о взыскании 167 231 руб. 66 коп.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности № 7 от 11.01.2010г.;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 21.06.2010г.
установил:
Истец, МУП «Водоканал г. Березники», обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к ответчику, ООО «Новогор-Прикамье», предъявив исковые требования о взыскании 167 231 руб. 66 коп. задолженности по договору № 36 от 01.03.2006г. на отпуск воды.
Истец на исковых требованиях настаивает в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточнении к нему. Указал, что на основании Постановлению главы города Березники № 2353 от 29.12.2009 для МУП «Водоканал» с 01.01.2010 установлен отпускной тариф на продажу артезианской воды в размере 0,59 руб. за 1 куб.м. без НДС. На основании этого 15.01.2009 истец направил ответчику дополнительное соглашение от 01.01.2010 об изменении цены договора на продажу артезианской воды с 0,53 за куб. м. на 0,59 руб. за куб м. без НДС с 01.01.2010. На оплату воды по договору за январь 2010 года истцом ответчику была выставлена счет-фактура на сумму 1 644 444 руб. 59 коп., которую ответчик отказался акцеповать на сумму 167 231 руб. 66 коп. со ссылкой на п.1 ст.13 Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Истец считает отказ от оплаты указанной суммы необоснованным, т.к. МУП «Водоканал» не обладает совокупностью производственных и имущественных объектов и не осуществляет эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, т.е. не подпадает под действие Федерального закона № 210-ФЗ. Полагает, что отказ от оплаты отпущенной воды по увеличенному тарифу противоречит дополнительному соглашению № 2 от 01.01.2010.
Ответчик против исковых требований возражает. Считает, что позиция истца противоречит базовым принципам тарифного регулирования ценовых ставок на коммунальные ресурсы, т.к. установление тарифа на продажу аретезианской воды возможно только в качестве тарифа на товары организации коммунального комплекса, в ином случае установленный тариф противоречит Положению о порядке регулирования цен (тарифов), вследствие чего является недействительным.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил:
Между сторонами заключен договор № 36 от 01.03.2006 на отпуск воды, на основании которого МУП «Водоканал г. Березники» (поставщик) производит отпуск воды ООО «Новогор-Прикамье» (покупатель) с водозабора «Извер», для хозпитьевого и производственно-технологического водоснабжения и с водозабора «Усолка», с целью хозпитьевого водоснабжения г Березники, соответствующую требованиям, установленным государственными стандартами и иными правилами, согласно объемам и ценам, указанным в приложении № 1,2 (п.1.1).
В п. 1.2 договора указано, что при исполнении настоящего договора, а также по всем вопросам, не нашедшим отражение в договоре, стороны руководствуются действующим российским законодательством, нормативными актами по водоснабжению и водоотведению, законодательством об охране окружающей среды. Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ.
Стороны заключили дополнительные соглашения к договору, в которых отражены изменения цен и тарифов (л.д. 14-18).
Постановлением главы города Березники № 2353 от 29.12.2009 для МУП «Водоканал» с 01.01.2010 установлен отпускной тариф на продажу артезианской воды в размере 0,59 руб. за 1 куб.м. без НДС (л.д. 98).
На основании этого 15.01.2009 истец направил ответчику дополнительное соглашение от 01.01.2010 об изменении с 01.01.2010 цены договора на продажу артезианской воды с 0,53 за куб. м. на 0,59 руб. за куб м. без НДС, которое было подписано ответчиком (л.д. 18).
Истцом ответчику была выставлена счет-фактура № 8а от 29.01.2010 на оплату воды по договору за январь 2010 на сумму 1 644 444 руб. 59 коп. (л.д. 19)
Ответчик отказался акцеповать указанный счет-фактуру на сумму 167 231 руб. 66 коп. со ссылкой на п.1 ст.13 Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (л.д. 20, 23).
Истец считает данный отказ от оплаты указанной суммы необоснованным, т.к. МУП «Водоканал» не обладает совокупностью производственных и имущественных объектов и не осуществляет эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, т.к. у него остались только скважины, все средства для получения воды переданы в аренду ООО «Новогор-Прикамье», что подтверждается представленными в дело доказательствами.
Ответчик пояснил, что Постановлением главы города Березники № 2353 от 29.12.2009 для МУП «Водоканал» отпускной тариф на продажу артезианской воды установлен с 01.01.2010, в то время как тарифы на услуги, оказываемые ООО «Новогор-Прикамье» по водоснабжению и водоотведению для потребителей г. Березники установлены Постановлением главы города Березники № 2351 от 29.12.2009 также с 01.01.2010 года (л.д. 98), но на основании на п.1 ст.13 Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» вступают в силу только через месяц со дня официального опубликования последнего постановления, т.е. могут быть применены не ранее февраля 2010 года, в связи с чем возникает кассовый разрыв.
