ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А50-15669/13 от 25.12.2013 АС Пермского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь

27 декабря 2013 года Дело № А50-15669/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 декабря 2013 года.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Трефиловой Е.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Окуловой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

товарищества собственников жилья «Светлый» (ОГРН 1035900359604, ИНН 5903017131)

к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (ОГРН 1025900760984; ИНН 5903006323)

о признании недействительным решения

В судебном заседании приняли участие:

от заявителя: Любимов Л.С, доверенность от 15.11.2012 б/н, предъявлено удостоверение адвоката;

от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом

Товарищество собственников жилья «Светлый» (далее – заявитель, товарищество, ТСЖ «Светлый») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 14.05.2013г. № 069 002 13 РК 0034863 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В обоснование требований заявитель ссылается на правомерность применения товариществом пониженного тарифа страховых взносов по подпункту «я.2» пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) как плательщика страховых взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения и основным видом деятельности которого является управление недвижимым имуществом.

Управление заявленные требования не оспорило, отзыв на заявление не представило, представителя для участия в судебном заседании не направило.

В силу ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.

Управлением в отношении товарищества проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, по результатам проведения которой составлен акт от 20.03.2013 №06900230034529 (л.д.14-17).

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки Управлением принято решение от 14.05.2013г. № 069 002 13 РК 0034863 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым ТСЖ «Светлый» привлечено к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в размере 6 822,47 руб., начислены пени по состоянию на 20.03.2013 в размере 875,10 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 34 111,57 руб. (л.д.11-13).

Кроме того, указанным решением товарищество привлечено к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 13 000 руб. за непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов следующих документов: корректирующего расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС и ОМС по основному тарифу за 2012 год; индивидуальных сведений на категорию застрахованного лица «НР» с типом «исходные» за 2012 год (формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2), сведений о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов – страхователями в пользу физических лиц (форма СЗВ-6-3) за 2012 год, форма АДВ-6-2, форма АДВ-6-4.

Основанием для вынесения указанного решения послужили выводы Управления о том, что ТСЖ «Светлый», являясь некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по управлению недвижимым имуществом, не относится к категории организаций, имеющих право на применение пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Не согласившись с решением Управления, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 9, 65, 71 АПК РФ в совокупности с пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ ТСЖ «Светлый» является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).

На основании ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Частью 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.

Федеральным законом от 03.12.2011 № 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, часть 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.

Статьей 58 Закона 212-ФЗ также установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере.

Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Согласно подпункту «я.2» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОКВЭД)), которых является управление недвижимым имуществом.

Суд, проанализировав нормы права, изложенные в подпункте «я.2» пункта 8 части 1 статьи 58 Закона № 212-ФЗ, пришел к выводу о том, что после введения п. 11 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ никаких ограничений либо запретов по применению положений п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ для некоммерческих организаций не установлено.

Напротив, с 01.01.2012 перечень плательщиков, которые могут применять пониженные тарифы страховых взносов, расширен и сужению не подлежит.

Соответствующее толкование внесенных изменений следует из разъяснений, данных в письмах ФСС РФ от 18.12.2012 № 15-03-11/08-16893 и от 10.02.2012 № 15-03-11/08-1395.

В соответствии с ОКВЭД к группе «Управление недвижимым имуществом» (код 70.32) относятся, в том числе, «Управление эксплуатацией жилого фонда» (код 70.32.1) и «Управление эксплуатацией нежилого фонда (код 70.32.2).

На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 № 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н (действующим в проверяемый период) в данной форме предусмотрен подразделом 3.6 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ», в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения; сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.

Согласно информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.

Из вышеизложенного следует, что для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.

Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.

Согласно подразделу 3.6 формы РСВ-1 ПФР доля доходов в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ определяется следующим образом: сумму доходов, определяемую в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона №212-ФЗ (руб.), следует разделить на сумму доходов, определяемую в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, всего (руб.) и умножить на 100 процентов (строка 362 расчета РСВ-1 ПФР / строка 361 расчета РСФ-1 ПФР) х 100 (%)).

Факт применения ТСЖ «Светлый» упрощенной системы налогообложения подтверждается материалами дела и заинтересованным лицом не оспаривается.

Из материалов дела следует, что в разделе 3 расчета по форме РСВ-1 ПФР за отчетный период 2012 год товариществом в подразделе 3.6. «Основания применения пониженного тарифа» (код строки 363) «доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ» доля доходов указана 99,47 % (л.д.18-21).

Из представленной заявителем книги учета доходов и расходов ТСЖ «Светлый» на 2012 год усматривается, что все поступившие от собственников жилья денежные средства учтены товариществом в качестве выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 НК РФ.

По составу сгруппированных доходов усматривается, что они связаны с управлением имуществом.

Таким образом, товарищество имеет облагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст. 58 Закона № 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.

Из представленных заявителем в материалы дела бухгалтерских документов (анализа счета 51 за 2012 год, отчета по проводкам за 2012 год) следует, что все поступившие в отчетном периоде доходы от сдачи в аренду имущества в многоквартирном доме учтены товариществом в качестве выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из состава сгруппированных доходов следует, что они связаны с управлением имуществом.

Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2011 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Данный классификатор содержит подкласс 70.32 «Управление недвижимым имуществом», который включает группировку видов деятельности с кодом 70.32.1 «Управление эксплуатацией жилого фонда».

Из письма Министерства финансов Российской Федерации от 01.06.2012 № 03-11-06/3/39 следует, что правом на применение пониженного налогового коэффициента обладает организация при наличии двух условий: применение упрощенной системы налогобложения и наличие ОКВЭД группы 70.32.

В соответствии с ОКВЭД к группе «Управление недвижимым имуществом» (код 70.32) относится, в том числе и вид деятельности «Управление эксплуатацией жилого фонда» (код 70.32.1). В свою очередь, в указанный вид деятельности входит подвид «Деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда».

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что деятельность товарищества по сдаче в аренду общего имущества собственников жилья входит в группу 70.32. и самостоятельной классификации по иным группам ОКВЭД не требует, указание заявителем ОКВЭДа 70.32.1. является обоснованным и соответствует подп. 2 «я» п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ.

Таким образом, ТСЖ «Светлый» имеет облагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст. 58 Закона № 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.

Таким образом, суд установил, что ТСЖ «Светлый» применяет упрощенную систему налогообложения, основным видом его деятельности является управление недвижимым имуществом, получает доход более 70 % от этого вида деятельности.

Следовательно, у Управления не имелось правовых оснований для привлечения товарищества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах по ч. 1 ст. 47 и ст. 48 Закона № 212-ФЗ, а также начисления недоимки по страховым взносам и соответствующих пени.

При изложенных обстоятельствах требование подлежит удовлетворению, оспариваемое решение - признанию недействительным.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с заинтересованного лица.

Руководствуясь 110, 167-170, 176, 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Р Е Ш И Л :

Требование удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми от 14.05.2013г. № 069 002 13 РК 0034863 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах как несоответствующее Федеральному закону № 212-ФЗ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ «Светлый».

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми (ОГРН 1025900760984; ИНН 5903006323) в пользу ТСЖ «Светлый» (ОГРН 1035900359604, ИНН 5903017131) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.

Судья Е.М. Трефилова