ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-1550/10 от 19.03.2010 АС Пермского края

Арбитражный суд Пермского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь

24 марта 2010 г. Дело № А50-1550/2010

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2010 г. Полный текст решения изготовлен 24 марта 2010 г.

Арбитражный суд Пермского края в составе:

судьи О. В. Вшивковой,

при ведении протокола судебного заседания судьей О. В. Вшивковой,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуальных предпринимателей

Денисова Дмитрия Викторовича,

Евстигнеева Максима Константиновича,

Щедрина Андрея Владимировича

к Правительству Пермского края

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,

Администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края,

Министерства финансов Пермского края,

Министерства общественной безопасности Пермского края

о признании незаконным бездействия.

Дело рассмотрено с участием представителей индивидуальных предпринимателей Денисова Дмитрия Викторовича, Евстигнеева Максима Константиновича, Щедрина Андрея Владимировича Коуровой Л.Ю. (доверенности от 01 февраля 2010 г.), Правительства Пермского края Окуловой Н.В. (доверенность от 09 апреля 2009 г.), Администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края Чупиной О.Ю. (доверенность от 10 февраля 2010 г.), Министерства финансов Пермского края Гаряевой Н.Д. (доверенность от 30 декабря 2009 г.), Министерства общественной безопасности Пермского края Окуловой Н.В. (доверенность от 24 сентября 2009 г.).

Индивидуальные предприниматели Денисов Дмитрий Викторович, Евстигнеев Максим Константинович и Щедрин Андрей Владимирович (далее – заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований в судебном заседании 19 марта 2010 г.) о признании незаконными бездействия Правительства Пермского края, выразившегося в невключении и невыделении из резервного фонда Правительства Пермского края бюджетных ассигнований для возмещения ущерба, причиненного собственникам нежилых помещений, связанных с устранением последствий чрезвычайной ситуации по адресу: г.Лысьва, ул.Ленина, 35. Заявители просят обязать Правительство Пермского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей путем включения их в распоряжение Правительства Пермского края от 09 ноября 2009 г. № 153-рп «О выделении бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Пермского края на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации в г.Лысьва, связанной с обрушением жилого дома»..

Поскольку в судебном заседании 19 марта 2010 г. заявитель отказался от требований о признании незаконными бездействия Администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края и суд принял отказ на основании ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), то в этой части в силу ст. 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению.

В связи с вышеизложенным суд по существу рассмотрел требования заявителя об оспаривании бездействия Правительства Пермского края.

Заявитель считает, что Правительство Пермского края, выделяя из резервного фонда средства для приобретения жилья и выделения квартир жителям аварийного дома, проживавшим по договорам социального найма и для выкупа жилых помещений в аварийном доме у собственников жилья, должно было выделить средства и для возмещения ущерба собственникам нежилых помещений.

Требования заявителя основаны на ст.ст. 34, 35 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и на Положении о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 07 декабря 2007 г. № 316-п (далее – Положение).

Правительство Пермского края не согласно с заявленными требованиями, указывая на отсутствие обязанности выделять средства для возмещения ущерба собственникам нежилых помещений, расположенных в жилом доме, признанном аварийным. Правительство Пермского края считает, что выделение спорных средств из резервного фонда на основании Положения является его правом, а не обязанностью.

Администрация Лысьвенского городского поселения Пермского края, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, указывает на отсутствие обязанности Правительства Пермского края выделять средства для возмещения ущерба собственникам нежилых помещений.

Министерство финансов Пермского края, также являющееся в настоящем деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, возражает против заявленных требований, указывая, что финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Министерство общественной безопасности Пермского края, участвующее в деле как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, не согласно с позицией заявителей по доводам, соответствующим доводам Правительства Пермского края и Министерства финансов Пермского края.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, выданным 14 февраля 2009 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (т.1, л.д.52-54) заявители являются собственниками встроенных нежилых помещений площадью 219,1 кв.м, расположенных в цокольном этаже 4-этажного шлакоблочного жилого дома, расположенного по адресу: Пермский край, Лысьвенский район, Лысьвенское городское поселение, г. Лысьва, ул.Ленина, 35.

Межведомственная комиссия, назначенная главой администрации Лысьвенского городского поселения, 27 апреля 2009 г. обследовала указанный жилой дом, составила соответствующий акт и приняла заключение о признании жилого дома № 35 по ул.Ленина г.Лысьвы аварийным и подлежащим сносу (т.1, л.д.22-25). Глава администрации Лысьвенского городского поселения 28 апреля 2009 г. вынес постановление № 37-га (т.1, л.д. 26-27), определив в нем порядок расселения жильцов и сноса дома, а 22 мая 2009 г. направил заявителям предложение о сносе дома. Заявители отказались производить снос дома за свой счет, оформив соответствующие заявления от 25 мая 2009 г. (т.1, л.д. 107-112).