При этом, ответчик пояснил, что возможности обжаловать постановление об установлении отпускного тарифа на продажу артезианской воды у него не имеется, т.к. оно вынесено в отношении МУП «Водоканал».
Ответчик считает, что позиция истца противоречит базовым принципам тарифного регулирования ценовых ставок на коммунальные ресурсы, т.к. установление тарифа на продажу аретезианской воды возможно только в качестве тарифа на товары организации коммунального комплекса, в ином случае установленный тариф противоречит Положению о порядке регулирования цен (тарифов), вследствие чего является недействительным.
Суд оценил указанные доводы сторон и пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организация коммунального комплекса - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
При этом в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 6 раздела II Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (в редакции от 15.09.2009) к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:
1) тарифы на холодную воду;
2) тарифы на горячую воду;
3) тарифы на водоотведение;
4) тарифы на очистку сточных вод;
5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
В силу п. 1 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановление главы города Березники Пермского края № 2353 от 29.12.2009, которым отпускной тариф на продажу артезианской воды МУП «Водоканал г. Березники» на 2010 год установлен в размере 0,59 руб. за 1 куб. м. без НДС, вынесено в соответствии с Решением Березниковской городской Думы от 26.06.2007 № 310 «О регулировании цен (тарифов), осуществляемом органами местного самоуправления муниципального образования «город Березники» (далее - Постановление № 310) и подпункта 4 пункта 1 статьи 20 Устава города Березники.
При оценке Постановления № 310 можно установить, что данное постановление регулирует вопросы установления тарифом исходя из оценки отнесения их к организациям коммунального комплекса.
Разделом 2 «Положения о порядке регулирования цен (тарифов), осуществляемого органами местного самоуправления муниципального образования «город Березники», утвержденных Постановлением № 310, определен порядок рассмотрения, установления цен (тарифов) и условия регулируемых услуг, кроме организаций коммунального комплекса.
Разделом 3 Положения о порядке регулирования цен (тарифов) установлен Порядок рассмотрения, установления цен (тарифов) организаций коммунального комплекса.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 20 Устава города Березники в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города обладают, в том числе полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Из анализа положений Устава города Березники и Положения о порядке регулирования цен (тарифов), следует, что орган местного самоуправления (Администрация города Березники) вправе устанавливать цены (тарифы) на услуги муниципальных предприятий и учреждений с введением их в действие с момента опубликования.
Постановлением № 2353 от 29.12.2009 установлен тариф на продажу артезианской воды.
Исходя содержания договора на поставку воды № 36, между сторонами сложились отношения, регулируемые положениями об энергоснабжении.
Стороны при заключении договора определили п. 1.2. договора, что при его исполнении руководствуются положениями Правил пользования системой коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 167 от 12.02.1999 года. Пунктом 11 данных Правил установлено, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения.
Вышеупомянутым Положением о порядке регулирования цен (тарифов) установление тарифов на товары предусмотрено только в отношении товаров организаций коммунального комплекса.
Поскольку отпускаемая вода оценивается как товар, то применение к ней положений о возмездном оказании услуг невозможно.
Таким образом, общая совокупность взаимоотношений сторон регулируется положениями законодательства об энергоснабжении, которые, в свою очередь, являются составной частью положений о купле-продаже.
Из всего изложенного следует, что установление тарифа на продажу артезианской воды возможно только в качестве тарифа на товары организации коммунального комплекса, в ином случае установленный тариф противоречит Положению о порядке регулирования цен (тарифов), и, следовательно, является недействительным.
Таким образом, новый тариф может применяться не ранее чем по истечении одного месяца с момента его установления, как это предусмотрено положениями п. ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ, при этом следует учитывать, что тариф может считаться установленным не ранее официального опубликования соответствующего постановления либо момента вступления в силу соответствующего постановления об утверждении тарифа.
Судом учтены пояснения сторон о том, что такие изменение тарифов на 2011 год (и последующие годы) будет производиться аналогичным образом, что повлечет за собой возникновение аналогичного кассового разрыва, т.к. тарифы на водоснабжение для ООО «Новогор-Прикамье» вступят в силу через месяц со дня официального опубликования (№ 210-ФЗ), а тариф на продажу артезианской воды МУП «Водоканал» будет применен без соблюдении указанных требований.
На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья А.А. Неклюдова