Дом № 35 по ул.Ленина г.Лысьвы был снесен за счет администрации Лысьвенского городского поселения, что подтверждается актом от 27 ноября 2009 г. (т.1, л.д. 71).

Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 09 ноября 2009 г. № 153-рп «О выделении бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Пермского края на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации в г.Лысьва, связанной с обрушением жилого дома» (т.1, л.д. 20) Правительство Пермского края выделило из резервного фонда Пермского края Министерству общественной безопасности Пермского края для передачи администрации Лысьвенского городского поселения бюджетные ассигнования в сумме 22 783 924,20 руб. для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанной с обрушением 24 апреля 2009 г. жилого дома по адресу: ул.Ленина, 35 г.Лысьвы. Средства выделены для приобретения жилья с целью увеличения муниципального жилого фонда и выделения квартир жителям аварийного фонда, проживавшим по договорам социального найма и для выкупа жилых помещений у собственников жилья.

В соответствии со ст.200АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили действие (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пунктом 2.1 Положения предусмотрено, что средства резервного фонда используются на финансовое обеспечение следующих непредвиденных расходов: проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, противопаводковых мероприятий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечение деятельности краевого оперативного штаба в условиях чрезвычайных ситуаций на территории Пермского края, урегулирование непредвиденных экономических ситуаций на территории Пермского края, проведение социально-культурных мероприятий краевого значения, не предусмотренных бюджетом Пермского края, проведение мероприятий, связанных с празднованием юбилейных дат и и другие непредвиденные расходы.

собственности.

В силу п.2.3 Положения бюджетные ассигнования резервного фонда выделяются главным распорядителям средств бюджета Пермского края на основании распоряжения Правительства Пермского края.

Согласно п.2.5 Положения средства резервного фонда предоставляются органам государственной власти Пермского края и органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, организациям на безвозвратной и безвозмездной основе.

Из норм указанного Положения не следует безусловная обязанность Правительства Пермского края выделять средства при возникновении ситуаций, аналогичных той, что возникла у заявителей.

Иные нормативные акты, в силу которых Правительство Пермского края обязано выделить средства заявителям из резервного фонда, заявитель не указал.

При таких обстоятельствах суд считает, что обстоятельства, которые в силу ст.200 АПК РФ являются основанием для признания бездействия Правительства Пермского края незаконным, отсутствуют.

Ссылки заявителей на ст. 34, 35 Конституции Российской Федерации, ст. 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации суд проверил, но не принял в силу следующего.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Согласно ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу подлежит возмещению, если он причинен в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этого органа.

Статьи 235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают основания прекращения права собственности и порядок изъятия имущества, связанного с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Поскольку заявитель в настоящем деле не оспаривает действия (бездействие) по принудительному отчуждению его имущества, также как и не заявляет требование о взыскании убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этого органа, то оснований для применения ст. 34, 35 Конституции Российской Федерации и ст. ст.235, 239 Гражданского кодекса Российской Федерации нет.

Порядок возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления, регулируется ст.ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации к данным гражданским правоотношениям не должна применяться.

Более того, сами по себе указанные нормы не подтверждают обязанность Правительства Пермского края выделять средства заявителям из резервного фонда.

На основании вышеизложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 100 рублей и в силу ст. 110 АПК РФ расходы на ее уплату возлагаются на заявителей.

Поскольку заявители по настоящему делу уплатили государственную пошлину 200 рублей, то излишне уплаченные 100 рублей на основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат возврату им из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 168-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований о признании незаконными бездействия Правительства Пермского края отказать.

Производство по делу в части требований об оспаривании бездействия Администрации Лысьвенского городского поселения прекратить.

Возвратить из федерального бюджета государственную пошлину Денисову Дмитрию Викторовичу 34 руб.00 коп., уплаченную по чеку-ордеру № 52 от 01 марта 2010 г., Евстигнееву Максиму Константиновичу 34 руб.00 коп., уплаченную по чеку-ордеру № 51 от 01 марта 2010 г., Щедрину Андрею Владимировичу 33 руб.00 коп., уплаченную по чеку-ордеру № 53 от 01 марта 2010 г.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет – сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья О.В. Вшивкова